Проектная работа «Влияние объема почвы на развитие рассады цветочно-декоративных культур»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»






Школьная научно-исследовательская конференция




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА



«Влияние объема почвы на развитие рассады цветочно-декоративных культур»














Авторы: Луганцев Никита,
Феоктистова Анастасия,
Чернышова Олеся,
обучающиеся 2 а класса
Руководители: Пушкарева Т.А.,
учитель начальных классов
Спирина С.В.
педагог дополнительного
образования



Мегион, 2012
Содержание


Введение................................................................................................3 стр.
Глава 1.
Бархатцы и настурция..........................................................................4 стр.
Глава 2.
Подготовка к посадке...........................................................................8 стр.
Глава 3.Практическая часть.
Посадка и уход. ...............................................................................11 стр.
Появление всходов...............................................................................12 стр.
Развитие всходов............................................................................. ....13 стр.
Заключение ......................................................................................15 стр.
Литература............................................................................................17 стр.
















Введение
Школьный двор! Это маленькая планета, где могут происходить удивительные вещи, где каждый становится таким, каким он есть. Это мир, который хранит мечты, тайны и воспоминания многих. Это не просто площадка, это центральное место всех событий школьной жизни. Ведь задумайтесь: куда бегут школьники в теплую погоду обсудить на переменках свои дела? А после уроков, до самого вечера, в нашем школьном дворе не смолкают звонкие детские голоса. Мы хотим чтобы наш школьный двор радовал нас своей красотой, был любимым местом отдыха школьников. Поэтому посев рассады цветочно-декоративных культур для школьного двора является актуальностью нашего проекта.
Цель: выявить влияние объема почвы на развитие рассады цветочно-декоративных культур.
Задачи: 1.анализ литературы по данной теме;
2.приобрести различной посуды (от горшочков до лотков) для рассады;
3.выбрать и приобрести семена цветочно-декоративных культур;
4.посеять рассаду и проводить уход за ней;
5.наблюдать за развитием рассады в разных условиях.
Объектом наблюдения будет рассада. Предметом наблюдения развитие рассады с разным объемом почвы.










