Методическая разработка урока на тему «Линейные уравнения с двумя переменными.


Линейные уравнения с двумя переменными. 7-й класс
Цели урока:
Образовательные:
повторить тему: «Уравнения. Линейные уравнения. Равносильные уравнения и их свойства»;
обеспечить усвоение учащимися понятия  линейных уравнений с двумя переменными и их решением.
Развивающие:
формировать интеллектуальные способности:
умение сравнивать, строить аналоги, выделять  главное;
умение обобщать и систематизировать пройденный материал;
развивать логическое мышление, память, воображение, математическую речь;
развивать активную познавательную деятельность. 
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, активность, заинтересованность  учащихся  на всех этапах урока;
формировать такие качества характера, как усидчивость, настойчивость, целеустремлённость. 
Задачи, которые должен решать учитель, на уроке:
учить выделять главную мысль в тексте;
учить задавать вопросы учителю, самому себе или ученикам;
учить использовать приобретённые знания для решения нестандартных задач;
учить умению математически правильно высказать  свою мысль.
Задачи, которые должны  решать ученики на данном уроке: 
знать определение линейного уравнения с двумя переменными;
уметь составлять простые линейные уравнения;
уметь правильно находить значения переменных а, в  и с; 
уметь выделять среди уравнений линейные уравнения с двумя переменными; 
ответить на вопрос: что является решением линейного уравнения с двумя переменными?
как узнать: является ли пара чисел решением уравнения?   
уметь выразить одну переменную через другую.
Тип урока: урок  усвоения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
1)  На доске записи: 2х,  2х + 5 , 2х + 5 = 17.
2) Вопросы к классу:
– Дайте определение этим выражениям. (Ожидаемые ответы: произведение, одночлен,  сумма, многочлен, уравнение.)– Что называется уравнением? – Уравнение нужно…? (Решать)– Что значит «решить уравнение»?– Что является корнем уравнения?– Какие уравнения являются равносильными?– Какие свойства равносильности уравнений вы знаете?
III. Актуализация знаний учащихся
3) Задание всему классу:
– Преобразуйте выражения:(двое работают у доски). 
а) 2(х + 8) + 4(2х – 4) =                 б) 4(х – 2) + 2(3у + 4) =
После преобразования получили: а) 10х;    б) 4х + 6у:
– С помощью их составьте уравнения (ученики предлагают – учитель записывает уравнения на доске): 10х = 30;      4х + 6у = 28.
Вопросы:
– Как называется первое уравнение?– Почему линейное?– Сравните  второе уравнение с первым. Попробуйте сформулировать определение второго уравнения (Ожидаемый ответ: уравнение с двумя переменными; акцентируется внимание учащихся на  вид уравнения – линейное).
IV. Изучение нового материала
1) Объявляется тема урока. Запись темы в тетрадях. Самостоятельное  формулирование   учащимися определения уравнения с двумя переменными, линейного уравнения с двумя переменными (по аналогии с определением линейного уравнения с одной переменной), примеры уравнений с двумя переменными. Обсуждение проходит в форме фронтальной  беседы, диалога – рассуждения.
2) Задание  классу:
а) Напишите по два линейных уравнения с двумя переменными (учитель и ученики прослушивают ответы нескольких учеников; по выбору учителя один из них записывает свои уравнения на доске). 
б) Совместно с учениками определяются задачи  и вопросы, на которые они должны получить ответ на данном уроке.  Каждый ученик получает карточки с этими вопросами.
в) Работа с учащимися по решению этих вопросов и задач:
– Определите, какие из этих уравнений являются линейными  уравнениями с двумя переменными а) 6х2 = 36; б) 2х – 5у = 9:  в) 7х + 3у3; г) 1/2х + 1/3у = 6 и т.д. Проблема может возникнуть с уравнением  х : 5 – у : 4 = 3 (знак деления нужно записать в виде дроби). Какие свойства равносильности уравнений нужно применить? (Ответы учащихся) Определите значения коэффициентов  а, в и с.
– Линейные уравнения с двумя переменными, как и все уравнения нужно решать. Что же является решением линейных уравнений с двумя переменными? (Дети дают определение).
Пример: Найдите решения уравнения: а) х – у = 12, ответы запишем в виде (х; у) или  х = …;  у = ….  Сколько решений имеет уравнение?
Примеры:  Найдите решения следующих уравнений  а) 2х + у = 7; б) 5х – у = 4.  Как вы нашли решения этих уравнений? (Подбирали).
