Программа внеурочная деятельность Умелые руки(2,3,4 класс)
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального общего образования по технологии и написана на основании следующих нормативных документов:
1)Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2) Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296.Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта.
3) Учебного плана МОБУ СОШ №1 с.Бижбуляк на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа курса «Умелые руки» предназначена для обучения учащихся 2,3,4 классов.
Общая характеристика.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способностьтворчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану во втором классе на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю, в третьем классе 1 час в неделю, в 4 классе 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в объединении , ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам.
В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах. Занятия в объединении заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 15 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 мин. В программу объединения «Очумелые ручки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Цель программы: - формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности; - развитие самостоятельности анализа и мышления;
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является: Я слышу – и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю – и понимаю.
Задачи программы: - обучить конкретным трудовым навыкам; - обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами; - познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду; - формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус; - развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение, - поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей; - воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.Педагогические принципы: - принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся; - принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог; - принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса; - принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде; Психологическое обеспечение программы. Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: - создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; - формирование умений учащихся по данному виду обучения; - применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания: В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий. Основные формы и методы работы. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Содержание программы
«Работа с бумагой и картоном». Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
«Работа с бумагой
«История создания бумаги», «Как появились ножницы».
«Работа с природным материалом». Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
«Работа с тканью». В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки. 1. Аппликация из ткани. 2. Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»
«Рукоделие из ниток». Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна- фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки. 1. Аппликация из нарезанных ниток. 2. Изонить. Открытка «Сердечко». 3. Коллективная работа «Корзина с цветами».
. «Работа с бросовым материалом». «Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения,техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Планируемые результаты
Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; - осуществляет творческий подход к каждой работе; - владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними; - проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Ресурсы.
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/ http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm http://stranamasterov.ru/ Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008. Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация.
2 –ой класс
№ п/п Название тем и разделов Кол-во часов Древний Египет 7 часов 1. Украшение для карандаша 1час 6.09
2. Сооружения древнего Египта 1 час 13.09
3. Макет пирамиды 1час 20.09
4. Мастера Египта 1 час 27.09
5. Барельеф 1 час 18.10
6. Сфинкс 1 час 25.10
7 Одежда древних египтян 1 час 1.11
8. Долина пирамид 1 час 8.11
В гостях у Деда Мороза 9 часов 1. Терем деда мороза 1 час 15.11
2. Игрушки-пирамидки 1 час 22.11
3. Дед мороз 1 час 29.11
4. Елочные игрушки 1 час 6.12
5. Елочная гирлянда 1 час 13.12
6. Разметка прямоугольника по линейке 1 час 20.12
7. Варианты формы флажков 1 час 27.12
8. Изготовление флажка 1 час 17.12
9. Елочный фонарик 1 час 24.12
Древняя Греция и Рим 14 часов 1. Макет храма 1 час 31.12
2. Учимся работать угольником 1 час 7.02
3. Римские и греческие войны 1 час 14.02
4. Римский воин 1 час 21.02
5. Одежда древних римлян и греков 1 час 28.02
6. Как изготавливают льняные ткани 1 час 7.03
7. Изготавливаем одежду римлян и греков 1 час 14.03
8. Скульптуры и скульпторы 1 час 21.03
9. Лепим фигуру человека 1 час 28.03
10. Посуда древней Греции 1 час 4.04
11. Изготовь свою вазу 1 час 11.04
12. Макет Акрополя 1 час 18.04
13. Изготавливаем книжку 1 час 25.04
14. Макет деревянного дома 1 час 2.05
История пуговицы 5 часов 1. Пришивание пуговицы на ножке 1 час 16.05
2. Пришивание пуговицы с дырочками 1 час 23.05
3. Украшение одежды 1 час 30.05
4. Вышивки 1 час резерв
5. Игрушка из пуговицы 1 час резерв
3-й класс
№ п/пНаименование тем Количество часов дата
1. Изготавливаем самолет-истребитель 1 час 1.09
2. Изготавливаем волшебный кристалл 1 час 8.09
3. Народные промыслы 1 час 15.09.
