«Коррекционная работа по устранению эмоционально-волевых нарушений у детей с ОВЗ»
Коррекционная работа по устранению эмоционально – волевых нарушений у детей с ОВЗ
Семинар
Подготовила:
педагог – психолог
Кухтик Ю.А.
с. Воронцовка
02.11.2016г
Тема: «Коррекционная работа по устранению эмоционально-волевых нарушений у детей с ОВЗ»
Цель: ознакомление педагогов с особенностями эмоционально волевых - нарушений у детей с ОВЗ и способами коррекционной работы по их устранению.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений – это организованная система психологических воздействия. Основными ее направлениями является:
- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
- повышение активности и самостоятельности;
- устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.
Важным этапом работы с такими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивость и саморегуляции.
Причинами эмоциональных нарушений являются:
1) патологические изменения ЦНС и организма в целом, связанные с остаточным заболевание. Конечно, эмоциональное неблагополучие у детей с ограниченными возможностями здоровья может быть и обусловлено органическими патохарактерологическими особенностями. У большинства детей с раннего возраста отчетливо проявляются повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность.
2) дефекты процесса воспитания. Важное место занимает и родительская позиция, стиль семейного воспитания, общий микроклимат дома. В частности, важным фактором, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, служит неадекватные родительские установки, дисгармоничный стиль семейного воспитания (гипер или гипоопека).
Поэтому коррекция и реабилитация указанных нарушений должна идти по 2 путям:
- медицинскому (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
- психолого-педагогическому.
Направления психолого-педагогической коррекции:
- воздействие на ребенка с целью формирования адекватного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду;
- воздействие на мотивационную сферу ребенка с целью переориентации личностных установок на достижение реальных, доступных целей, формирования четкой ближайшей и отделенной жизненной перспективы, и также развития и укрепления общепринятых морально-этических норм поведения в социальной среде;
- изменение поведения. Поведение – это система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в ходе его взаимодействия со средой. Несоответствие реакций, действий и поступков человека общепринятым в обществе формам и нормам поведения рассматривается как нарушение поведения.
Нарушение эмоциональной сферы, прежде всего, связано с конфликтом. Традиционно выделяют 3 вида направленности конфликта у детей:
1) конфликт в рамках межличностных отношений - повышенная возбудимость, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, негативные эмоциональные реакции по незначительному поводу;
2) интрапсихический (внутриличностный) конфликт - повышенная тормозимость, слабо отраженная общительность, глубокое переживание обиды, возможны стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи).
3) смешанный конфликт – агрессивность, импульсивность. Встречается чаще 2-х других.
Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. Их в большинстве своем рассматривают как болезни личности. Наиболее распространенная причина детских неврозов – психическая травма.
Психические травмы – это внешние раздражители, оказывающие патогенное болезненное воздействие на ребенка. Для осуществления коррекционной работы необходим содержательный анализ психической травмы ребенка.
Поэтому важное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет психорегулирующая тренировка. Цели таких занятий: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Она способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.
Важным моментом при реализации данных направлений работы является стремление выявить те способности, которые имеются у ребенка, добиться успеха в их развитии, пусть даже небольшого, и обязательно акцентировать внимание на этом успехе. Тем самым у ребенка пробуждается чувство самоудовлетворения и желание трудиться в данном направлении, проявляется новая эмоциональная установка.
Убирая как внешние, так и внутренние аутопсихологические препятствия на пути реализации этих потребностей, мы тем самым ликвидируем основные психопатирующие и невротизирующие начала и создаем благоприятную почву для целенаправленного совершенствования, а в дальнейшем и самоусовершенствования личности. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценностей, задачей педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, занятие любимым и полезным делом) и формированию адекватного уровня притязаний.
Для повышения эффективности проводимых мероприятий необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.
Таким образом, сложность и неординарность нарушений ЭВС сферы и ЦНС, наличие сочетанных (комплексных) форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, - обуславливает необходимость создания разных моделей психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей детей.