Методическая разработка урока дисциплины Хоровое пение по теме: «Введение в образовательную программу»
Методическая разработка урока
преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Сырокваша В.В.
Предмет: «Хоровое пение».
Место проведения: МОУ «Гимназия № 6».
Класс: второй (первый год обучения по программе).
Преподаватель: Сырокваша Виктория Викторовна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Жанр урока: творческая лаборатория.
Тема урока: «Введение в образовательную программу».
Цель урока: формирование интереса к общению с музыкой.
Задачи:
образовательные:
познакомить с различными типами и видами хоровых коллективов, наиболее яркими представителями этого жанра.
обеспечить обучающихся элементарными знаниями о певческой установке;
познакомить с основными жестами дирижёра.
развивающие:
формировать элементарные вокально-хоровые умения и навыки;
расширять музыкально-слуховой опыт обучающихся.
воспитательные:
воспитывать чувство личной ответственности за результат совместной работы;
стимулировать и поощрять музыкально-творческую деятельность;
ТСО:
фортепиано (синтезатор);
стулья (по количеству обучающихся);
ПК или ноутбук,
мультимедийный проектор, экран.
Методическое обеспечение:
Рабочая образовательная программа по предмету «Хоровое пение» для обучающихся I-II классов инструментальных отделений, в возрасте 7-10 лет;
Конструкт, структура, сценарий урока.
Затямина Т.А., Современный урок музыки: методмка консруирования, сценарии прведения, тестовый контроль: учебно-метод.пособие [ТЕКСТ]/Т.А. Затямина.-3-е изд. – М.: Издательство «Глобус», 2010.–170 с. (Уроки мастерства).
Педагогическая практика: Учебно-методические материалы: Для студентов IV курса музыкального отделения педвузов [ТЕКСТ, НОТЫ]/сост.Г.М.Синдикова. - Стерлитамак.: Стерлитамак. гос. пед. инс-т, 2003. – 75 с.
Школьная песня: Методические рекомендации по освоению в классе хорового дирижирования и практической работы с детьми на уроках музыки в школе. Вторая часть [ТЕКСТ]/А.Н.Насифуллина. – Уфа: РИОБашГУ, 2003 – 20 с.
Дидактический материал:
презентация «Хоровые коллективы».
Раздаточный материал:
слова песни А.Островского «До, ре, ми, фа, соль»;
Наглядный материал:
видеоролик выступления Большого детского хора Всероссийского радио и центрального телевидения
Диагностический материал:
анкета «Мои музыкальные интересы».
Учебные пособия:
Добровольская Н.Н., Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. [НОТЫ]/Н.Н.Добровольская. – М.: Музыка,1987. - 47 с.
Музыкальный материал:
Добровольская Н.Н. Упражнения № 17, 23, 26.
Островский А., слова З. Петровой «До, ре, ми, фа, соль» песня для детского хора из телепередачи «Урок пения».
План проведения урока
Организационный момент:
Приветствие.
Знакомство с обучающимися.
Подготовка к основному этапу урока:
Сообщение темы урока.
Содержание предмета «Хоровое пение».
Презентация «Типы и виды хоровых коллективов».
Организация певческого аппарата: певческая установка;
Артикуляционная гимнастика, скороговорки.
Работа над вокально-хоровыми упражнениями.
Основной этап урока:
Представление песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль».
Работа с раздаточным материалом: текст песни «До, ре, ми, фа, соль».
Разучивание песни.
Эскизное исполнение первого куплета песни
Заключительный этап урока:
Подведение итогов урока, рефлексия.
Оценка деятельности обучающихся.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
слайд № 1 Ф.И.О. участника конкурса
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Меня зовут Виктория Викторовна, я преподаю хоровое пение в музыкальной школе. Давайте познакомимся с вами поближе. Прошу каждого из Вас, назвать своё имя и фамилию, а затем ответить на вопросы небольшой анкеты.
слайд № 2 анкета «Мои музыкальные интересы»
педагог объясняет порядок действий
дети заполняют анкету
цель: изучение личностных музыкальных предпочтений
ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ РАБОТЫ
Педагог:
Ребята, я обратила внимание: какие у Вас звонкие голоса! Надеюсь, что мы хорошо поработаем на уроке.
Тема урока « Введение в предмет «Хоровое пение». Название говорит за себя.
Хор – это творческий коллектив, исполняющий вокальную музыку, в основном – многоголосную.
Слово «хор» произошло от латинского слова «chorus» - толпа, собрание.
«Типы и виды хоровых коллективов»:
слайд № 3 «Мужской хор»
слайд № 4 «Женский хор»
слайд № 5 «Детский хор»
слайд № 6 «Смешанный хор»
Педагог:
Различают хоры однородные по составу исполнителей, например: мужской хор или женский хор, детский хор – самый известный и именитый – БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ХОР ВСЕРОССИЙСКОГО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ, которым уже долгие годы руководит Г. Попов. В концертной практике наиболее распространён смешанный хор. Он состоит из 4-х партий: сопрано – высокие женские голоса, альты - низкие женские голоса, тенора – высокие мужские голоса, басы – низкие мужские голоса. Поэтому обладает большими возможностями в передаче музыкальных образов.
