Учение без мучения Коррекция дисграфии
МОУ « Ильинская специальная ( коррекционная) школа - интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Разработала учитель начальных классов:
Гаврилова Людмила Григорьевна Используемая литература: ЗЕГЕБАРТ Г.М. Методическое пособие
Издательство « Генезис» Москва 2009 год
2011год
Учение без мучения
Коррекция дисграфии
В настоящее время возрастает большое количество детей, имеющих проблемы в обучении, одна из причин этих проблем - дислексия и дисграфия – нарушение устной и письменной речи, при которых ребёнок не может выразить пережитого и даже осмысленного внутри себя события в виде связной речи. Это проявляется в бедности словарного запаса , невозможности последовательного пересказа, неумении правильно строить предложение. При письменном изложении событий
такие дети допускают множество ошибок: как правило « съедены» окончания слов, заменены гласные звуки, перепутаны согласные и т.п. Дети с такими проявлениями нарушений речи и письма, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными со всеми вытыкающими от сюда последствиями. Проблемы в усвоении материала школьных программ, в свою очередь, являются причиной снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведенческого характера.
Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Её механизмы связаны с образованием динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинетических составляющих. Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного и двигательного.
При письме совершается ряд операций, первая из них – анализ звукового состава слова, подлежащего записи, определение последовательности звуков в слове, с последующим их уточнением, за счет чего и происходит превращение слышимых в данный момент звуковых сочетаний в чёткие обобщенные речевые звуки – фонемы. Акустический анализ и синтез протекают при непосредственном участии артикуляции.
За акустическим анализом ( образование фонем) следует их переход в графемы – зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения элементов. На первых порах оба эти процесса требуют особого внимания: важно выработать у ребенка необходимые навыки, чтобы в дальнейшем эти процессы автоматизировались. Затем происходит «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений для записи (перевод графем в кинемы). Процессы перешифровки происходят в теменно-височных и затылочных областях мозга (третичные зоны коры головного мозга), а мотивационный уровень письма обеспечивает лобными долями.
Звуки речи образуют слово; набор слов на заданную тему дает словосочетания, фразы и речевой поток. Разные системы мозга вносят свой собственный вклад в
реализацию любой психологической функции, при этом созревают они неодновременно и функционируют асинхронно. Так, правое полушарие(эмоции) демонстрирует зрелость уже к 5 годам, а левое(в частности, речевые зоны) – только к 8 – 12 годам. Удержание информации в памяти обеспечивает целостной деятельностью мозга, которая зависит и от формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, объединяющих работу различных церебральных систем в единое целое. Становится ясно, насколько важны для формирования сенсомоторной основы психического развития ребенка координационные связи, возникающие между глазом и рукой, слухом и голосом.
Нарушение звуковоспроизношения, фонематического и лексическо-грамматического развития, как правило, имеет церебрально-органическое происхождение и влечет за собой проблемы в письме и чтении. Однако многие учителя объясняют проблемы детей исключительно нежеланием учиться, ленью, небрежностью, невнимательностью при письме, пропусками занятий и т.п., то есть делают упор на личностные качества ученика. Но препятствия для нормального обучения появились не сегодня, они росли вместе с ребенком. И зависят не только от воспитания и генетических предпосылок, но и от степени готовности отдельных участков мозга к конкретным процессам, обеспечивающим чтение и письмо.
Помочь ребенку в скорейшем овладении навыками письма и речи можно только осуществляя комплексный подход к решению его проблем. В 1990-1997 годах группа психологов под руководством А.В. Семенович разработала метод комплексной нейропсихологической коррекции, который получил название метода замещающего онтогенеза.
С позиции комплексного подхода, для того чтобы ребенок обучался успешно, необходимо развить у него произвольную саморегуляцию, способность к предвосхищению ответной реакции в условиях недостаточности информации (антиципацию), навыки внимания, детекции ошибок, понимание причинно-следственных отношений; а также слух, зрение, мелкую моторику, координацию движений.
В предлагаемой вашему вниманию программе используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Представленные упражнения позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.
Методика представляет собой соединение основных разделов школьной программы по русскому языку с элементами игры и новейшими достижениями психологии. Она не вызывает у детей негативных эмоций и способствует развитию учебной мотивации и формированию устойчивых учебных навыков.
