Формирование навыков устного счёта с применением ИКТ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25
г. Братск
665717 Иркутская обл., г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Комсомольская 10в, тел/факс: 8(3953)41-39-17,
E-mail: format251@yandex.ruФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОГО СЧЕТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Подготовила Кахаева Лилия Михайловна
дефектолог, учитель младших классов.
Математика в коррекционной школе решает одну из важных задач обучения школьников с нарушением интеллекта - преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Работая с детьми, имеющими нарушение интеллекта, столкнулась со следующей проблемой: дети данной категории испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, пожалуй, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Одной из причин потери интереса может быть то, что детей отрывают от любимого занятия, от игры, и по традиции сажают за парты для серьезного изучения наук, в том числе, математики.
Формируя у детей с нарушением интеллекта на наглядной основе первые представления о числе, величине, фигуре, я одновременно решаю задачи развития наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей. В процессе обучения развивается речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь.
Проблема начального обучения математике была и остается очень важной и сложной, ведь на этом этапе у ребенка закладывается тот фундамент, на котором закладывается все его дальнейшее математическое образование.
Одними из главных причин трудностей в обучении этих детей являются сниженная произвольная память и отставание в развитии всех форм мышления. Эти дети плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие и вопросы задач. Им свойственно быстрое забывание, конкретность мышления.
Таким образом, коррекционная работа с ними ведется мною в следующих направлениях:
а) осуществление индивидуального подхода к детям;
б) соблюдение здоровье -сберегающего режима;
в) максимальное использование активизации познавательной деятельности детей;
г) поощрение успехов детей, помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Целью моей работы стало доказать результативность использования интерактивных форм и методов обучения при формировании навыков устного счета, повышение познавательного интереса к урокам математики в коррекционной школе Задачи, которые я ставила в данной работе:
1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.
2) подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики.
3) сделать выводы и дать рекомендации по использованию данных видов устных упражнений.
4) дать рекомендации по использованию данных упражнений в коррекционной школе
Устная работа на уроках математики в начальном звене имеет большое значение. Устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Также важна воспитательная роль подобных заданий, они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших, помогать им. При подборе упражнений учитываю, что формулировки заданий должны легко восприниматься на слух, для этого они должны быть чёткими и прямолинейными. В случае, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо использовать опорные схемы, таблицы, ИКТ, интерактивные формы и методы.
Учитывая индивидуальные и психофизические особенности учащихся необходимо найти оптимальные формы и методы формирования навыков счёта.
Устные упражнения имеют ряд преимуществ:
1.Дают возможность охватить большой объём материала за короткий промежуток времени.
2.Позволяют судить об усвоении материала.
3.Дисциплинируют учащихся.
4.Служат переключателем внимания, разрядкой после напряжённой работы.
5.Больше учащихся получают возможность ответить.
Устный счёт тесно связан с темой и основной обучающей задачей, однако в устный счёт могут включаться упражнения на выработку беглости счёта, закрепление вычислительных навыков. Устный счёт включает несколько форм упражнений и заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, задания на закрепление нумерации, различение фигур. Упражнения могут быть представлены как в устной, так и в письменной форме. Нередко я использую различные таблицы с краткой записью задач, записью чисел, знаков, выражений, упражнения на развитие пространственно-ориентационных представлений.
Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Целесообразно придавать упражнениям занимательный характер. Необходимо также шире использовать дидактические игры, как один из эффективных приёмов коррекционной работы. Это позволяет поддерживать постоянный интерес к математике. Игровое действие позволяет осваивать то, что вызывает у младшего школьника страх неизвестности.
В условиях дифференцированного и разно уровневого обучения необходимо подбирать правильную дозировку заданий. Задания для устного счёта должны быть подобраны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Это позволяет вести фронтальную работу и включать в активную деятельность всех учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важных средств формирования навыков устного счёта Их использование имеет ряд положительных моментов:
1.Создаётся творческая положительно-эмоциональная атмосфера.
2.Игровая цель выходит на первый план, поэтому удаётся добиться косвенности обучения, а оно самое прочное и неутомительное.
3.Происходит интенсификация обучения. Ребёнок постепенно, каждый в своём темпе решает, причём мгновенно получает оценку правильности своего решения.
4.Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, повысить учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся.
Устный счёт является обязательным этапом на уроке математики. Таким образом, усвоение математических знаний детьми происходит более эффективно при проведении данного этапа путём интерактивных методов и форм обучения, игровых технологий, ИКТ, разнообразных приёмов коррекционной работы.
Динамику развития навыка счёта я прослеживаю при помощи составления таблиц, в которых отражается развитие всех сторон устного счёта (мониторинг). Мною были составлены и проведены презентации-уроки на темы: «Сложение и вычитание в пределах 10», «Действия с числами в пределах 20», презентации для устного счета по всем пройдённым темам.
По данным таблиц мониторинга можно утверждать, что усвоение математических понятий у детей моего класса происходит более качественно и правильно. Немаловажную роль в этой положительной динамике, по моему мнению, играют интерактивные формы и методы работы на уроке по формированию навыков устного счета.
Таким образом, проанализировав полученные можно сделать вывод, что использование интерактивных методов и форм обучения на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы является эффективным методом формирования у детей навыка устного счета.
Ценным в работе педагога является развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться успеха в своей деятельности и проявлять интерес к её результатам.
Литература.1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение. 1996. №2 (3), с. 47-52.2.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.
3. Ксёндзов Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – М: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.4. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики //Начальная школа. – 1999. - № 8. С. 37-39.5. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного процессов в школе. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007. – 91с.
6. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М: Просвещение, 1989 – 336с.7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СПб: Изд-во «Питер», 1999.
8. Попова Г.П., Усачева В.И. Занимательная математика. Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141с