Конспект урока по математике на тему Сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. (1 класс)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар лицей № 90














Методическая разработка конспекта урока по математике (1 класс)

Сложение чисел с переходом
через десяток в пределах 20.



















Учитель начальных классов
Шубина Ирина Георгиевна





Тема: «Сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20».
Цели урока: Закреплять полученные ранее навыки табличного сложения и вычитания в пределах 10, сложения и вычитания круглых чисел, повторять решение текстовых задач; умение находить целое и части; изучать приёмы сложения однозначных чисел с переходом через разряд, с опорой на графическую модель.
Развивать и совершенствовать логическое мышление, речь учащихся, воображение, интерес к предмету, аналитические способности.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, взаимовыручку, любовь к родной земле.
Универсальные учебные действия (УУД метапредметные):
Личностные: работать в группах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные: «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков; составлять и понимать простейшие алгоритмы при работе с заданием; строить вспомогательные модели.
Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, работая в группах; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.
Регулятивные: оценивать свой вклад в работу группы; оценивать результаты индивидуальной работы; выполнять работу в группах, помогая друг другу.
Технологии: технология  проблемного  диалога.
Оборудование: учебник Математика «Учусь учиться». 1класс./Л.Г.Петерсон.-М.: Ювента, 2013; мультимедийный проектор, экран, компьютер, карта путешествия, карточки для исследовательской работы, раздаточный материал, модели вагонов, светофорчики.
Ход урока: 1. Организационный момент. (1 мин)
2. Актуализация опорных знаний.(7 мин)
1. Устный счёт.
2. Исследование двузначных чисел.
Физминутка.(1мин)
3. Изучение нового материала.(12 мин)
Гимнастика для глаз.(1мин)
4. Повторение и закрепление пройденного.(14 мин)
1. Решение примеров с комментированием.
2. Решение уравнений с комментированием.
3. Решение текстовых задач.
5. Итог урока. Рефлексия. (3мин)
6. Творческое домашнее задание.(1мин)
1. Организационный момент.
Цель этапа: организовать учащихся на учебную деятельность, проверить готовность к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник. Его помощники: тетрадь, ручка, линейка и карандаш. У всех они есть? Вот карта нашего пути. (Карта прикреплена к доске). Отправимся мы в путь на поезде. В составе – три вагона. ( Прикрепляю вагоны и паровоз на доску).
2.Актуализация опорных знаний.
Цель этапа: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Познавательные УУД: выделение и формирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью.
Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, выполнение практических задач.
Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания и пошагово их выполнять; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи.
1. Устный счёт.
Учитель: Первая станция – Считалкино.
- С чего мы обычно начинаем урок математики? (С устного счёта.)
- Для чего? ( Чтобы хорошо считать.)
2
5
7
4
6
9
1
8
3











10
10
10
10
10
10
10
10
10

Учитель: Ребята, чтобы поезд поехал, сосчитайте до 20 и обратно (порядковый и обратный счёт). Дополните до 10.
Ученики поднимают карточки с соответствующими цифрами.
Учитель: Зелёный свет!
Вам путь открыт!
Весёлый светофор гласит.
Учитель: Ребята, в Сочинском дендрарии есть кувшинка Виктория (слайд 1). Лист кувшинки способен выдержать большой груз. Выполните решение цепочки примеров и узнаете, какой груз выдерживает лист кувшинки Виктория. (Ученики поочерёдно выходят к доске и вписывают в кружки результаты вычислений. В итоге приходят к выводу, что лист кувшинки Виктория способен выдержать 50кг).





2. Исследование двузначных чисел.
Учитель: Молодцы, ребята! С заданием справились.
Паровоз гудком зовёт!
Продолжаем путь вперёд!
Учитель: Ребята, как называют человека, занимающегося научными исследованиями? (Предполагаемые ответы детей: исследователь, учёный и т.д.)
Учитель: Со станции Объяснялкино я получила посылку. В посылке значки с надписью «Исследователь». Эти значки могут носить те ученики, которые участвуют в исследовательской работе. Учитель предлагает разбиться на три исследовательские группы (по рядам) и заняться исследовательской работой. У ребят на партах карточки с числами от 11 до 19. Учитель просит провести исследование чисел
Ученики озвучивают анализ исследования:
- Число 14 – двузначное, состоит из 1д.4 ед.; его можно изобразить в виде ; и т. д.
Учитель раздаёт значки всем ученикам.
Учитель приглашает к доске трёх учеников для записи чисел 13, 16, 19 в виде суммы разрядных слагаемых.
Учитель: Скажите, что общего в числовых равенствах?
Ученики: В каждом числовом равенстве одно из слагаемых равно 10.
Учитель: Молодцы! Я приглашаю вас на весёлую физминутку.
Физминутка. (Учащиеся проговаривают стихотворение и выполняют движения.)
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз – два – три – четыре - пять.
Это нужная работа
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью).
Учитель: Мы отдохнули и можем продолжить наше путешествие.
Загорелся свет зелёный!
Это вовсе не пустяк.
Плавно катятся вагоны,
Лишь постукивают в такт.
3. Изучение нового материала.
Цель этапа: подвести к необходимости нахождения нового способа сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
Личностные УУД: регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой задачи.
Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образцы, решать задачи, ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение,
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе дискуссии или групповой работы.
Учитель: Жители станции Объяснялкино прислали нам телеграмму:
«Помогите сосчитать!
Возле речки 7 Полинок,
У пригорка 5 Иринок.
Что-то стало трудновато
Сосчитайте-ка, ребята!»
Ребята, надо помочь жителям станции Объяснялкино сосчитать девочек.
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Учитель: Чем отличается числовое выражение 7 + 5 от предыдущих выражений?
Ученики: В этом выражении нет слагаемого 10, а в предыдущих выражениях есть.
Учитель: Что вы можете сказать о примере, который записан на доске? (результат получается больше 10, т.е. с переходом через разряд)
- Встречались ли нам такие примеры? (да)
- Как мы их решали? (по числовому лучу)
- Всегда ли это удобно? (нет)
- Как вы думаете, есть ли другой способ решения этих примеров? (есть)
- Какую же задачу мы поставим перед собой на этом уроке? (найти способ решения)
- Тема нашего урока: Сложение чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
На экране изображена графическая модель суммы чисел 7 и 5.
( слайд 2) Дети комментируют дополнение до 10 одного из слагаемых, находят сумму. Ученик записывает на доске числовое
выражение 7+5 и находит значение выражения, опираясь на графическую модель.
7 + 5 = 7 + 3 + 2 = 10 + 2 =12


