Рабочая программа по курсу Интеллектика школа 21 века.

Интеллектика

Раздел «Пояснительная записка»


Программа курса «Интеллектика» является модифицированной программой дополнительного образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы курса развития мыслительных способностей учащихся начальной школы А.З. Зака «Интеллектика» (Москва: Интеллект-Центр, 2007). И обеспечивается учебно-методическим комплексом на основе следующих
(основных) нормативно-правовых документов:
- закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
приказ Минобрнауки России от 19.12.20l2 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-приказа Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 г . №263 «Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ростовской области на учебный год».
- Устав
- Основной образовательной программы




Смысл курса интеллектика состоит в том, чтобы организовать в начальных классах занятия, на которых любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-нибудь учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребенка.
Предмет интеллектика построен на материале 24 видов задач неучебного материала и включает 32 занятия для каждого
класса четырехлетней начальной школы. Принципиальной задачей предмета выступает развитие мыслительных способностей, не усвоение именно каких-то конкретных знаний и умений. Систематический курс, построенный на разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка. Основное время на уроке занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

Цель учебного курса:
обеспечить более высокий уровень интеллектуальной подготовки обучающихся начальных классов;
более широкие, чем обычно возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно-логического и творческого мышления.

Задачи курса:
способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счет гармоничного сочетания учебной деятельности, с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы обучающихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных способностей.




























Раздел «Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

    Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, развитие способности анализировать.
      В играх «Одинаковое, разное у двух – 1», «Одинаковое, разное у двух – 2», «Одинаковое, разное у двух – 3»,  первоклассники решают задачи первой степени сложности, варьируются 2 признака. Учащиеся решают несколько вариантов основных задач. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.
  Игра «Одинаковое, разное у трёх – 1», «Одинаковое, разное у трёх – 2»,  «Одинаковое, разное у трёх – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, варьируются 2 признака. Учащиеся решают несколько вариантов основных задач. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.
Развитие способности комбинировать:
В играх «Перестановки – 1», «Перестановки – 2», «Перестановки – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности с одной перестановкой. Первый вариант основных задач немного легче, чем второй (меньше фигурок в четырёх клетках). Более сложные задачи помещены в конце занятия. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.
В играх «Передвижения – 1», «Передвижения – 2», «Передвижения –3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, т.е. сопоставляются типы лишь одного перемещения. Первый вариант основных задач немного легче, чем второй.
В играх «Обмены - 1», «Обмены - 2», «Обмены - 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности с одним обменом. Первый вариант основных задач немного легче, чем второй. Более сложные задачи помещены в конце занятия. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.
Развитие способности планировать:
В играх «Шаги – 1», «Шаги – 1», «Шаги – 1» первоклассники решают задачи первой степени сложности, когда утка делает 2 – 3 шага.
В играх «Прыжки – 1», «Прыжки –2», «Прыжки – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, когда заяц делает 1 - 2 прыжка.
В играх «Шаги, прыжки – 1»,  «Шаги, прыжки – 2»,  «Шаги, прыжки – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, когда кошка делает 2 разных перемещения.
 Развитие способности рассуждать:
Игра «Что подходит?». Используются знания об основных классах явлений природы и предметах культуры.
«У кого что?». В основе рассуждений задач этого типа лежит логическое вычитание.
«Раньше, позже». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о скорости действий представленных в условиях персонажей с суждениями о времени начала или окончания их деятельности или с суждениями о количестве полученного в результате этих действий продукта.
«Соседний через один». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о характере взаимного расположения предметов, упоминаемых в условии.
Задачи сюжетно – логического типа четырёх уровней сложности. В первом классе представлены задачи первого уровня сложности.
«Ближе, левее». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о пространственном расположении предметов.
«Родственники». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений родства, упоминаемых в условии.
«Ближе, чем». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о степени выраженности свойств персонажей.
«Сходство, отличие». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о сходстве и различии свойств персонажей


















Раздел «Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане.


Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение курса «Интеллектика» в 3 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Программа скорректирована в связи с установленными праздничными днями в соответствии с постановлением Правительства РФ о праздничных и выходных днях № от на изучение курса отведено 32часа .































Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»
Систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» включает в себя 4 темы:
«Развитие способности анализировать»;
«Развитие способности комбинировать»;
«Развитие способности рассуждать»;
«Развитие способности планировать».
         Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в мыслительной деятельности человека.
Способность анализировать обеспечивает возможность точного разбора условий задач и совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление», в провидении интеллектуальных игр: «Одинаковое, разное у двух», «Одинаковое, разное у трех».
Способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения и формируется в ходе решения задач «на преобразование», в интеллектуальных играх: «Перестановки», «Передвижения», «Обмены».
 Способность рассуждать необходима для обоснования верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи и обеспечивается за счет решения задач «на выведение» и интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Раньше, позже», «У кого что», «Соседний, через один», «Так же, как », «Сходство, отличие», «Совпадения», «Родственники», «Больше, чем», «Старше, моложе», «Ближе, левее», «То ли одно, то ли другое».
Способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата и формируется в ходе решения задач «на перемещение» и в проведении интеллектуальных игр: «Шаги», «Прыжки», «Шаги, прыжки».
Программа курса «Интеллектика» рассчитана на 68 занятий  (два занятия в неделю).
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем – более сложные задания.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную интеллектуальную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.





