Самоанализ проф. деятельности по проблеме: Роль воспитателя в коррекции речи детей-логопатов
Управление образования Красносулинского района Ростовской области
Самоанализ
профессиональной деятельности
Гавриловой Зои Ивановны
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида
№9 «Ласточка»
по проблеме:
«Роль воспитателя в коррекции речи
детей-логопатов»
(за период работы: март 2010 г. – декабрь 2015 г.)
г. Красный Сулин
2015 г.
Роль воспитателя в коррекции речи детей-логопатов.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи. Дети с таким диагнозом являются основным контингентом моей логопедической группы, они составляют сложную разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Я как воспитатель логопедической группы работаю в контакте с логопедом, закрепляю навыки правильной речи у детей. Поэтому достигаю неплохих результатов в своей работе. Ответственная роль во время проведения занятий лежит на мне как на воспитателе. Я слежу за речью детей в процессе занятий и в повседневной жизни. На вечерних занятиях с детьми по заданию логопеда упражняю детей в применении, употреблении речевых моделей:
- употребление наречий «мало», «много» в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг, много динозавров, мало машин);
- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);
- сочетание винительного падежа числительных с существительными , обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, но трех белочек, четырех мальчиков и т.п.)
Дети, не имеющие задание логопеда на текущий вечер занимаются настольно-печатными играми: «чей домик?», «Домино», «Лото». Ребята моей группы очень любят игры по формированию мелкой моторики рук (разные мозаики, конструкторы и т.п.), логопедические раскраски, занимаются свободным рисованием, лепкой т.е теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного моего участия.
Чтобы дети приучались работать самостоятельно и вели себя адекватно, мною была проведена большая работа: много читала сказок, проводила беседы, в результате чего дети сами делали выводы, кто ведет себя воспитанно, а кто мешает товарищу заниматься. Во время бесед слежу за речью детей, тактично, ненавязчиво исправляла, если они в этом нуждались. На повседневных занятиях провожу физкультминутки-упражнения с речевым сопровождением. Такие упражнения несут в себе целый комплекс коррекционных задач:
- снимать напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
- развивать память, внимание, эмоции;
- содействовать правильному развитию дыхания;
- закреплять произношение отдельных звуков речи.
Выбираю тексты для проведения физкультминуток, чтобы в них присутствовали веселые, забавные, озорные образы, которые воздействовали бы на эмоции детей, вызывали добрые, положительные чувства, что в конечном итоге помогало бы более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.
Мое многолетнее наблюдение позволило сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий, во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность. Я в своей работе также использую пальчиковую гимнастику, придумываю маленькие сказки для пальцев рук («Приключение маленького слоника», «Встреча двух друзей» и т.д.) На моем примере дети с большим удовольствием придумывали свои сказки, истории. Это являлось тренировкой движений пальцев рук и развития речи, мышления, фантазии у малышей.
1 Ввожу в ежедневную практику подвижные игры со словами, звуками, слогами, которые развивают фонетический и фонематический слух, речевое внимание детей. Ведь значение этого трудно переоценить. Еще более ста лет назад великий писатель и педагог Л.Н. Толстой писал, что по «слуховому» способу «ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому». А наши малыши – это будущие школьники.
Вот, например, игра «Самый внимательный и ловкий». По кругу стоят стулья, их меньше на один, чем детей. Дети ходят вокруг. Воспитатель произносит звуки. Стульчик надо занять, если услышишь звук «Т». Звуки для анализа: т, а, у, м, ж, т, п, к, т, д, ть, ль, пь, кь, т, у, с, э, т… и т.д.
2. «Летает – не летает».
Ребенок должен взмахнуть руками, если услышит предмет, который летает.
Цель: обогащение словарного запаса, развитие внимания, сообразительности, мышления.
Можно использовать мяч.
