Конспект урока по технологии на тему «Поздравительные открытки к Новому году» (2 класс)
Конспект урока по технологии
во 2 классе
На тему: «Поздравительные открытки к Новому году»
Цель: формировать умение детей рационально размещать шаблоны на листе бумаге
Задачи:
Воспитательные:
- воспитать уважение к труду художника; интерес к искусству.
Художественно-творческие:
- развивать навыки конструирования, глазомер; навыки резания, разметки; учить создавать новогодние открытки.
Образовательные:
- познакомить с открыткой, как произведение искусства, со строение открытки; учить вырезать по криволинейному контуру, размещать по шаблону.
Задание: изготовление открытки к Новому году.
Оборудование для учителя
Зрительный ряд:
- образцы новогодних открыток; шаблоны елочек, динамические пособия.
Литературный ряд: стихотворение о зиме. Автор: Г. Рамазанов
Музыкальный ряд: Чайковский, «Времена года»
Оборудование для учащихся: подкладной лист, цветной картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, салфетка.Ход урока
I. Орг. момент
II.Вводная часть
- Ребята, закройте все глазки, сядьте прямо.
И послушайте внимательно.
(чтение стихотворение с сопровождением с произведением Чайковского «Времена года»)
Волшебной сказкой делая
Деревья и дома
Пришла к ребятам белая-
Пребелая зима.
Веселая, желанная
Морозная пора-
От холода румянаяСмеется детвора.
- Ребята, открывайте глазки, где мы оказались? О каком времени года это стихотворение? (о зиме)
- Правильно! А вам нравится зима? (да) И мне тоже нравится это время года.
- А чем вам она нравится? (ответы детей)
- А мне ребята нравится зима тем, что на улице , когда очень морозно все вокруг белое, все деревья, дома… а как снег хрустит под ногами.
- А какие праздники отмечают зимой? (отв. детей)
- Молодцы! А мы с вами будем готовиться к Новому году! Ведь приближаются долгожданные новогодние каникулы. Новый год праздник, а на праздник нужны подарки! Для самых близких и любимых сделаем подарки своими руками. Ведь подарки сделанные своими руками приятно дарить и конечно же приятно получать.
- Что мы можем подарить на Новый год? (отв. детей)
- Правильно! Но более часто дарят ребята открытки. Открытка – это яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение человека, которому она предназначена.
-Ребят, и тема нашего сегодняшнего урока «Поздравительная открытка к Новому году»
- Посмотрите на доску, здесь вы видите множество открыток к Новому году.
- Ребята, а кто создает открытки? (художники)
- Правильно! Ребята, открытки создают художники. Это же произведение искусства, в ограниченном количестве.(с обратной стороны открытки стоит тираж – это сколько таких открыток)
- Какую форму имеют открытки? (отв. детей)
- Правильно! Открытки бывают фигурными, и прямоугольные. (показ открыток)
Открытки еще бывают двойные, одинарные, объемные, маленькие, большие, горизонтальные, вертикальные (показ)
- Ребят, посмотрите внимательно, вот на эту открытку(показ). К какому празднику посвящена эта открытка?
- Как вы догадались?
- А если бы надписи не было?
- Чем еще может быть украшена Нов. открытка?
Микроитог- Кто создает открытки?
- Что мы можем увидеть на открытках?
- Что учитывает художник в создании открытки?(для какого праздника она, цвет, изображение)
- Открытки бывают разной формы, разные по оформлению, предназначенные для разных праздников. Но мы будем изготавливать открытку к новому году вот такую (показ).
III.Подготовка к практической работы
(показ образца)
- Какую форму имеет открытка? (двойная, прямоугольная)
- Как можем расположить открытку? (горизонтально- открывается вверх , вертикально- открывается влево)
- Правильно! А чем украшена наша открытка? (отв. детей)
- Сколько елочек на открытке? (отв.дет.) – Каких они размеров? (одна маленькая, одна большая) – Почему? Одни большие, а другие маленькие? (потому что одна ближе, другая дальше)
- Правильно! Какой материал нам понадобится для основы? (картон)
- Какого цвета? (отв.детей) Почему?
- Молодцы! А какой материал для украшения открытки? (цвет. Бум.)- Какого цвета?
- А какие инструменты понадобятся? (клей, ножницы, карандаш, линейка)
- Какие операции будем выполнять при изготовлении открытки?
Обратите внимание на доску. (план на доске)
План работы:
Разметка основы
Сгибание основы
Разметка елочек
Резание
Соединение
Украшение
IV.Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись
V.Практическая работа
- Для начала, определимся с цветом картона для основы. Ребят, помните, что цвет основы не должен сливаться с аппликациями. Кто затрудняется в выборе цвета, посмотрите на доску, здесь есть все те цвета, которые подойдут к вашей новогодней открытке и не будут сливаться с украшениями.
- С цветом картона определились? (отв.детей)Теперь выберем цвет для елки. Какого цвета возьмем бумагу для елочки? (зеленого).