Раздел «Тематическое планирование».




Раздел программы
Содержание
Часы
Формируемые УУД
Деятельность учащихся

1.Развитие способности комбинировать-

Создание разных сочетаний предметов или их элементов.
Игры « Перестановки – 1, 2,3»; « Передвижения – 1,2,3»; « Обмены – 1,2,3»;

9час
Познавательные общеучебные действия
· Знаково-символические;
· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· Выделение познавательной цели;
Предметными результатами изучения курса в 1-2 классах являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род»
Научатся называть:
предмет, расположенный левее, правее, выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
находить одинаковое и что-то разное в заданных словах, предметах;


2.Развитие способности анализировать -

Рассмотрение в явлении разных сторон, с вычленением в предмете конкретных особенностей.
Игры « Одинаковое, разное у двух – 1,2,3»; « Одинаковое, разное у трех – 1,2,3»;
6час
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 

Научатся сравнивать:
предметы с целью выделения в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше)
Пространственное расположение предметов при изменении их


Развитие способности планировать

Определение этапов получения результата.
« Шаги -1,2,3»;« Прыжки – 1,2,3»; « Шаги – прыжки –1,

9час
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками
Получат возможносуказывать этапы « построения» дома в правильном, непротиворечивом порядке;
Понимать отношения между данными, приведенными в условии;
Поиск вывода, нового суждения, непротиворечиво следующего из содержания

4.Развитие способности рассуждать -



5.Резерв 2час
Последовательное выведение одних мыслей и суждений из других.
Игры « Так же, как»; « Сходство, отличие»; « Совпадения»; « Родственники»; « Больше, чем»; « Старше, моложе»; « Ближе, левее »; « То ли одно, то ли другое»;

8час




2час
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Научатся называть:
действия, которые он намерен предпринять.
Различать:
шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник, полукруг
Находить:
маршрут перемещений воображаемого персонажа;
Направления: влево, вправо, по горизонтали прямо, вверх, вниз, по вертикали, наискось





Раздел «Календарно-тематическое планирование»
Кол-во часов
Наименование раздела и темы уроков.
Проектная деятельность
Виды контроля
Требования к результату

Дата проведения

Оборудование
Основные виды учебной деятельности





план
факт



1.
Развитие способности комбинировать.
Игра « Перестановки – 1»
1
Научатся сравнивать:
предметы с целью выделения в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше)
Пространственное расположение предметов при изменении их местоположения по определенным правилам.

4.09.

рисунки
слайд-шоу
-учебно-интеллектуальные
формирование приёмов мыслительной деятельности

2.
Развитие способности анализировать.
Игра « Одинаковое, разное у двух – 1»
1
Составлять из частей предмета этот же предмет
11.09.

предметные картинки
учебно-коммуникативные:
- умение решать и доказывать

3.
Развитие способности рассуждать
Игра « Так же, как»;
1

Понимать отношения между данными, приведенными в условии;

18.09.

таблица
учебно-логические (интеллектуальные):
- выделять главное, существенное

4.
Развитие способности планировать.
Игра « Шаги -1»
1
Получат возможность научиться указывать этапы

« построения» дома в правильном,
25.09.

картинки
слайд-шоу


5.
Развитие способности комбинировать
Игра «Передвижения – 1»
1
Поиск вывода, нового суждения, непротиворечиво следующего из содержания
2.10.

карточки, плакат
-учебно-интеллектуальные
формирование приёмов мыслительной деятельности

6.
Развитие способности анализировать.
Игра « Одинаковое, разное у двух – 2»
1
Получат возможность указывать этапы работы
9.10.

предметы
учебно-логические (интеллектуальные):
- выделять главное, существенное


7.
Развитие способности рассуждать.
Игра« Сходство, отличие»
1
Научатся рассуждать, делать выводы
16.10.

фигуры
Умение осуществлять наблюдение

8.
Развитие способности планировать.
Игра «Прыжки – 1»
1
Развивать способности планировать.
23.10.

рисунки


9.
Развитие способности комбинировать.
Игра « Перестановки – 2»
1
Поиск вывода, нового суждения, непротиворечиво следующего из содержания
30.10

геометрические фигуры
Проявлять личную заинтересованность в получении знаний

10.
Развитие способности анализировать.
Игра « Одинаковое, разное у двух – 3»
1
Научатся делать выводы, доказывать свое мнение
13.11.

картинки


11.
Развитие способности рассуждать.
Игра «Совпадения»
1
Научатся рассуждать, находить верное решение
20.11.

слайд-шоу
Учиться высказывать свое мнение


12.
Развитие способности планировать.
Игра « Шаги -2»
1
Учиться планировать
27.11.