4. Изготавливаем панно 1 час 23.09
5. Делаем открытку белочка 1 час 23.09
6. Лепим из теста 1 час 30.09
Конструирование моделирование 2 час 6.10
7. Строим объемные геометрические фигуры 1 час 13.10
8. Дед мороз 1 час 20.10
9. Елочные игрушки 1 час 27.10
10. Открытки к 23 февраля 1 час 10.11
11. Букет к 8 марта 1 час 17.11
12. Делаем игрушки 1 час 24.11
13. Выполняем панно 1 час 1.12
14. Изготавливаем кукольный театр 1 час 8.12
15. Учимся вышивать крестом 1 час 15.12
16. Тканые изделия 1 час 29.12
9. Изготавливаем макет мельницы 1 час 19.01
10. Моделируем из бумаги замок 1 час 26.01
11. Создаем витраж 1 час 2.02
12. Колесные истории тележка 1 час 9.02
13. Нитяной помпон 1 час 16.02
14. Чудесные гвоздики 1 час 23.02
15 Ваза с цветами 1 час 2.03
16. Бусы из бумаги 1 час 9.03
17. Фенечки из бисера 1 час 16.03
18. Шапки и шляпы 1 час 6.04
19. Изготовление конверта 1 час 13.04
20. Подставка для карандашей 1 час 20.04
21. Игральный кубик 1 час 27.04
22 Загадочное животное 1 час 4.05
23 Отделка и планшет 1 час 11.05
24 Аппликация из ниток 1 час 18.05
25 Аппликация из ниток 1 час 25.05
4 класс
№ п\пНаименование тем Количество часов Дата
1. Памятный фотоальбом 1 час 6.09
2. Флюгер 1 час 13.09
3. Волшебный цветок
1 час 20.09
4. Макет из спичек 1 час 27.09
5. Макет русской деревни 1 час 18.10
6. Работа с гипсом 1 час 25.10
7 Елочные игрушки из бисера 2 час 1.11
8. Индейский талисман 1 час 8.11
9. Цветы из ткани 1 час 15.11
10. Объемные цветы 1 час 22.11
11 Чудо-букет 1 час 29.11
12 Виды швов 1 час 6.12
13 Изготовление заплатки 1 час 13.12
14 Сувениры - обереги 1 час 20.12
15 Биговка-тиснение1 час 27.12
16 Новогодние маски 1 час 17.12
17 Волшебная паутина 1 час 24.12
18. Волшебная паутина 1 час 31.12
19 Волшебная паутина 1 час 7.02
20 Какие у игрушки бывают глаза 1 час 14.02
21 Воздушный аквариум 1 час 21.02
22 Игрушка из пластиковой бутылки 2 час 28.02
23 Соберем подвижную игрушку 1 час 7.03
24 Торцевание 1 час 14.03
25 торцевание 1 час 21.03
26 Мозаика из бумаги 1 час Па
27. Мозайка из бумаги 1 час 4.04
28. Аппликация из ткани 1 час 11.04
29. Аппликация из ткани 1 час 18.04
30. Аппликация из пластилина 1 час 25.04
31. Аппликация из пластилина 1 час 2.05
32 Аппликация из ладошек 1 час 33. Оригами 1 час 16.05
34. Оригами 1 час 23.05
35. Изонить 1 час 30.05
Итого 35 час Материально-техническое оснащение
Картон,бумага,клей,ножницы,нитки,ткань,гофрированная бумага,цветная бумага,бросовый материал,пуговицы,
Образцы
Шаблоны,трафареты,
Компьютер, музыка,
Литература
1.О.В.Узорова Планета знаний 2013г «Технология»
2. Е.А.Лутцева, Куревина Школа 2100 2013 «Технология»
3.Т .Геронимус 2004 «Маленький мастер»