- Правильно! Елочки у нас и зимой и летом зеленые, поэтому мы берем зеленый цвет. Итак, ребята, с цветами мы определились. Теперь приступим к изготовлению. Уберите в сторону все лишнее, оставьте только картон, цвет. бумагу, линейку и карандаш.
- Берем картон, выбранный вами цвет картона, кладем его лицевой стороной вниз, горизонтально. Ребят, открытка двойная, как нам сделать двойную открытку? (сложить по полам)
А можем мы сложить картон как бумагу? (нет)
- А почему? (потому что линия сгиба будет не четкая)
- Что мы должны выполнить? (отв. дет.)
- Что же мы должны сделать? (разметить). Для этого берем линейку, прикладываем ее к левому верхнему углу, нулевым делением линейки и измеряем.
- Измерили! Получается 30 см, делим на 2, получаем 15 см. Прикладываем к левому верхнему углу. Нулевым делением линейки отмеряем 15 см., делаем засечку. Опускаем линейку вниз, отмеряем 15 см. внизу. Прикладываем к нижнему левому углу, нулевым деление линейки и отмеряем, делаем засечку. И теперь соединяем.Берем линейку и прикладываем к верхней и нижней засечкам и проводим линию. Линейку держим в центре, чтобы не сдвинулась. Мы с вами разделили лист на 2 части. Возьмите ручку и линейку. Линейку приложите к прорисованной линии, и проведите несколько раз, это будет у нас линия сгиба. Линейку держим в центре с упором, чтобы не сдвинулась линия сгиба. Прорисовали, теперь можно согнуть картон пополам, линию сгиба аккуратно проглаживаем.
- Ребят, основу открытки мы сделали, как вы думаете, что будем делать дальше? (елочку)
- Правильно! Что мы должны сделать сейчас? (разметить елочки).Ребят, у вас на столах лежат шаблоны елочек. Как вы думаете, почему одна большая, а другая маленькая? (отв. детей)
- Правильно! Потому что большую елочку мы наклеиваем ближе, а маленькую дальше. Берем с вами выбранный нами лист бумаги для елки, возьмем шаблон и прикладываем шаблон к краю листа бумаги, бумагу экономим, берем карандаш и начинаем обводить. Держим шаблон в центре, обводим карандашом по контору. На это вам 1 мин.
Обвели! Теперь берем елку меньшего размера, прикладываем близко, экономно расходуя, бумагу и начинаем обводить карандашом.
- Молодцы! А что мы должны сделать сейчас? (вырезать)
- Теперь начинаем с вами вырезать наши елочки. Берем ножницы, но не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами. Кто мне напомнит – как правильно передавать ножницы?(держа лезвия, кольцами вперед) Как хранить ножницы?(закрытыми) Как нужно правильно резать? (при вырезании поворачиваем лист, а не ножницы)
- Итак, взяли ножницы. И начинаем вырезать елочки. На это вам 2 минуты.
Убрали рабочие места, мусор, все в сторону.
Приготовили основу открытки, давайте теперь разместим наши елки на открытке, как и где они будут располагаться. (работа по динамическому пособию).
Ребят, может кто –нибудь придумает свою композицию. Размещайте самостоятельно, а я пройду посмотрю правильно ли разместили. На это вам 1 мин.
- Молодцы! Что будем делать дальше? (наклеить). Давайте их наклеим. Берем большую елку, наносим равномерно, к краям заготовки клей и на место приклеиваем елочку и аккуратно разглаживаем. Берем вторую елочку, наносим клей и приклеиваем.
- Теперь давайте украсим наши елочки и саму открытку. Ребят, как можно украсить ее?(отв. детей)
- Нашу открытку можно украсить различными яркими, цветными шариками, снежинками, звездочками. Цвета бумаги может быть разный. (пример: красный, желтый, синий, чтобы ваши украшения не сливались с цветом открытки и елочек).Каждый украсит сам, как он захочет. На это вам 7 мин. Кому нужна моя помощь просто поднимите руку, я подойду.
(украшение открытки, с сопровождением произведения Чайковского «Времена года»)
VI.Итог урока
- Убрали все из рук, закончили работу. Поднимите все ваши работы, я на них посмотрю. Какие красивые, я бы с удовольствием поместила на выставку ваши работы. Кому вы эти открытки подарите, они будут очень довольны.
- А сейчас ребята, попробуйте себя в роли художника и зрителя.
- К доске выходит 1 ряд (в шеренгу)
Какие вам открытки больше всего понравились? Смотрите внимательно. Кого назвали, делайте один шаг вперед.
- Ребят, а почему именно их работы вы выбрали? (отв.дет.)
- смотрите, как аккуратно сделана работа, цвет подобрала, разместила правильно, украсила интересно, придумала свою композицию. (оценивания детей)
- К доске выходит 2 ряд.
- К доске выходит 3 ряд.
- Что мы с вами изготавливали? (новогод. открытки)
- Из какого материала делали?
На этом нашу работу можно считать завершенной. Уберите свои рабочие места.