План самообразования по теме Рациональные способы устного счета на уроках математики
План по самообразованию
Войковой Розы Ефимовны, учителя математики
МБОУ «Конганурская средняя общеобразовательная школа»,
1 категория
1.Анализ работы над темой самообразования
Образование: высшее, закончила в 1985 году Марийский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской по специальности – математика и физика
Квалификационная категория – первая.
С 2016-2017 учебного года планирую работать над проблемой:
«Рациональные способы устного счета на уроках математики»
Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов.
Не секрет, что у детей с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Но чтобы ребенок быстро считал , выполнял простейшие преобразования, необходимо время для их отработки. 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счета. Устные упражнения должны применяться также во всех подходящих случаях не только на небольших числах, но также и на больших, но удобных для устного счета. Задача учителя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых ученик стремится производить в уме арифметические действия.
Именно в 5-6 классах закладываются основы обучения математике наших воспитанников. Не научим детей считать в этот период, в дальнейшем они будут испытывать трудности.
Данная тема актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. И тем более с введением ГИА в 9 классе, где за ограниченное время нужно выполнить задания базовой части программы. А это требует быстрого реагирования и навыков устного счета. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений.
Поэтому , начиная с 2016-2017 учебного года выбрала для себя данную тему. В прошлом учебном году приняла 5 класс. В течение учебного года планировала в данном классе выявить эффективность формирования устных вычислительных навыков. Для этого перед собой ставила такие задачи:
-изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;
-разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков;
- провести и проанализировать результаты диагностики.
2. План реализации проблемы
1.1 Изучить литературу по данной теме:
Мельникова Н. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2001.- №18.- С. 9-14.
Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2.- С. 3-6.
Нагорнова А. Устный счет при изучении десятичных дробей // Математика в школе. - 2000.- №24.- С.26.
Федотова Л., Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №35. - С. 3-7.
Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43. - С. 2-5.
Филиппов Г. Устный счет – гимнастика ума // Математика. - 2001. - №3. - С. 25-27.
Беримец В.И. “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.
В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.
1.2 Изучение опыта учителей-новаторов, методистов, передового опыта
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования устного счета на уроках математики
1.3 Участие в системе школьной методической работы:
Продолжить работу в качестве руководителя ШМО учителей математики и физики.
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанной проблемы.
Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования.
Участие в заседаниях МО района по математике, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей математики, на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1 - 2 раза в год;
1.4 Учебно-исследовательская работа:
Подготовить участников районной математической олимпиады
Участвовать в комиссии районной математической олимпиады
Продолжить разработку тестов в программе «My Test»
1.5 Предполагается закончить работу над проблемой в 2021 году
3. Результаты самообразования на указанном этапе
Повысить качество преподавания предмета
Разработать и провести открытые уроки по заявленной проблеме. Разработки уроков поместить на школьном сайте, на сайте учителей математики.
Периодически проводить самоанализ совей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и педсоветах
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах
Разработать тесты, создать собственную медиатеку.
Обобщить опыт по своей теме.
ШђЗаголовок 315