Основная задача этого пособия – активизация природной грамотности ребенка, улучшение качества и скорости чтения вслух, развитие внимания и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам.
Необходимость в таком пособии я ощутила особо остро, когда работала с группой младших школьников.
Дети тратили на выполнение домашних заданий необоснованно много времени и сил. В результате у них практически не оставалось свободного времени для игр, как следствие, появилось негативное отношение к процессу обучения как таковому.
Дефицит свободного времени – это итог, заранее предопределенный отсутствием у детей достаточной степени концентрации внимания, развитой моторики рук, серьезных навыков чтения и самостоятельности действий. При этом любые дополнительные занятия по развитию перечисленных навыков, но не связанные напрямую со школьной программой, забирают у ребенка остатки сил и эмоций.
Знание словарных слов в программе начальной школы является обязательным. Слов много, сил у ребенка мало. А ему по-прежнему хочется играть, играть и играть. До «…учится, учиться и еще раз учиться…» дойти только предстоит. Именно дойти, а не доползти. А этого все же лучше шагать с «приятелями» - играми и радостью. Играя, познавать в радости.
Именно поэтому и были созданы игры, которые позволяют в кратчайшие сроки научить ребенка читать и устойчиво грамотно писать. Но не только это. Особая методика чтения, многократное повторение изучаемого материала в разнообразных формах и его идентификация, самостоятельная работа по проверке, мощная игровая и эмоциональная составляющая – все это дает возможность сформировать у ребенка образ правильного слова, что позволит в дальнейшем не только увидеть, но и исправить допущенные ошибки. При этом увеличивается скорость чтения вслух, развивается способность к буквенному анализу слова, улучшается моторная и зрительная память.
Главный итог разработанных игр - быстрое и лёгкое формирование устойчивых навыков чтения, письма и счёта, так как игры активизируют умственную деятельность в целом. В результате ребёнок постоянно учится
учиться.
Работа с основными разделами.
« Учение без мучения» включает в себя следующие разделы:
Основа ( словарные слова )
Угадайка
Прятки
Исправления
Поля слов
Лото
Раскраски, или зашифрованный словарь
Универсальные игры.
1. Раздел « Основа»
Это самый стержень, на который нанизываются все последующие игры и упражнения.
Начальная работа с «Основой» должна начинаться с 3-5 слов за один урок.
Верно Вставь букву Найди ошибку - 1 Найди ошибку - 2
КАРАНДАШ
К…РАНДАШ
КАРОНДАШ КАРАНДАШЬ
ГОРОХ Г…РОХ ГАРОХ ГОРУХ
МОСКВА М…СКВА
МОСКВА МАСКВА
КАПУСТА К…ПУСТА КОПУСТА КАПУЗТА
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 2 КЛАСС ( 1 ЧЕТВЕРТЬ )
Верно Вставь букву Найди ошибку - 1 Найди ошибку - 2
КАРАНДАШ
К…РАНДАШ
КАРОНДАШ КАРАНДАШЬ
ГОРОХ Г…РОХ ГАРОХ ГОРУХ
МОСКВА М…СКВА
МОСКВА МАСКВА
КАПУСТА К…ПУСТА КОПУСТА КАПУЗТА
РЕБЯТА Р…БЯТА РИБЯТА РЕБЕТА
ПЕНАЛ П…НАЛ ПИНАЛ ПЕНАЛЬ
РАБОЧИЙ Р…БОЧИЙ РОБОЧИЙ РАБАЧИЙ
ТЕТРАДЬ Т…ТРАДЬ ТЕТРАТЬ ТИТРАДЬ
В колонке « Верно» представлены слова, рекомендованные для изучения в 1 – 4 классах ( словарные и те , написание которых ребёнок должен освоить в начальной школе, но правила их проверки ему пока неизвестны) .В этих словах выделены орфограммы, в которых большинство ребят делают ошибки.
Орфограммы выделены жирным шрифтом заглавными буквами.
Э Т А П Ы Р А Б О Т Ы :
Первый этап - ЗНАКОМСТВО.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 2 КЛАСС ( 1 ЧЕТВЕРТЬ )
Прорабатываем с детьми каждое слово из колонки «ВЕРНО» по схеме.
Начальная работа с «Основой» должна начинаться с 3-5 слов за один урок.