Глава 1.
Бархатцы и настурция.
В ходе изучения литературы, мы поняли, что не все растения могут расти на школьном дворе. Некоторые растения просто не подходят для нашего климата. На основании нашего исследования на школьном дворе мы предлагаем посадить бархатцы. Этот цветок неприхотлив в выращивании, цветет в течение лета и осени, и поэтому наши клумбы будут красивыми и праздничными все это время.
Бархатцы – эти красивые цветы своим названием обязаны, мягкому бархатистому отливу красно-коричневых лепестков и глубокому тону окраски цветков. Травянистое, однолетнее растение высотой 2040 см, сильноветвистое, компактное, семейство сложноцветные. Корневая система хорошо развита. Соцветия простые или махровые плотные корзинки 512 см в диаметре, различных ярких сочных тонов: однотонные (желтые и оранжевые), чаще двухцветные с красно-коричневыми и бордовыми пятнами и мазками на желтом и оранжевом фоне, также различные по форме и махровости. Цветы обладают сильным своеобразным запахом. Высота кустов бархатцев зависит от вида и сорта растений. Этот распространенный нарядный и всеми любимый летник появляется на клумбах в конце мая и цветет беспрерывно до снега. Цветение постоянное, обильное и очень продолжительное. В декоративном цветоводстве используют обычно многочисленные гибридные сорта . Одним из основных сортовых признаков бархатцев является строение соцветий. Различают гвоздикоцветные (преимущественно из язычковых цветков) и хризантемовидные (в основном из крупных трубчатых цветков); махровые, полумахровые и простые. Известно более 30 видов бархатцев. Происходят из Америки, где дико произрастают от Нью Мексики и Аризоны до Аргентины. 
«Махровые гиганты» - относятся к виду бархатцы прямостоячие сильноветвистые растения обратнопирамидальной формы, образующие мощный куст высотой от 45 до 100 см. Листья непарноперисто-рассеченные, корневая система хорошо развита. Соцветия крупные нарядные, диаметром 510 см, одноцветные от светло-желтой до темно-оранжевой окраски, махровые, полумахровые или простые. У махровых соцветий увеличено количество рядов язычковых цветков или разрослись венчики трубчатых.
«Купидон оранжевый» - Компактные обильно цветущие однолетники с яркими оранжевыми соцветиями. Сильноветвистые стебли направлены вверх, образуют плотный кустик обратнопирамидальной формы. Оригинальная форма хризантемовидных соцветий (внутренние цветки образуют возвышающийся густомахровый «хохолок», окруженный широкими наружными поникающими лепестками), сочная окраска и в целом красивый компактный куст с многочисленными крупными цветками.
«Ванилла». Однолетник. Растение мощное, крепкое, густоветвистое, высотой 40 см и шириной 25 см. Крупные густомахровые соцветия диаметром до 7 см обладают уникальным нежно-кремовым оттенком. Все растения выровнены по высоте и размерам.
Сеют на рассаду в марте-апреле в рыхлый компост. Семена равномерно распределяют по поверхности влажного компоста, присыпают тонким слоем до 5 мм, накрывают картоном или непрозрачной плёнкой, ставят в тёплое место, исключая попадание прямых солнечных лучей. Проращивают при температуре 20-23 градусов, всходы появляются через 5-7 дней. Подросшие растения в фазе 2-3 настоящих листьев пикируют в отдельные горшочки и ставят в более прохладное место. Зацветают через 10-12 недель после посева. Рассаду в грунт высаживают с середины мая с шагом 15-20 см, когда минует угроза заморозков. Возможен посев в открытый грунт. Бархатцы к почвам не требовательны, отлично переносят пересадку в цветущем состоянии. Теплолюбивы, предпочитают хорошо освещенные места, хотя могут расти и в полутени. Засухоустойчивы, однако, во время длительных периодов сухой и жаркой погоды бархатцы нужно поливать. Хорошо отзываются на рыхление почвы и внесение органических веществ.
Вредители и болезни: соцветия во время продолжительных дождей часто загнивают. В сухих жарких условиях бархатцы поражаются паутинным клещом. Чтобы избавить от него растения, нужно прежде всего повысить влажность воздуха, опрыскивая сеянцы несколько раз в день водой. Для полного уничтожения используют 2-3-кратное опрыскивание настоями лука, острого красного перца, тысячелистника. 
Настурция - является многолетним растением, которое в культуре выращивается исключительно как однолетнее. Благодаря декоративности цветков теплых желто-оранжевых тонов и обильной пышной листве настурция приобрела широкую популярность у цветоводов. Название  происходит от латинского слова 'trophae'  маленький трофей, по шлемовидной форме некоторых частей цветка и щитовидным листьям. Род насчитывает около 50 видов, происходящих из Южной и Центральной Америки. 
В доколумбовой Америке многолетние настурции, образующие под землей клубни, широко использовались в пищу. Это настурция клубненосная (Т. tuberosum), которую культивировали древние индейцы в горных районах Перу, Чили, Боливии, и настурция тонколистная (T.leptophyllum) - ее выращивали в Эквадоре и Перу.   
  Т. tuberosum
  Т.fintelmannii
  Т. cirrhipes

