Положение о классном руководстве МБОУ СОШ №12 г. Кызыла РТ

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 им. «Воинов-интернационалистов» г.Кызыла
Республика Тыва г.Кызыл, ул.Колхозная, 67. тел.(8-394-22)-5-89-59
Положение о классном руководстве.
Общее положение.

1.1 Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

1.2. В числе первоочередных воспитательных задач выдвигается формирование воспитательной системы школы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий обучение и воспитание. Необходимо создание воспитательной системы нового типа, основанной на глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему на основе этого изучения, направленной на развитие личности с учётом интересов, на организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителями, с окружающим миром.
1.3. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
1.4. В классном коллективе воспитательную работу организует классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) - учитель-предметник, являющийся наставником учащихся одного класса.
Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива. Создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
1.5. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляют председатель МО классных руководителей, заместитель директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
II. Цель и задачи деятельности классного руководителя.
2.1. Основное назначение классного руководителя обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.
2.2. Цель воспитательной деятельности классного руководителя:
Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищённости, безопасности, эмоционального комфорта).
2.3. Основные задачи классного руководителя:
Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни, знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.
Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию - совместно с семьёй.

III. Основные направления, виды и формы деятельности
Классный руководитель:
3.1. Содействует созданию благоприятных психолого–педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для этого:
изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать;
изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам и другое);
корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения;
в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению;
старшеклассникам помогает найти цель жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво ориентирует на положительные образы и идеалы.
3.2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:
помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью гуманизации межличностных отношений;
участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;
развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо – идти на компромисс;
готовит старшеклассников к рыночным отношениям, вовлекает класс (или группу) в производственную деятельность, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной смекалки и предпринимательства;
способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров. Поощряет готовность детей отстаивать справедливость, умение в рамках закона защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.
3.3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
совместно с учителями-предметниками помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей;
поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами;
организует и участвует в малых педсоветах по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителя – предметника;
способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных игр и т.д.;
содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т.д.;
содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства.
3.4. Проводит родительские собрания (родительский всеобуч). Дает консультации. Привлекает родителей к помощи школе.
3.5. организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей) для ремонта класса, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей и администрацию школы.
3.6. Принимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.
3.7. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний, ШМО классных руководителей, Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.
3.8. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.
IV. Формы работы классного руководителя
4.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.);
4.2. При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующими:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся в классе.

V. Классный руководитель должен знать:
педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию;
школьную гигиену;
педагогическую этику;
теорию и методику воспитательной работы;
основы трудового законодательства;
нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ и РТ.

VI. В своей работе классный руководитель должен руководствоваться
законодательными актами РФ и РТ, нормативными правовыми документами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки РТ:
Конституция РФ и РТ
Конвенция о правах ребенка
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1
Закон Республики Тыва «Об образовании»
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Семейный кодекс Российской Федерации.
Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.

VII. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и процесса деятельности.
7.1. Критерии результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
7.2. Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Кодекс классного руководителя
Помни: во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, но больше человеческого общения.
Относись к ученикам по-человечески, доброжелательно.
Никогда не унижай, не оскорбляй детей - свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре. Дети в большинстве своем очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него.
Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребенке и о классе в целом, а затем постоянно интересуйся жизнью детей, их проблемами.
Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с учениками на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в походы, просто разговаривать. Это дает возможность получить подробную информацию о воспитанниках, сплачивает класс и, что немаловажно, помогает создать теплые, доверительные отношения между воспитанником и классным руководителем.
Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микрогруппы класса, выясни, кто является лидером. Если в классе есть лидер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.
Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудничестве с ними и с их родителями,
Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, в организованности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение - есть выражение веры в силы ученика.
Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.
Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи детей этой самостоятельности.
Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так уверен/уверена, что он/она должен/должна быть похож/похожа на меня? У него/нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не давить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха».
Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда (потом все равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.
Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.
Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей пожалеешь.
Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они тебе будут благодарны.
Имей в виду: главное - не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Помни: учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы но одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:
Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стремись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.
Введи систему проверки дневников и обязательно требуй от родителей подписи дневника, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по определенному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы.
Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.
Веди повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный
конверт для справок и записок от родителей.
Научись своевременно и четко заполнять журнал.
Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на различных
уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности
у детей с первого дня, веди строгий контроль за дежурством по школе, по
классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.
Имей в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха она приносит плоды.
Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
Старайся, не жался сил, организовать как можно больше внеклассных
мероприятий: посещений театров, просмотров кинофильмов с их обсуждением,
экскурсий, походов, поездок.
Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует память,
развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или
придумать что-то подобное.
Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом
помни, что у нее должны быть начало и конец, а желательно - и скромное
награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.
Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности
обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об интересующих их
проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентироваться в
текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дискуссиям и
оценкам.
Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по
времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.
Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования дня
рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое
традиционное дело надо тщательно готовить.
Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к
созданию собственного классного микроклимата.
Работай в тесном содружестве с классными руководителями параллельных
классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает жизнь
детей интереснее.
Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возможность
каждому ребенку проявить себя.
Имей в виду: главное - найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе интересно с ними.
Помни: родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
Стремись к тесной, деловой связи с родителями.
Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирайся на их помощь.
На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год - и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет всегда в стороне.
На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не некоторых детей.
Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это очень помогает в решении практически всех вопросов классной жизни.
Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.
Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие отношения.
Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.
Помни: дети в классе - твое отражение - старайся постоянно работать над собой.
Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности -это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных ситуаций, советовать.
Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей анализировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки анализировать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным пособием» для воспитанников. Не стесняйся учиться. Учеба - это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки. Учись думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хорошим, добрым советам.
Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им. К принципам можно отнести следующие:
быть честным с детьми;
быть добрым, но не добреньким, не заигрывать с детьми;
быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
быть последовательным и объективным;
быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
быть самим собой, работай без профессиональной маски, оставаясь в ладу со своими чувствами, сочетая искренность с требовательностью и добротой;
быть активным и инициативным, заинтересованным в своей работе;
быть примером пытливости и знаний, искать новое, критически осмысливать свою работу, не останавливаться и идти вперед;
не делать ничего формально;
не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять;