Слова: самолет, карандаш, комар, бабочка, репа, автобус, вертолет, дерево, птица, морковь, чемодан, пчела, черепаха, стрекоза, облако, береза, арбуз, цветок, оса, муха, дельтоплан.«Съедобное – несъедобное».
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит съедобные предметы. Взрослый называет слова в достаточно быстром темпе.
Слова: морковь, тарелка, лук, книга, каша, хлеб, мяч, арбуз, тетрадь, стол, котлета, цветок, снег, солнце, яблоко, горох, сумка, шуба, суп.3. «Лохматый пес», «Мы веселые ребята» - эти игры со словами. Используя их я ставила цели:
- согласованность слов и движений. Развитие сноровки, умение ориентироваться в пространстве, что важно особенно для детей-логопатов;
- соотносить действие со словами, закреплять способы приставного образования глаголов.
Среди детей выбирают ребенка, который будет выполнять роль пса. Он садится и притворяется спящим. Дети на цыпочках гурьбой подходят к псу и говорят:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что-то будет.
(По А. Барто)
После этих слов пес просыпается, рычит, лает, а затем бегает вдогонку за детьми. При повторении игры нового пса можно выбрать из числа победивших игроков при помощи считалки.
4. Подвижная игра «Мишка по лесу гулял».
Ведущий – ребенок «Мишка» - гуляет по площадке, садится отдыхает. В это время дети читают стихи:
Мишка по лесу гулял
Мишка шишки собирал.
Долго Мишка наш гулял,
Сел, Мишутка, задремал.
Дети вместе с воспитателем подходят к «Мишке» со словами:
Стали детки подходить,
Стали Мишеньку будить:
«Мишка, Мишенька, вставай
И ребяток догоняй».
Дети разбегаются, «Мишка» ловит.
5. Игра на заданный звук «К».
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
Вот тебе кузовок,
Клади в него то, что на – окОбмолвишься – отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на – ок, например: «Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.п.). Если кто-то ошибается, то кладет в корзинку залог. По окончанию игры разыгрываются залоги: корзинку накрывают платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному и придумывают выкуп, например: попрыгать на одной ноге, прочитать стихотворение, спеть песню.
6. «Делай сам».
Цель: Соотносить собственные движения с названиями действий (командами).
Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Водящий в кругу, также ходит по кругу со словами:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу, тебя хлопну по плечу –
Бегай! Прыгай! Подпрыгни!
Спрыгни! Перепрыгни! Ляг!
Поезжай! Потанцуй! И т.п.
На слова «Тебя хлопну по плечу» дети останавливаются. Водящий слегка хлопает по плечу то одного, то другого ребенка и называет движение, которое тот должен выполнять.
7. «Где мы были, мы не скажем».
Цель: Активизировать глагольную лексику, соотносить слова с действиями, которое оно обозначает.
Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего: «где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.
8. «У дядюшки Якова»
(русская народная игра)
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Дети идут по кругу и декламируют:
У дядюшки Якова семеро детей.
Семеро, семеро веселых сыновей.
Они и пили, и ели,
Друг на друга все смотрели, И все делали вот так.
И вот этак, и вот так.
На последние две строчки круг останавливается, и ведущий, а затем и все играющие выполняют различные действия: дудят, барабанят, трубят, звонят в колокольчики, играют на гитаре, на гармошке и т.д. По окончании каждого действия ведущий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают и игра продолжается.
9. «Рыбаки».
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Дети читают стихотворение Я. Турана «Рыбаки» (перевод со словацкого Г. Кружкова) и предлагают изобразить события, о которых в нем рассказывается.
Два утенка шли к реке,
Каждый с удочкой в руке.
- Рыбу – ты,
- Рака – я.
Радуются, крякая.
Заскакали поплавки,
Закричали рыбаки:
- Ура, кит!
- Ура, кит!
Заплясали у ракит.
Но ползут из-за куста.
Да воришки, два кота:
- Рыбу – я,
- Рака – ты,
Удирать пора, коты!