слайд № 7 «Народные хоры» слайд № 8 «Академический хор».
Педагог:
По манере исполнения и музыкальному репертуару хоры подразделяются на - академические и народные.
Ребята, а может кто-то из вас назвать какой-нибудь известный народный хор?
Дети:
Не знаем.
Педагог:
Народные хоры – хор им. М. Пятницкого, Воронежский народный хор и др.
Академические – хор им. В. Свешникова в Москве и др.
Педагог:
Сегодня мы познакомимся с известной детской песней «До, ре, ми, фа, соль ». Её авторы поэт Зоя Петрова и
Ой, ребята, подскажите: как называют музыканта, который пишет музыку?
актуализация имеющихся знаний
метод создания проблемной ситуации
Дети:
Композитор.
Педагог:
Верно, молодцы! Композитор Анатолий Островский.
Но прежде, чем приступить к её разучиванию, сначала, как это делают все профессиональные вокалисты, подготовим свой певческий аппарат к работе. Певческий аппарат – это наш голос, губы, язык, нос, голосовые связки и многое другое.
Педагог:
Музыкант-вокалист должен правильно сидеть, стоять, брать правильно дыхание, уметь его распределять.
слайд № 9 «Певческая установка»
Во время пения держаться свободно и непринуждённо.
Выпрямить корпус и шею, челюсть довольно расслаблена.
Плечи немного опущены, голова держится прямо.
цель: формирование певческой установки:
выполнение упражнений:
Разогрев активных точек
Артикуляционная гимнастика
Инсценировка отрывка сказки «Путешествие язычка» напряжение
цель упражнений: снятие мышечного напряжения
Упражнения на дыхание:
«Свеча»
Порядок выполнения:
Глубоко вдохнуть, зафиксировать (остановиться), а затем медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараемся сделать так, чтобы пламя легло и будем держать его в таком положении до конца выдоха. Выдох должен быть ровным и медленным. В качестве контроля можно использовать узкую полоску бумаги. При правильном ровном выдохе она отклоняется и остаётся в таком положении до конца выдоха. Если выдох прерывистый, то бумажка то поднимается, то опускается.
«Шарик» - выполнять по аналогии с предыдущим упражнением. Выдох производится на звуки ТСС
Цель этих упражнений: формирование техники дыхания, умения равномерно распределять его.
Педагог:
Ребята, как называют человека, который руководит коллективом музыкантов?
Дети:
Дирижёр
Педагог:
Верно! Дирижёр, которому подчиняется каждый из коллектива. А управляет дирижёр при помощи жестов.
Их всего 3: Внимание (взять дыхание), начать пение, закончить пение.
педагог объясняет и показывает
дети повторяют
образно каждый жест можно сравнить с цветом светофора:
Вынесенная вперёд рука педагога – внимание – жёлтый цвет
Вступление – поём – зелёный цвет.
Снятие – молчим – красный цвт.
Распевание – упражнения, которые выполняются перед пением, секвенциям по полутонам на ч.4.
В младших классах распевания необходимо проводить на упражнениях с текстом (попевки). Их следует начинать с примарных звуков, когда голос звучит естественно, без напряжения.
Закрытым ртом на одном звуке.
Пение слогами «Ма-мэ-ми-мо-му», «Да-дэ-ди-до-ду»
цель: формирование умения держать унисон на одном звуке
№23, № 26
цель: выравнивание звучания гласных, добиться ансамблевой стройности звучания
№ 17
цель: формирование отрывистого характера звучания, укрепление брюшных мышц и диафрагмы
Скороговорки: «Бык – тупогуб», «Веники», «Про Егорку»
цель: развитие беглости певческого голоса.
первичное закрепление знаний через выполнение всего комплекса упражнений распевание
Основной этап
изучение нового материала
Педагог:
Ребята, мы с вами хорошо подготовили наш музыкальный инструмент к работе. Предлагаю вначале прослушать песню
видеоролик: выступление Большого детского хора .
Островский «До, ре, ми, фа, соль»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Педагог:
Понравилась ли вам эта песенка?
Дети:
Да.
Педагог:
Тогда приступим к её разучиванию.
первоначально разучивается только один куплет
педагог эмоционально ярко пропевает фразу 2-3 раза, при этом с каждым новым заданием для учеников:
Пропеть про себя.
Показать рукой направление движения мелодии - метод пластического интонирования.
Пропеть на P вместе с преподавателем.
Далее исполняют эту фразу самостоятельно. Можно использовать игру «Эхо».
Все фразы соединяются – эскизное исполнение песни.
Учитывая физиологические особенности развития младших школьников (у многих плохо развиты музыкальная память и слух, чтобы закрепить выученный куплет песни, необходимо повторить его 2-3 раза.
Заключительный этап урока
Педагог:
Молодцы, ребята!
Но, к сожалению, наш урок подходит к концу.
Что нового вы узнали сегодня на уроке. Чем мы занимались на уроке? Что вам больше всего запомнилось?
Дети:
Мы пели. Узнали как нужно правильно брать дыхание, что нужно подчиняться руке дирижёра
рефлексия
анализ и обобщение
систематизация знаний и способов действия
Педагог:
Спасибо всем за урок, было очень приятно с вами познакомиться и работать. Урок окончен! До свидания!
15