Фотографии из журнала "В мире растений" - 2003 г. - №5


В перуанских Андах и в настоящее время фермеры культивируют настурцию клубненосную, или машуа. Урожайность ее невысока: на очень бедных почвах без применения пестицидов она дает 4-12 т небольших сферических клубней с гектара. Клубни едят в вареном и печеном виде, часто их подвергают предварительной заморозке. В настоящее время машуа рассматривается как перспективная кормовая культура для высокогорных районов. Там же на высоте 1.5 2 тысячи метров над уровнем моря встречаются эндемичные виды настурции, (настурция кудреватая  Т. cirrhipes, настурция Финтельманна - Т. fintelmannii, настурция короткозонтичная  Т. brachyceras), внешний вид их очень необычен.
Настурция гибридная Глянец. Однолетнее травянистое растение семейства Настурциевые с плетистыми побегами длиной до 120-150 см. Цветет обильно с июня до заморозков. Цветки ярко-красные махровые 5-6 см в диаметре. Теплолюбива и светолюбива. Предпочитает умеренно плодородные, влажные почвы. Выращивают рассадным способом или прямым посевом в открытый грунт. Для получения рассады семена высевают в апреле в горшки (по 2-3 в лунку). Всходы появляются через 10-14 дней. В открытый грунт растения высаживают, не нарушая земляной ком в конце мая-начале июня на расстоянии 40-45 см. Посев в открытый грунт проводят в мае предварительно намоченными в течение суток семенами по 3-4 шт. в лунку. Используется для вертикального озеленения и как ампельное растение. Красивое однолетнее растение семейства Настурциевые с яркими цветками различной окраски и пестрыми листьями. Высота до 300 см. Широко используется в вертикальном озеленении. Посев проводят семенами в грунт в мае или через рассаду в апреле. Всходы появляются через 10-14 дней. Рассаду высаживают в грунт, когда минует угроза заморозков. Расстояние между растениями 20-30 см. Цветение наступает через 50-60 дней после всходов. Цветет июль – август. Настурция теплолюбива, боится незначительных заморозков, светолюбива и неустойчива к засухе. На плодородной почве разрастается в ущерб цветению. Хорошо растет и обильно цветет в ящиках на балконах и окнах, в бетонных вазах и контейнерах.
Помимо высокой декоративности настурция оздоравливает землю от грибных болезней. После нее лучше растут астры и душистый горошек.
Листья и стебли настурции богаты аскорбиновой кислотой. Бутоны и цветки используются в кулинарии в качестве изысканного украшения блюд, как пряность и приправа. Зеленые завязи при мариновании огурцов, томатов, кабачков, патиссонов заменяют каперсы. 



Глава 2
·.
Подготовка к посадке
Посуда для рассады. Посуда для выращивания рассады может быть самой разнообразной, как специально приобретенной, так и подручной.
В продаже сегодня можно встретить множество вариантов специальных посевных ящиков и контурных ячеек, микропарничков, торфяных горшочков. Можно также использовать одноразовую пластиковую посуду, контейнеры, деревянные ящики и т.п.
В качестве индивидуальной посуды для рассады подойдут контурные ячейки, торфяные горшочки, одноразовые пластиковые стаканчики, стаканчики из-под йогуртов и сметаны, срезанные пластиковые бутылки, а также небольшие пластиковые горшочки. Можно также продолжать использовать после пикировки ящики, рассаживая в них растения на большее расстояние.
Что касается торфяных горшочков, то это очень хороший вариант для подращивания культур, плохо переносящих пересадку, так как высаживают такую рассаду вместе со стаканчиком, что исключает повреждение корней. Однако будьте внимательны: грунт в торфяном горшочке пересыхает значительно быстрее, чем в обычной посуде. Лучше всего устанавливать торфяной горшочек не на поддон, а в пластиковый стаканчик немного большего диаметра.
Главная задача контейнера – дать пространство для роста и развития и предохранить корни ростков от неблагоприятных внешних воздействий. Таким образом, основные требования к посуде для выращивания рассады следующие:
жесткость формы (исключает повреждение корневой системы при транспортировке или перемещении); 
непрозрачные стенки (свет может повредить корням);
надежные дренажные отверстия или щели (исключают вымокание);
по возможности низкая теплопроводность стенок (снижает стресс от колебаний температуры).
Все емкости обязательно нужно тщательно промыть. Емкости, в которых ранее выращивались другие растения, необходимо обеззаразить во избежание попадания возбудителей болезней. Посуду, в которой обнаружена плесень, лучше выбросить.
Для своей будущей рассады мы приобрели пластиковый контейнер, пластиковые и торфяные горшочки.
Подбор почвы. Что касается грунта для выращивания рассады, то самый простой путь, который можно выбрать, - это приобрести в магазине готовую почвосмесь. Однако многие садоводы и огородники не слишком доверяют качеству такого грунта и предпочитают готовить почвосмесь самостоятельно.
Если вы все-таки решили покупать готовый грунт для выращивания рассады цветов, перед вами неизбежно встанет вопрос выбора. Рынок на сегодняшний день предлагает огромное разнообразие почвосмесей для рассады. Однако все это разнообразие можно разделить на два вида: сухие (прессованные) и влажные. К влажным относится большинство грунтов, продающихся в объемных пакетах, это грунты, полностью готовые к использованию. Из минусов можно назвать неудобство транспортировки: такие грунты занимают много места, они достаточно тяжелые.
В некоторых влажных грунтах могут присутствовать плесневые грибки (можно обнаружить по специфическому плесневому запаху), личинки вредителей. Безопаснее всего приобретать грунты, которые подвергались обеззараживанию с помощью биоферментации при высоких температурах (это, например, грунты «Автеп», «Земля для рассады» ВАКЗО и другие), либо с помощью красного калифорнийского червя («Живая земля», а также другие почвосмеси, содержащие биогумус).
Так как, самостоятельно подготовить почвосмесь в марте не представлялось возможным, то мы, вместе с родителями, изучив, всю информацию о почвогрунтах, приобрели грунт «Автеп».