Верно Вставь букву Найди ошибку - 1 Найди ошибку - 2
КАРАНДАШ
К…РАНДАШ
КАРОНДАШ КАРАНДАШЬ
ГОРОХ Г…РОХ ГАРОХ ГОРУХ
МОСКВА М…СКВА
МОСКВА МАСКВА
КАПУСТА К…ПУСТА КОПУСТА КАПЫСТА
Подготовка к работе.
Учимся произносить в слове только гласные, а затем и согласные звуки при одновременном перекладывании из руки в руку и последующем сжатии мягкого резинового мячика(я использую игрушку с наполнителем –«смалик»)
Смысл этого упражнения - в синхронизации работы рук и речи с активизацией мизинца и безымянного пальца - пальцев, более других стимулирующих работу отделов мозга, отвечающих за развитие чтения, но « отдыхающих» в обычной жизни. Именно поэтому оно помогает при чтении как на начальных этапах, так и позже, при необходимости увеличения скорости чтения; каждый слог, каждое слияние - синхронизация и активизация. В этом упражнении развиваются мышцы рук, улучшается координация движений.
Учимся фиксировать орфограммы голосом - растягивать выделенные гласные и очень внятно произносить такого же рода согласные звуки.
Именно звуки, а не буквы.
Г О Р О Х . Произнесём только согласные звуки. Должно прозвучать Г – Р – Х,
но не в коем случае не ГЭ- РЭ –ХЭ.
Тем самым мы начинаем формирование образа правильного слова.
Выделить голосом гласные значительно проще - гласный звук всегда следует лишь растянуть. Поэтому., выделяя орфограммы, следует произносить так: ГО-О - РО- О – Х.
3)Фиксируем орфограммы голосом, одновременно выделяем их графически
( назовём эту игру « Метка»). Такой приём облегчает запоминание графического образа слова за счет присоединения к голосу движения рук.
Руки помогают воспроизводить нужный звук в нужном месте.
Выделенные гласные подчеркиваем красным карандашом, а согласные - синим.
4) Теперь играем в игру « Место».Надо отвечать на вопросы о местоположении того или иного звука в слове.
На начальном этапе , глядя на слово.
Например: КАРАНДАШ, в котором 2 орфограммы. Отвечаем на вопросы.
_ Второй звук?
-А!
-Звук после Р?
-А!
Последний звук ?
-Ш!
Можно задавать вопросы относительно местоположения любого звука
в заданном слове, например о первом и последнем. Однако они фиксируют в сознании лишь этапы верного написания слова. Вопрос же о последнем звуке обязателен - он фиксирует верное написание всего слова целиком. Его следует задавать только после предварительной проработке всех « тонких» мест слова - так происходит более прочное закрепление образа правильного слова в памяти.
Следующий этап - ответы на вопросы, не глядя на слово.
Упражнение усложняется за счёт многократного повторения « тонких» мест слова, не глядя на него. Таким образом проверяется степень закрепления образа правильного слова в памяти. В этом нам помогает игра « ДИАЛОГ».
- Учитель называет слово РЕБЯТА .- Ученик выделяет первую орфограмму: « РЕ-Е-Е».
- Учитель останавливает ученика ( прикосновением, постукиванием по столу поднятием пальца и т.п.) , предлагает назвать второй звук:
«После Р?»
- Ученик: Е!
Вернёмся к началу слова. Повторяем ещё раз : « РЕ-Е-Е», затем дополняем произнесённую ранее часть слова следующей орфограммой:
- « РЕ-Е-Е - БЯ-Я-Я».
Учитель предлагает назвать следующий звук: « После Б»?
Ученик: Я!
Учитель ещё раз повторяет -« РЕ-Е-Е - БЯ-Я-Я - ТА».
Назовите последний ЗВУК?
Ученик: А?
Таким образом, за счёт сочетания голосовой фиксации, а также вопросов - ответов о местоположении того или иного звука в слове, можно проработать « Тонкие» места любого слова. Чем дольше происходит «Диалог», то есть чем больше вопросов задано, тем прочнее образ правильного слова.
Второй этап - работа с колонкой «ВСТАВЬ БУКВУ».
