Программа внеурочной деятельности Звонкие голоса вокально-хоровое пение (1 — 4 класс)
Программа внеурочной деятельности
«Звонкие голоса»
Вокально-хоровое пение
Возраст учащихся – 7-10 лет (1-4 классы)
Учитель: Воробьева С.В.
Пояснительная записка
Коллективное пение - одна из самых массовых форм народного музицирования. Музыка и пение традиционно играли важную роль в воспитании детей и формировали у них музыкальную культуру. Хоровое искусство и хоровое воспитание оказывают влияние на становление духовной культуры, нравственных качеств личности, художественно - эстетическое развитие детей.
Основная цель, стоящая перед младшим вокальным коллективом - овладение начальными вокально - хоровыми, метроритмическими и теоретическими навыками, подготовка детей к дальнейшим занятиям в группе, приобщение детей младшего школьного возраста к участию в праздничных мероприятиях.
Цель-развитие индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение её к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,
развитие и укрепление интереса детей к музыке, хоровому искусству,
развитие музыкальных и творческих способностей детей,
воспитание и развитие вокально-хоровых навыков (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование),
развитие общеэстетического кругозора и обогащение внутреннего мира ребёнка,
образно - эмоциональное восприятие окружающего мира через хоровое пение.
Обучение пению включает много задач в области вокальной работы (звукообразование, артикуляция, дикция, дыхание), ансамбля, строя, изучения нотного и литературного текста. Эти задачи являются общими для всех детей и вместе с тем специфическими для каждой группы.
Программа рассчитана для детей 7-8 и 9-10 лет и планируется на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по группам. Необходимо периодически объединять группы и проводить сводные репетиции перед выступлениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учебные занятия проводятся один раза в неделю. Групповые занятия - основная форма работы. Самым главным принципом обучения в вокальной группе является принцип эмоциональной драматургии занятий. Прежде всего — это создание атмосферы увлечённости, участие детей в создании музыкального образа произведения, познании музыки через собственные действия. Для этого используются следующие формы работы - движения под музыку, пение, игровые формы.
С самого начала необходимо дать детям почувствовать, что пение это - с одной стороны, серьёзное занятие, где ребята получают определённые знания, умения, навыки, а с другой стороны - это творческий процесс, в котором сможет присутствовать игра, шутка, поиск новых исполнительских красок. Дети должны чувствовать эстетическое наслаждение от исполнения музыкального произведения, от коллективного пения.
Построение занятий любой группы основывается на принципе контраста: чередование различных форм деятельности, приемов работы, темпов произведений и т.д. Каждое занятие необходимо завершать исполнением любимых песен детей.
Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части. Для наглядности возможно использовать на занятиях технические средства обучения (аудио и видео).
Занятия для детей могут проходить как по группам, так и индивидуально. Это обусловлено работой над общим репертуаром группы, подготовкой концертного выступления.
Воспитательная работа - составная часть образовательной деятельности вокального коллектива. Патриотическое и нравственное воспитание взято за основу данной программы занятий.
Участие в концертах развивает у детей устойчивый интерес к творчеству, к пению, сольному пению, обогащает внутренний мир, расширяет кругозор. Для достижения результата воспитательной и образовательной деятельности коллектива используются следующие формы мероприятий: концертные выступления, смотры, конкурсы, фестивали детского творчества, тематические недели и дни, художественные программы, театрализованные представления. Они проходят как на базе школы, так и в других учреждениях района и города.
Условия реализации деятельности вокального коллектива.