не торопиться, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека
в отношении другого права нет;
не ждать от детей благодарности, уметь прощать и забывать, ведь ребенок еще
изменится, а учитель нет, уметь начинать все сначала, уметь смеяться над собой,
разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.
Имей в виду: главное - не ждать прямых актов благодарности - тогда не будет разочарований.
Предостережения:
Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.
Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками - установить ее снова будет гораздо труднее.
Не играй роль небожителя - у тебя тоже есть недостатки, твое преимущество лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стремишься к этому.
Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически).
Не будь чрезмерно активным - иногда детям надо дать отдохнуть от мероприятий.
Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все оставшееся время будешь делать это один.
Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях.
Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов.

Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напоминать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, - это оценят и ученики, и родители, и коллеги.
Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве - это поможет лучше понять ребенка.
Имей в виду: главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
Заповеди педагогического общения
Помни: педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому нашему «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают любое наше педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которой никогда не достигнуть тайников детской души. Постоянно думай над своими взаимоотношениями с детьми, стремись целенаправленно выстраивать их.
Организуй общение с детьми, стремись точно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. Помни - это так же важно, как и отобрать верные методы обучения и воспитания.
При организации общения с детьми не исходи только из педагогических целей и задач. Такая организация общения невольно замкнет тебя на твоих педагогических заботах, из которых незаметно для тебя ускользнет живой ребенок с его интересами и чаяниями. Строй отношения с детьми не «от себя», а «от них», тогда ученик будет попадать в радиус твоего педагогического видения.
Вступая в контакт с учащимися, не организуй с ними общения «по вертикали», сверху вниз. Помни, что даже малыш стремится отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не дает тебе права быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это великое педагогическое право надо завоевать не столько официальным педагогическим статусом, сколько твоей, по словам Макаренко, «прекрасной личностью».
Стремись постоянно ощущать психологическую атмосферу в классе: без этого продуктивный педагогический процесс невозможен. Формируй у себя навыки этого «психологического камертона», который подскажет тебе наиболее точные психологические ходы к личности ученика. Умей наблюдать за детьми, воспринимать выражение их глаз, мимику, экспрессию. Обращай внимание на все детали их поведения, настроения. Будь пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса.
Учись видеть себя как бы со стороны, глазами ребят. Для этого:
чаще анализируй свою деятельность;
стремись поставить себя на место ученика;
посещай уроки коллег, сравнивай себя с ними;
честно признавай свои ошибки;
чаще организуй контакты с ребятами в свободное от занятий время.
Умей слушать детей. Старайся выслушать до конца, даже если ученик, на твой взгляд, говорит неверно. Это важнейший показатель твоего отношения к личности ребенка.
В процессе твоего общения с детьми могут возникать разнообразные конфликты. Всегда помни: конфликт может быть следствием твоей педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать. Ты не имеешь профессионального права обижаться на детей - в этом тоже своеобразие педагогического общения.
Если в процессе общения с ребятами у тебя возникает с ними спор, постарайся организовать его в форме взаимного обмена мнениями, не обижай оппонентов, не задевай недостатков их характера.
Стремись преодолевать негативные установки по отношению к некоторым ребятам: это мешает не только твоим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.
Помни, что голая критика ребят бесполезна. Она не содержит преобразующего, конструктивного начала и не передает учащемуся твоего личностного позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит школьника в позицию обороняющегося, а зачастую ведет к формированию заниженной самооценки. В общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе
теряется дружественность, разрушается общее взаимодействие, становятся невозможными деловые и межличностные отношения.
Чаще улыбайся детям. Улыбка учителя создает общий благоприятный психологический настрой: располагает детей к общению, вызывает стремление к работе.
Помни, что людей всегда волнует их личность - твое отношение к ней, понимание, уважение. Ребята хотят, чтобы их воспринимали именно как личностей, этим объясняется их стремление к самоутверждению, к самореализации. В твоем общении с ребятами всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка, и дети должны это ощущать.
Дети должны знать, как ты к ним относишься. Доброжелательное отношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими твоего поведения и работы. Твои оценки за ответ, твои критические замечания и пожелания всегда воспринимаются ими в контексте твоего отношения к ним. Учись передавать свое отношение к детям.