ШАГ 1 . ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
Верно Вставь букву Найди ошибку - 1 Найди ошибку - 2
КАРАНДАШ
К…РАНДАШ
КАРОНДАШ КАРАНДАШЬ
ГОРОХ Г…РОХ ГАРОХ ГОРУХ
МОСКВА М…СКВА
МОСКВА МАСКВА
КАПУСТА К…ПУСТА КОПУСТА КАПЫСТА
На этом этапе важно правильно создать мотивацию. Самое главное –
проблему выявить. А выполнив, решить. Именно решить , а не спрятаться от неё.
Мы должны принять решение: никуда не подглядывать и тайно ничего не исправлять. Ластиком ( губкой , если запись сделана на пленке фломастером) пользоваться можно. Но только после того , как ошибка будет зафиксирована.
Таким образом , мы передаем полномочия детям. С помощью учителя он принимает самостоятельно решение.
ШАГ 2 . ОСНОВНАЯ РАБОТА
Прежде чем работать с колонкой « Вставь букву», закройте первую колонку ( ВЕРНО ) листом бумаги. И только затем предлагаем вставить пропущенную букву в уже проработанные слова.
ШАГ 3. Проверка учеником результатов работы
Откройте колонку « ВЕРНО» . Самостоятельно проверьте правильность вставленных вами букв, сравнив свои варианты с соответствующими словами из колонки « Верно». Если он нашел ошибку - подчеркивает это место.
Этот этап снижает количество ошибок при списывании и концентрирует внимание. Но что ещё важнее - учить учиться.
ШАГ 4. Контроль , осуществляемый учителем.
Вы увидели, что ребёнок не только допустил ошибку в слове в колонке «Вставь букву», но и пропустил её при самостоятельной проверке . Учитель ставит птичку- галочку около этого слова. Но не исправляет ничего. Ученик сам находит ошибку. Ура! Всё нашли, всё исправили. Для ребёнка это серьёзное преодоление.
ШАГ 5. Закрепление
Чтобы не допускать подобных ошибок впредь, поиграем, используя проблемные слова, в игры « Метка, «Место», «Диалог».
Третий этап - работа с колонкой « Найди ошибку - 1».
ШАГ 1. Основная работа.
Закройте листом колонки « Верно» и «Вставь букву», Предлагаю исправить ошибку, умышленно допущенную в колонке « Найди ошибку».
ШАГ 2. Самостоятельная проверка учеником результатов работы
После этого можно открыть все колонки и предложить ребёнку самостоятельно проверить правильность выполнения задания, сравнив получившиеся слова со словами из колонки « Верно».
ШАГ 3. Контроль, осуществляемый учителем.
Вы увидели, что ребёнок не только допустил ошибку в слове в колонке «Вставь букву», но и пропустил её при самостоятельной проверке . Учитель ставит птичку- галочку около этого слова. Но не исправляет ничего. Ученик сам находит ошибку. Ура! Всё нашли, всё исправили. Для ребёнка это серьёзное преодоление.
ШАГ 4. Закрепление.
Чтобы не допускать подобных ошибок впредь, поиграем, используя проблемные слова, в игры « Метка, «Место», «Диалог».
Четвёртый этап - работа с колонкой « Найди ошибку - 2».
Проходит в той же последовательности, что и третий этап, но учитель читает правильные варианты слов, а ребёнок, воспринимая на слух, должен найти и исправить ошибки в словах.
Для закрепления полученных материалов необходимо повторение.
Особое внимание надо уделять словам с ошибками, допущенными при работе в различных разделах «Основы»,
2. Раздел « УГАДАЙКА».
К…р…ндаш, р…б…та, р…бочий, п…нал, к…пуста, М…сква, р…бочий.
О Б Р А З Е Ц З А Д А Н И Я
Слова в игре «Угадайка» представлены в соответствии »Основы», но порядок их расположения иной. Осуществляя проверку заданий, ученик ищет нужное слово в колонке « Верно», попутно многократно читая другие верно написанные слова.
Основной задачей работы с этим разделом является повышение скорости чтения. Главное в данной игре - устойчивая способность угадывания слова по нескольким буквам. Вот её мы и тренируем, несколько раз возвращаемся к одному и тому же слову.
Для начала предлагаю ученикам правильно прочесть необычную для него форму слова. А теперь прошу отгадать слово . Именно способность восстановить слово целиком по нескольким напечатанным буквам является одним из важнейших условий повышения скорости чтения. Если ученик не справился с заданием, предлагаю прочесть модификацию слова ещё раз,. И слово читает учитель- к-а-р-а-н-д-а-ш ( НО НИКОЕМ ОБРАЗОМ как кэ- рэ – нэ- дэ- шэ.)
