Конспект урока по истории Внешняя политика Екатерины II ( 7 класс)


Тема урока: «Внешняя политика Екатерины II». (7 класс) (изучение новой темы)
Авторы учебника: А.А.Данилов, Л.Т.Косулина. «История России конец 16-18 веков»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
-охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.;
-раскрыть причины русско-турецких войн; рассмотреть ход военных событий;
-определить последствия участия России в разделе Польши;
-закрепить умения учащихся работать с картой, обосновывать свои выводы фактами,  расширять словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями.
Задачи:
Образовательные:
- показать основные направления внешней политики России во второй половине 18 века;
- раскрыть причины и характер войн;
- доказать ученикам важность для Российской империи борьбы за выход к Черному морю;
- определить роль Екатерины II в политической жизни России в годы её правления.
Развивающие:
-формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений, элементарной эрудиции и общей культуры,
- развитие коммуникативных навыков, устной и письменной речи, творческих способностей ребенка.
Воспитательные:
- воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины. бережного отношения к традициям, культуре.
Главные принципы реализации урока
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование учебника, иллюстрационного материала (презентация), карт.
проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение темы итоговым тестом, призванным закрепить полученные знания и навыки подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
Методы и формы, используемые на уроке
объяснительно-иллюстративный метод: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
репродуктивный метод: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;
исследовательский метод: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;
частично-поисковый метод: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;
План урока:
1. Проверка домашнего задания (интерактивный тест)2. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.3.Причины русско-турецкой войны 1768-1774 гг.4. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.5. Греческий проект ЕкатериныII.6. Участие России в разделе Речи Посполитой.7. Война со Швецией.8. Политика «вооружённого нейтралитета 9. Результаты внешней политики императрицы.
Подготовка к уроку:
Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного материала (тест)
Ожидаемые результаты.
направления внешней политики России,    умение сравнивать и анализировать причины противостояния России и Турции, умение видеть поставленные задачи и их решение.
Основные понятия и термины:  коалиция, протекторат, , контрибуция, нейтралитет суверенитет,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI-XVIII в., учебник для 7 класса, карта «России во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест), электронная энциклопедия «История России 862-1917» «Интерактивный мир, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся выполняют тест, один ученик работает у интерактивной доски.
3. Изучение нового материала
Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 2). Учитель объясняет, что на изучение этой темы отводится 2 урока, на первом уроке будет рассмотрены вопросы о взаимоотношениях России и Турции и других стран-соседей (пункты плана 1-)6. Остальные вопросы будут изучены на следующем уроке.
Мотивационный момент. Для установления связи нового материала с ранее изученным с учащимися организуется беседа (слайд 3):
– Охарактеризуйте отношения России с соседними странами и Османской империей в середине 18 века..– Назовите причины русско-турецкой войны 1735-1739 гг., её результаты.
- Чем закончилась русско-шведская война 1740-1741 гг.– Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в данный период.– Найдите  на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства.
Таким образом, учитель подводит детей к направлениям  внешней политики правительства Екатерины II (слайд 4).
– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II?
Учащиеся дают ответ о том, что России необходимо было получить выход к Черному морю.
В результате этого:
– ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;– открылась возможность заселения и  освоения южных плодородных земель;– развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).
– Как можно было решить задачи?
Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя,  так как  здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.
Причины  войны России с Турцией (слайд 5):
– обезопасить южные земли от набегов со стороны Крымского ханства и притязаний Турции;– возможность освоения причерноморских степей для развития хозяйства;– ослабление Османской империи.
Турция же желала расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России.
Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия (слайд 6). Далее оговариваются цели стран-участников.
Говоря о ходе войны, учитель обращает внимание на победах при Ларге и Кагуле, акцентирует на героизме русского воинства. (Параллельно идёт работа по карте военных действий и в атласах учащихся: они отмечают места важнейших сражений).
После выполнения задания демонстрируется слайд 9 с итогами войны, . 
- Какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?
(Приблизительные ответы учащихся (обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них дворянские землевладения. Контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская  война под руководством Е. Пугачева вынудила Россию приостановить военные действия и заключить перемирие с Турцией).
Учитель обобщает ответы учащихся, (Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 10). После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне России выступала Австрия, а Турции помогала Франция (слайд 11). Учитель объясняет причины создания коалиции.
( даётся определение).
Коалиция – союз государств, направленный против другого государства или других государств
Учитель раскрывает причины и повод русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. , ребята. опираясь на текст учебника, выделяют главные итоги войны. Запись их в тетради.
( Демонстрируется слайд 13 с итогами войны0, учащиеся сравнивают со своими ответами.
Учитель спрашивает у учащихся, кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско-турецких войнах второй половины XVIII в? Чьи имена им уже знакомы, а чьи учащиеся слышали впервые? Демонстрируется 14 слайд.

Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя.
Протекторат – форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.
Работа с учебником.
4 вопрос учащиеся изучают самостоятельно и ищут ответы на вопросы:
- Какие подобные прожекты иллюстрируют положение России на международной арене?
- как вы думаете, реальны проекты императрицы?
- Можно ли считать планы Екатерины характеристикой «просвещённого абсолютизма»?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Обобщающая беседа:
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Что в новом материале вас заинтересовало?
- Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание: § 27-28, стр. 192-199, прочитать, ответить на вопросы к  параграфу, составить таблицу «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.», Инд задание – сообщение об Ф.Ф.Ушакове