Глава 3.
Практическая часть.
Посадка и уход.
Мы уже выяснили, что как настурция, так и бархатцы могут высеиваться в открытый грунт сразу. Для чего же нам понадобилась рассада?
-Во-первых, в холодных регионах культуры можно вырастить только через рассаду.
Во вторых, чем мельче семена и ростки, тем больше опасностей их подстерегает с момента прорастания до стадии молодого растения, поэтому высаживание в грунт рассады имеет явные преимущества.
-В третьих, рассада  менее подвержена заболеваниям, атакам садовых вредителей и сорняков, а также влиянию погодных условий, чем молодые ростки.
В четвертых, использование готовой рассады позволяет получить более раннее цветение.
В пятых, еще одно достоинство собственной рассады в том, что можно вырастить семена желаемых сортов - далеко не все из них можно найти в садовом центре в виде готовой рассады.
20 марта мы засеяли семена. Часть семян по одному посеяли в торфяные горшочки, часть в пластиковые, а остальную часть засеяли в пластиковый контейнер.
Теперь нам предстояло придерживаться некоторых моментов – это обеспечение в помещении для выращивания необходимых условий. Три основных составляющих успеха – освещение, температура и влажность. Важен баланс всех трех элементов.
Самое главное для рассады – это освещение. Именно освещение – ключ к быстрому росту и получению сильной, здоровой рассады. В идеале (для ускоренного выращивания рассады) организовать досвечивание. Но мы высеивали семена в марте, когда световой день достаточно длинный, и просто разместили рассадные ящик и горшочки в максимально светлых местах,на подоконниках.
Вторая составляющая успеха – влажность. В отапливаемой комнате влажность воздуха приближается к пустынному уровню.
Опрыскивание сеянцев, конечно, необходимо, но общую ситуацию с влажностью воздуха оно, увы, не спасет, приходилось чаще поливать рассаду. Особенно быстрее всего высыхала почва в торфяных горшочках.
Что касается температуры, то на самом деле, большинству однолетников для прорастания семян нужна чуть более высокая температура, чем для дальнейшего роста. Поэтому на первых порах мы увеличили температуру в классе путем максимального открытия вентеля на батареях. Впоследствии, когда семена проросли, мы уменьшили температуру.

Появление всходов.
Уже на третий день кое-где начали появляться первые всходы. Они были настолько малы, что их было трудно разглядеть. Каково же было наше удивление, когда мы пришли во время каникул, чтобы полить рассаду и увидели дружные всходы бархатцев. Но стаканчики с настурцией стояли еще пустые, так как первые
всходы здесь должны появиться только через две недели.
Теперь, нужно было вовремя соблюдать полив сеянцев. В теплом помещении сеянцы необходимо поливать ежедневно, при низких температурах – достаточно 2-3 раза в неделю.
К сожалению, из всего пакетика семян настурции, взошло только два сеянца. Мы можем предположить несколько причин невсхожести: возможно это следствие не обработки семян в предпосевный период (желательно было замочить и прорастить семена перед посадкой в грунт). А, возможно, семена уже просто не всхожи по сроку годности или были нарушены условия хранения семян.