На слух ему легче будет работать.
Есть и такое задание :
Находим верно написанное слова в словаре . Подчеркиваем буквы, пропущенные в модифицированной основе. А затем просим прочесть то, что осталось от слова .Увидев на практике ,как именно получаются модифицированные формы слов, ученик очень быстро начинает давать правильные ответы.
После того как ученики научились угадывать слова, предлагается им вставить в модифицированные формы пропущенные буквы.
Далее следует проверка выполненной работы самим учеником по колонке
« Верно».
3. Раздел « И с п р а в л е н и я»
Этот раздел предлагает исправление ошибок в словарных словах, Перед ребенком располагается листы со словами, написанными с ошибками.
О Б Р А З Е Ц З А Д А Н И Я
Корандаш, рибята, пинал, титрадь, робочий, гарох, Масква, копуста.
Учитель диктует эти слова, а ученик исправляет ошибки. Далее идёт самостоятельная проверка написанного.
4. Раздел «Прятки».
О Б Р А З Е Ц З А Д А Н И Я
рапнгкытчкарандашьтпенопеналыдылщвшоиоттетрадьсгвшоребяталш Игры такого рода повышают скорость чтения вслух. Учащиеся учатся воспринимать всё слово целиком, а не отдельные слоги. Предлагая ученику поиграть в «Прятки «, заранее отмечаем ту строчку, до которой ему следует осуществлять поиск только правильных слов. Должны быть зафиксированы начало и конец слова. Это очень важный момент, который позволит в дальнейшем избежать пропусков при списывании и « проглатывания» целых слогов при чтении вслух. Ученики обводят слово в рамочку, точно фиксируя его начало и конец. Обязательно показываю это на примере. Это «ловушки»
рапнгкытчкарандашьтпенопеналыдылщвшоиоттетрадьсгвшоребяталш Проверка результатов обязательна. Молча помечаются ошибки. Ученик приступает к работе второй раз. Подсказка допустима. Дополнительно выделяется та строка, где «спряталось» трудное слово. Но найти слово ученик должен сам.
5 Раздел « Поля слов».
Основная задача этого раздела - активизация работы коры головного мозга, приводящая к существенному улучшению памяти и внимания ученика. Кроме того, подобные игры позволяют увеличить скорость чтения и повысить грамотность за счёт запоминания и узнавания графического образа слова.
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ
карандашпеналребятатетрадькапустаулицапомидорогурец горохтарелкаовощимашинарабочийсобакаморковьрабочий Игра № 1 « Простая»
Прочитать все слова одного из «Полей слов».
Игра № 2 «Команда».
Перед игрой договариваемся, что по команде ( например, постукивание карандашом по столу) ученик прекращает чтение слов поля и возобновляет чтение другой ученик и т.д.Игры по команде очень хороши для гиперактивных детей.
Игра № 3 «Вертикаль».
Разверните страницу с полем слов так, чтобы слова располагались вертикально. Прочитаем слова поля.
Игра № 4 « Диагональ».
Разверните страницу с полем слов так, чтобы слова располагались по диагонали
( наклонно) Прочитаем слова поля.
Игра № 5 « Очередь»
Игра проводится в паре( учитель – ученик или ученик – ученик).Перед началом следует договориться о том , какое количество слов прочтёт каждый ученик за один ход ( одно, два, три и т.д. - увеличивается количество слов за один ход постепенно) затем дети по очереди читают слова вслух, остальные следят за чтением товарища и ждут своей очереди.
Игра № 6 « Горизонтальная сходимость».
Предлагается читать в каждой строчке поочерёдно пары слов:
первое в строке - последнее в строке;
второе – предпоследнее и т. п .,
продвигаясь подобным образом к центру строки.
Игра № 7 « Мешалки».
Предлагается читать поля слов и одновременно по нему водить своими ладонями, создавая таким образом помехи чтению.
Игра № 8 « Остановки».
Перед началом следует договориться о том, что по команде, например
( постукивание карандашом по столу) ученик прекращает чтение слов поля.
После остановки начинает отвечать на вопросы учителя, не видя поля слов.
На первых порах задаем по два – три вопроса, затем их количество увеличиваем.