Доклад Формирование навыков устного счёта по УМК ПНШ


Формирование навыков устного счёта у учащихся на уроках математики по УМК «ПНШ»
Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жесткой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее овладение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для образовательной школы. Часто мы слышим высказывания моих коллег о том, что в программе математики данного комплекта уделяется очень мало времени формированию устных вычислительных навыков. Позвольте с этим не согласиться.
Мы с моей коллегой решили затронуть эту тему, так как считаем, что программа по математике разработанная Александром Леонидовичем Чекиным и Розой Гельфановной Чураковой, в полной мере способствует формированию навыков устного счёта.
Работа над формированием устных вычислений целенаправленно продолжается все 4 года. Это можно заметить, если проанализировать содержание учебников математики, тетрадей на печатной основе под редакцией ЗахаровойО.А. и Юдиной Е.П., а так же новых тетрадей для самостоятельной работы «Приёмы устного счёта. Обобщающее повторение», авторы: Янычева Г.В., Чуракова Р.Г., мы очень благодарны авторам за эти тетради.
Уже с первого класса в сознании младшего школьника закладываются приёмы устных вычислений. О них вам расскажет моя коллега, Калинина Наталья Владимировна, которая первый год работает по этой программе, но уже составила о ней определённое мнение.
Первый класс – это особый этап в жизни ребёнка, когда закладывается фундамент всего последующего образования.
Формирование сознательных, прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма вычислительных навыков – одна из задач обучения математике в первом классе.
Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, математическую речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
В пояснительной записке к программе по предмету «Математика» УМК «Перспективная начальная школа», авторы отмечают, что изучение арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, носит прикладной характер, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Арифметическая линия, прежде всего, представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 10 и 0 (1-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1 класса)
Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Например, число 2 – это два крыла, две руки и т. д. Число 3 – тройка лошадей, три головы Змея Горыныча и т. д.
Числа от 6 до 10 имеют аддитивную природу. Это значит, что новое число получается как результат сложения числа 5 с числами 1,2,3,4,5 и рассматривается как численность соответствующих множеств, жестко связанных с этим числом. Такой подход согласуется, во-первых, с понятной и доступной процедурой счета на пальцах; во-вторых, готовит детей к введению чисел второго десятка, только роль числа 5 будет выполнять число10; в-третьих, дает нам возможность в дальнейшем обогатить арсенал приемов устных вычислений:
8+6=(5+3)+(5+1)=(5+5)+(3+1)=10+4=14
На слайде рассмотрен приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток, в котором слагаемые представлены в виде сумм, где первое слагаемое обязательно число 5. И забегая вперёд, скажу, что, используется правило прибавления суммы к сумме и поразрядное сложение единиц.
Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления.
Чтобы сформировать осознанный и прочный навык устного счёта у первоклассников, авторами учебника данного УМК предусмотрено изучение свойств сложения (в первом классе мы называем их правилами), которые испольхзуются при введении устных и письменных вычислений
Перестановка слагаемых
Прибавление числа к сумме
Поразрядное сложение единиц
Прибавление суммы к числу
Прибавление суммы к сумме
Вычитание числа из суммы
Поразрядное вычитание единиц
Вычитание суммы из числа
Так при изучении правила прибавления числа к сумме в тетрадях для самостоятельной работы первоклассники выполняют такие развёрнутые записи, которые способствуют более осознанному пониманию устного приёма сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Затем на основе этого же правила даётся устный приём поразрядного сложения единиц.
Аналогичным образом рассматриваются все остальные свойства сложения и вычитания, перед изучением приёмов устного счёта.
Результатом всей этой работы является таблицы сложения, которая составляется постепенно в течение второго полугодия. Таблица. имеет два вида, которые дети сравнивают . Затем вырезают ту из них, которой как они считают им будет удобнее пользоваться во 2 классе.
Вся таблица вынесена на обложку учебника. Цветом выделены две части таблицы: красным – основная, которую необходимо выучить; синим – та, которая отличается от основной только перестановкой слагаемых. Это развивает у детей умение находить способы рационального запоминания математических закономерностей и создаёт ситуацию успеха.
В соответствии с новыми федеральными требованиями, учебники УМК «ПНШ» имеют электронные приложения и электронные учебники.
Соответствие интерактивной версии учебника на бумажной основе помогает сочетать бумажные книги с электронными. В электронном учебнике предоставляется возможность отработки устных вычислительных навыков.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что на протяжении всего курса математики УМК «ПНШ» в 1 классе происходит осознанное и прочное освоение детьми приёмов устного счёта.