Развитие всходов.
Мы с интересом наблюдали за нашими сеянцами, как же они себя будут чувствовать, когда одни находятся в просторных горшочках, а другие в тесном соседстве в контейнере. По нашим предположениям, в горшочках должна быть быстроразвивающаяся, крепкая рассада, а в контейнере из-за недостатка объема почвы хилая и слабая. Но у нас получилось немного другое....
В горшочках выросла рассада примерно одинакового роста, с крепкими толстыми стеблями. Но с такими же стеблями были сеянцы и в контейнере! Только там творилось что-то непонятное целый многоэтажный лес! Растения, что были по-сильнее, тянулись к солнцу и забивали своей тенью те, которые по-слабее. Слабые растения были и ростом меньше и стебли у них были тоньше. Основываясь на наши наблюдения мы пришли к выводу, что объем почвы имеет значение на развитие рассады. При достаточном количестве почвы растение развивается без отклонений. А при слишком густом посеве семян, замечено, что растения оказываются сильно угнетёнными, если их всходы мешали друг другу, соприкасаясь листьями. Поэтому, чтобы слабые растения не погибли, нужно провести прореживание саженцев или их рассадку.





























Заключение
Работая над проектом «Влияние объема почвы на развитие рассады цветочно-декоративных культур», мы не только самостоятельно выращивали цветы рассадой, но и сами собираемся их высадить на школьном дворе, соблюдая всю технологию посадки и ухода. Конечно, нам пришлось немало извлечь из дополнительной литературы, Интернета информации, в которой мы нашли много полезного для себя. Ведь вырастить цветок из маленького семечка, в классных условиях, казалось невозможным. В нашем классе развернулась настоящая лаборатория, где не только мы, но и другие ученики самостоятельно ставили опыты и наблюдали за растениями. Эта деятельность показала, что даже ученик начальной школы может перевернуть мир к лучшему. Мы убедились, когда трудно – тогда и интересно. Результат – это несколько необходимых правил, которые должны обязательно соблюдаться при выращивании рассады:
для украшения школьного двора лучше брать бархатцы и настурции, так как, эти цветы переносят пересадку легко, в любом возрасте, даже в цветущем состоянии. Это быстрорастущие, кустистые однолетники с душистыми и яркими цветами, не требующими особого ухода;
индивидуальная посуда не должна быть слишком маленькой, так как при длительном выращивании в тесной посуде происходит угнетение корневой системы, корни закручиваются в клубок, что впоследствии неблагоприятно скажется на качестве и продолжительности цветения;
если экономить на количестве грунта (то есть насыпать в стаканчики или ящики меньше земли), это будет в ущерб качеству рассады, корни не смогут нормально развиваться;
для нормального развития растениям необходим достаточный объем почвы, иначе растения будут медленно расти и тяжело приживаться при высадке в открытый грунт. Одни растения будут забивать другие и рассада будет не равномерная, будет меньше крепких и здоровых саженцев.
Наш проект еще не закончен. Мы продолжим работу и проведем ряд наблюдений за саженцами при высадке растений в школьном дворе. Как будут они развиваться тогда? Что повлияет на их развитие благотворно: высадка из стаканчика или посадка в торфяном стаканчике?
В одном мы точно уверены - цветы дарят нам красоту, учат нас доброте, лечат нас, служат убежищем для букашек и бабочек. И судьба растений зависит от нас. Каждый цветок - это уникальное творение природы. Польза цветов в их красоте, а красота людям необходима. И мы надеемся, что когда осенью мы в сентябре снова встретимся, в школьном дворе будут горьковато пахнуть наши бархатцы и радовать нас своими яркими красками на фоне серой дождливой осени....

















Литература
Журнал «В мире растений», 2003г. - №5
Крискунов А.В., Пасечник Г.П.,Экология М., Просвещение., 1999.
Тавлинова Г.К., Цветоводство. Ленинград, Лениздат.1980.
Фотоальбом. Цветы-часы. М.,Просвещение, 1996. http.//gif.10000.ru.