Учитель: Молодцы, справились с заданием! Вашим глазкам необходимо отдохнуть. Что для этого нужно?
- Выполнить гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз. Ученики следят за движущейся точкой, выполняют комплекс упражнений для глаз. (слайд 3.)
4. Повторение и закрепление пройденного.
Цель этапа: повторить и закрепить приёмы сложения однозначных
чисел с переходом через разряд, с опорой на графическую модель.
Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело.
Познавательные УУД: информационный поиск, выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД: решение поставленной задачи методом поиска способов разрешения по образцу.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно.
1. Решение примеров с комментированием.
Учитель: Вот и станция Решалкино. Посмотрите как здесь красиво! Всюду чудесные цветы. (На доске - поляна с ромашками и подсолнухами.)
Учитель: Ребята, если вы отгадаете загадки, то сможете собрать букет.
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Ученики выходят к доске, берут ромашки, на обратной стороне которых написаны примеры. (Решение примеров с комментированием.)
Фронтальная работа по учебнику стр.78 №1.
Образец рассуждения: Сначала к 8 прибавлю 2, получится 10. Затем к 10 прибавлю 6, получится 16. Значит к 8 прибавить 8, получится 16. и т.д.
2. Решение уравнений с комментированием.
Учитель: А вот ещё загадка: В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
Три ученика выходят к доске, берут подсолнухи, на обратной стороне которых написаны уравнения: Х - 6 = 8 Х – 3 = 9 Х – 4 = 7
Образец рассуждения: Выделю целое и части: Х – 6 = 8.
В уравнении неизвестно целое. Чтобы найти целое, нужно прибавит части:
Х = 8 + 6. Ученик находит значение выражения, опираясь на графическую
модель. Вывод: Х = 14. Примеры и уравнения дети записывают в тетради.
В результате на доске появляется букет из ромашек и подсолнухов.
3. Решение текстовых задач.
Учитель: Наш поезд отправляется на станцию Задачкино.
Мы в вагончиках сидим
И в окошечки глядим.
Поезд скорость наберёт,
И в Задачкино придёт.
Учитель: Жители станции Задачкино просят помочь составить задачу по схеме и ответить на вопросы задачи. (Схема – в учебнике стр.78 №3).
- Что будем делать?
- Составьте рассказ по схеме.
Фронтально: придумывание условия задачи, анализ задачи, соотнесение со схемой, ответы на вопросы. Решение записывают на доске и в тетрадь.
Учитель:Наш паровоз подаёт сигнал к отправлению. Отправляемся на станцию «Школа».
5. Итог урока.
Цель этапа: подвести итог урока; организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Личностное УУД: умение объяснять, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) деятельности.
Учитель: Перед нами стояла задача: найти новый способ решения, с помощью которого мы сможем складывать числа в пределах 20 с переходом через разряд.
- Выполнили мы её? (ДА)
- А можем ли мы применить этот способ при решении задач? (ДА)
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно хорошо получилось?
- Что больше всего понравилось?
Ученики объясняют, что делали на уроке, что нового узнали, что понравилось больше всего.
Рефлексия.
Учитель: - Кто доволен своей работой закрасьте зеленый кружок светофора.
- Кто чувствовал себя неуверенно - жёлтый.
- Кто испытывал затруднения, выполняя задания – красный.
6. Творческое домашнее задание.
Учитель: Расскажите дома родителям о путешествии. Нарисуйте, кого бы вы хотели встретить в следующем путешествии.
Литература:
Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». 1класс.- М.: Ювента, 2013.
Т.К.Жикалкина. Игровые  и  занимательные   задания  по  математике  для  1 класса  четырёхлетней  начальной   школы:  Пособие для  учителя.- М.: Просвещение,   1989.
В.В.Волина.  Учимся играя.-  М.:  Новая  школа,  1994.
Хостинг презентаций http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/
Раскраски http://razukraska.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.dendrarium.ru/






















слайд 2
Динамичная картинка

слайд 3
Динамичная картинка

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415




13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415






кг



3

2



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



слайд 1







Объект 3Root Entry