– Как узнать, является ли пара чисел решением линейного уравнения с двумя переменными?
3) Работа с учебником.
– Найти в учебнике те места, где выделена главная мысль темы данного урока
а) Устное выполнение заданий: №1092,  №1094.
б) Решение примеров №1096 (для слабых учащихся),  №1097 (для сильных).
в) Повторить свойства равносильности уравнений.
Задание: применяя свойства равносильности уравнений, выразите переменную У через переменную Х в уравнении 5х + 2у = 12 («минута» на самостоятельное решение, затем общий обзор решения на доске  с последующим объяснением).
г) Выполнение примера  № 1099 (один из учащихся выполняет  задание у доски).
Историческая справка
1. Ребята,  уравнения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, называются  Диофантовыми  линейными уравнениями с двумя переменными, по имени древнегреческого учёного и математика Диофанта, жившего около 3,5 тысяч лет тому назад. Древние математики сначала составляли задачи, а затем трудились над их решением. Таким образом, было составлено множество задач, с которыми мы и знакомимся, и учимся их решать.
2. А также эти уравнения называются неопределёнными уравнениями. Над решением таких уравнений трудились многие математики. Одним из них является Пьер Ферма – французский математик. Он занимался теорией решения неопределённых уравнений.
V. Итог урока
1)  Обобщение пройденного материала на уроке. Ответы  на все вопросы, поставленные перед учениками в начале урока:
– Какие уравнения называются линейными с двумя переменными?– Что называется решением линейного уравнения с двумя переменными?– Как записывается это решение?– Какие уравнения называются равносильными?– Назовите свойства равносильности уравнений?– Какие задачи мы на уроке решали, на какие вопросы отвечали?
2) Выполнение самостоятельной работы.
Для слабых:
– Найдите значения переменных а, в и с  в  уравнении  –1,1х + 3,6у = – 34?– Найдите хотя бы одно решение уравнения х – у = 35?– Являются ли пара чисел (3; 2) решением данного линейного уравнения с двумя переменными  2х – у = 4?
Для сильных:
– Составьте  линейное  уравнение с двумя переменными  к задаче Диофанта: Во дворе дома ходят  фазаны и кролики. Количество всех ног оказалось равным 26.– Выразите переменную   у   через  х   в уравнении  3х – 5у = 8.
VI. Сообщение домашнего задания
Просмотр всех заданий по учебнику, беглый анализ каждого задания, выбор задания. 
Для  слабых учащихся:  № 1093, № 1095б).
Для  сильных: 1) №1101,  №1104 (а).  2)  решить задачу Диофанта, найти все натуральные  решения этого уравнения.  
Дополнительно, по желанию учащихся – №1105.
Вместо заключения: Я работаю учителем математики более 40 лет. И хочу заметить, что открытый урок – не всегда бывает самым лучшим уроком. Очень часто случается так, что иногда обычные уроки приносят учителю больше радости и удовлетворения. И тогда  с сожалением думаешь, что никто не увидел этого  урока – творения учителя и учащихся.
Урок – это единый организм,  единое целое, именно на уроке  приобретается  личностный и нравственный опыт  воспитания, как учащихся, так и учителя.  45 минут урока –   это так много и так мало. Много – потому что за это время можно с учениками «заглянуть» в глубину веков и, «вернувшись»  оттуда, узнать очень много нового, интересного, и ещё  успеть изучить новый материал.
До каждого ученика нужно довести понимание того, что именно математика является базисом интеллектуального развития человека. А основой для этого является развитие логического  мышления. Поэтому перед  каждом уроком ставлю себе и ученикам цель: научить учащихся успешно работать с определениями, умело отличать неизвестное от  известного, доказанное от недоказанного, анализировать, сравнивать, классифицировать, ставить перед собой вопросы и научиться  умело их решать. Пользоваться аналогиями, но если не сможешь выбраться самостоятельно, то рядом с тобой не только учитель, но главный твой  помощник – книга. 
Конечно, открытый урок является некоторым итогом творческой работы учителя. И учителя, присутствовавшие на данном уроке, должны обратить внимание на главное: систему работы, новизны, идею. Здесь, я думаю, особо важного значения не имеет  какую  методику преподавания  применяет учитель на уроке: старую, современную или новые инновационные технологии, главное, чтобы её применение  была  уместна и эффективна для учителя и учащихся.
Я очень рада, что в моей жизни есть школа, дети, уроки и такие добрые коллеги. Спасибо вам всем!