карточки
мнение.

13.
Развитие способности комбинировать.
Игра «Передвижения – 2»
1
Поиск вывода, нового суждения, непротиворечиво следующего из содержания
4.12

карточки
Отличать новое от уже известного с помощью учителя

14.
Развитие способности планировать.
Игра «Прыжки – 2»
1
Развивать способности планировать.
11.12.

картинки
Учиться высказывать свое мнение

15.
Развитие способности рассуждать.
Игра Родственники»
1
Научиться рассуждать, делать выводы.
18.12.

слайд-шоу
Умение самостоятельно выполнять задание

16.
Развитие способности планировать.
Игра « Шаги -3»
1
Развивать способности планировать.
25.12.

карточки
Умение осуществлять наблюдение.


наблюдение и делать выводы

17.
Развитие способности комбинировать.
Игра « Перестановки – 3»
1

15.01.

карточки
Умение осуществлять наблюдение

18.
Развитие способности анализировать.
Игра « Одинаковое, разное у трех – 1»
1
Научиться сравнивать и делать выводы.
22.01.

геометрические фигуры
Выделять главное.

19.
Развитие способности рассуждать.
Игра Больше, чем»
1
Уметь рассуждать и высказывать свое мнение.
29.01.

рисунки
-учебно-интеллектуальные
формирование приёмов мыслительной деятельности

20.
Развитие способности планировать.
Игра «Прыжки – 3»
1

5.02

картинки


21.
Развитие способности комбинировать.
Игра «Передвижения – 3»
1
Научиться комбинировать
12.02.

картинки


22.
Развитие способности анализировать.
Игра « Одинаковое, разное у трех – 2»
1
Научиться сравнивать и делать выводы
19.02.

карточки
учебно-логические (интеллектуальные):
- выделять главное, существенное

23.
Развитие способности рассуждать.
Игра «Старше, моложе»
1
Развивать способности рассуждать
26.02.

презентация
учебно-коммуникативные:
- умение решать и доказывать

24.
Развитие способности планировать.
Игра «Шаги ,прыжки –1»
1

4.03

рисунки
учебно-информационные:
- осуществлять наблюдения

25.
Развитие способности комбинировать.
Игра «Обмены – 1»
1

11.03.

карточки
-учебно-интеллектуальные
формирование приёмов

26.
Развитие способности анализировать.
Игра «Одинаковое, разное у трех – 3»
1
Научатся сравнивать:
предметы с целью выделения в них сходства и различия;
18.03.

предметные
картинки
учебно-коммуникативные:
- умения самостоятельно выполнять упражнения

27.
Развитие способности рассуждать.
Игра «Ближе, левее»
1

1.04.

презентация
учебно-логические (интеллектуальные):
- выделять главное, существенное

28.
Развитие способности планировать.
Игра «Шаги – прыжки – 2»
1

8.04

карточки
учебно-интеллектуальные
формирование приёмов

29.
Развитие способности комбинировать.
Игра « Обмены – 2»
1

15.04.

рисунки


30.
Развитие способности планировать.
Игра «Шаги – прыжки –3»
1

22.04.

карточки


31.
Развитие способности рассуждать
Игра «То ли одно, то ли другое»
1

29.04

карточки
учебно-коммуникативные:
- умение решать и доказывать

32.
Развитие способности комбинировать.
Игра «Обмены – 3»
1

6.04

карточки


33,
34.
Развивающие игры-смекалки
Ребусы, задачи-загадки.

2

13.05.
20.05.

карточки
















Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса».


Учебно-методический комплект:

Рабочие тетради: для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2012.
Книга для учителя. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 – 4 классов.-М.: Интеллект-Центр, 2010

Список литературы. Перечень ИКТ.



1. А.З. Зак "Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов.- М.: Интеллект-Центр, 2010 г.
2. А.З. Зак "Интеллектика. 3 класс." Тетрадь для развития мыслительных способностей - М.: Интеллект-Центр, 2012 г.
3. А.З. Зак "600 игрвых задач для развития логического мышления детей" - Ярославль: "Академия развития", 2010г.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] логического мышления младших школьников в курсе А.Зака «Интеллектика». Из опыта работы.




















Раздел «Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки».


Основные требования к уровню подготовки

Учащиеся к концу обучения научатся:
Называть фигуры, расположение предметов, их число, форма, величина, направления: прямо, вверх, вниз, влево, вправо, по горизонтали, по вертикали, наискось, явления природы,, предметы культуры, транспорт, профессии и т.д.,
Получат возможность научиться:
Сравнивать:
предметы с целью выделения в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше)
Пространственное расположение предметов при изменении их местоположения по определенным правилам
Составлять:
из частей предмета различные варианта этого же предмета
Называть:
предмет, расположенный левее, правее, выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
находить одинаковое и что-то разное в заданных словах, предметах; действия которые он намерен предпринять
Различать:
шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник, полукруг
Находить: маршрут перемещений








 
·