Занятия групп проходят в кабинете № 234. Площадь кабинета достаточна для занятий. Кабинет хорошо освещен. Проветривание кабинета производится в соответствии с графиком. Имеется магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений на дисках, компьютер, телевизор. Данные технические средства помогают разнообразить деятельность учащихся на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
«Звонкие голоса» 1-2 класс
№ п/пТема урока Кол-во часов
1 Пение любимых песен 1
2 Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? 1
3 Хоровое пение Упражнения Слушание музыки 1
4 Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен. 1
5 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
6 Хоровое пение, упражнения на развитие голоса. Как нужно исполнять патриотические песни? 1
7 Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. Поём песни о России. 1
8 Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания. 1
9 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
10 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
11 Упражнения для развития голоса, игры, инсценировки. Песни о России. 1
12 «Мы живём в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе. 1
13 Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни. 1
14 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
15 Пение любимых песен, песни о Родине. 1
16 Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. 1
17 Вокальные упражнения. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская). 1
18 «Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. 1
19 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
20 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
21 Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями военного характера. 1
22 Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок. 1
23 Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля 1
24 Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев. 1
25 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
26 Чистое интонирование. Работа над песнями. 1
27 Работа над артикуляцией (четко произносим текст). Маршевость в патриотических песнях. 1
28 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
29 Чистое интонирование. Работа над песнями. 1
30 «Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. 1
31 Пение любимых песен 1
32 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
33 Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. 1
Календарно – тематическое планирование
«Звонкие голоса» 3-4 класс
№ п/пТема урока Кол-во часов
1 Знакомство. Пение любимых песен детей. 1
2 Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? 1
3 Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен. 1
4 Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. Как исполнять патриотические песни? 1
5 Движение мелодии вниз, вверх, скачкообразное. Работа над певческими упражнениями. Песни о Родине. 1
6 Усвоение певческих навыков. Дыхание. Легкий звук. Напевность. Лирика в песнях о России. 1
7 Продолжение работы над песнями. 1
8 Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания. 1
9 Высота звуков. Интонация. Пение упражнений на удерживание звука, на движение мелодии вверх и вниз. 1
10 «Мы живём в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе. 1
11 Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни. 1
12 Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. 1
13 Импровизация. Мелодия. Фраза. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская). Патриотические песни. 1
14 «Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. 1
15 Пение упражнений с отчётливым произношением гласных в словах, согласных - в конце слова. Применение этих приёмов в военных песнях. 1
16 Игровые песни. Игровой, шуточный характер в музыке. 1
17 Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями. 1
18 Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок. 1
19 Музыкальное сопровождение. Динамика в пении. Темп звучания. 1
20 Пение лёгким звуком в оживлённом темпе. Работа над передачей весёлого, шуточного характера песни. 1
21 Вступление. Дыхание. Выразительность. Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля. 1
22 Гимн - торжественная песня - слава. Контроль слухом качества пения товарищей. 1
23 Эмоциональность при пении. Исполнение гимна. 1
24 Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев. 1
25 Патриотизм русской песни. Умение показывать рукой движение мелодии вверх и вниз, передавать долгие и короткие звуки. 1
26 Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией ( чёткое произношение слов). 1
27 Чистое интонирование. Работа над песнями. 1
28 Работа над эмоциональным исполнением песен. Работа над артистизмом. 1
29 Жанровая основа песни: вальс, колыбельная. 1
30 Запев. Припев. Смена темпов. Разучивание песни. Движения под музыку. Военные песни. 1
31 Упражнения на дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Пение лёгкое, подвижное, без напряжения. 1
32 Умение слушать (и слышать) себя и товарищей. Пунктирный ритм. 1
33 Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. Повторение песен. 1
34 Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. Повтор песен. 1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Специфика данной программы не позволяет педагогу использовать многообразные формы обучения. Здесь могут быть использованы следующие формы: занятие (текущее, открытое, контрольное), викторина, конкурс (как разновидность контрольного занятия).
Однако несмотря на ограниченность форм обучения, педагог может использовать самые разнообразные методы и методические приёмы:
словесный метод (рассказ, объяснение);
наглядный метод (личный показ педагога; слушание музыкальных произведений);
практический (упражнения, выполнение тестов);
репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
метод самостоятельной работы обучающихся.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией образовательной программы, а также за усвоением обучающимися определённых знаний, формированием навыков и умений - важная задача для педагога. И здесь он может пользоваться самыми разнообразными методами проверки и контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест, письменные проверочные работы, творческие задания и т.д.
Реализация программы требует создания соответствующих материальных условий. К их числу относятся:
Светлое, чистое, проветриваемое помещение.
Настроенный инструмент (рояль, фортепиано).
Линованная доска (или заменяющие её трафареты).
Камертон.
Столы, стулья, письменные принадлежности.
Музыкальный центр (магнитофон).
Методические материалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБагадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. - М., 1953.
Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. -М., 1953.
Вербов A.M. Техника постановки голоса-М., 1961.
Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. - М., 1977.
Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. - Л., 1968.
Гарсия М. Школа пения. - М., 1957.
Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре, - М., 1960.
Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. - М., 1950.
Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1964.
Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе.-М., 1982.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1967.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.
Назаренко И.К. Искусство пения. -М., 1968.
Садовников И. Орфоэпия в пении. -М., 1958.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992.