Рабочая программа по элективному курсу Линейные уравнения и неравенства с параметрами (9 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ярцевская средняя общеобразовательная школа №9»
Согласовано. Утверждаю.
Зам. директора по УВР
___________ В.А. КурносенковаДиректор школы
___________ Е.А. Хайкова
________________ 2011г. _____________ 2011г.
9 класс
Количество часов 17 часов
Программа Авторская программа элективного курса Т. Овчинниковой «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами». Газета «Математика» №1-3 2010.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 379 «Об утверждении федерального компонента образовательного стандарта»
Учебник Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2011/2012 учебный год»
Ступень образования Основное общее образование
Учитель: Изотова Валентина Александровна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
учителей математики и информатики.
Протокол от 30 августа 2011г №1.
Руководитель ШМО В.А.ИзотоваПояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы элективного курса Т. Овчинниковой «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами». Газета «Математика» №2 2010.
Курс предназначен для изучения в 9 классе и ориентирован на естественнонаучный профиль. Он поможет учащимся оценить свои способности к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
Цели и задачи курса:
Изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
Сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
Научить применять аналитический метод в решении задач с параметрами;
Научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
Повысить математическую культуру учащихся в рамках школьной программы по математике.
Учебно-тематический план (17 часов)
Тема Количество часов Форма организации занятия Форма контроля
Теория Практика Введение 1 1 Вводная беседа, практикум Диктант
Линейные уравнения с параметрами 1 2 Лекция, практикум Самостоятельная работа
Системы линейных уравнений с параметрами 1 2 Лекция, практикум Самостоятельная работа
Линейные неравенства с параметрами 1 1 Лекция, практикум Самостоятельная работа
Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами 2 3 Лекция, практикум, семинар Домашняя контрольная работа
Контрольная работа 2 Итого 6 11 Ожидаемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны:
уметь решать линейные уравнения и неравенства с параметрами, системы двух и трех линейных уравнений с параметрами, дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами;
использовать в решении задач свойства линейной функции;
научиться решать дробно- линейные неравенства с помощью метода интервалов;
осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;
владеть техникой использования каждого метода.
Содержание
Тема 1.Введение (1ч)
Понятие о параметрах. Контрольные значения параметра. Постановка задач с параметрами. Понятие об основных методах решения задач с параметрами.
Тема 2. Линейные уравнения с параметрами (3ч)
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным уравнениям вида
ах = b, где а и b – параметры. При решении таких уравнений необходимо рассмотреть два случая: 1) а=0 , 2) а≠0.
Тема 3. Системы линейных уравнений с параметрами (3ч)
Системы линейных уравнений с двумя неизвестными. Решение систем методом подстановки или методом сложения. Число решений системы двух уравнений с двумя переменными.
Тема 4. Линейные неравенства с параметрами (3ч)
Решение неравенств, которые приводятся к линейным неравенствам вида
а х > b,где а и b- параметры. При решении таких неравенств необходимо рассматривать случаи: 1) а = 0, 2) а > 0, 3) a < 0. Метод интервалов. Использование метода интервалов при решении неравенств.
Тема 5. Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами (5ч)
Решение дробно – линейного уравнения вида .
Использование равносильности
Решение дробно – линейного неравенства с помощью метода интервалов.
Контрольная работа по теме «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами» (2ч)
Рекомендуемая литература
1. Алгебра и начала анализа: Сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы/Под ред. С.А.Шестакова.- М.:МИОО, МЦНМО, Интерактивная линия,2002.
2. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л.Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике.- 2-е изд.-Минск:Асар,2002.
3. Вавилов В.В. и др.Задачи по математике. Алгебра: Справочное пособие.- М. Наука,1987.
4. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С.Задачи с параметрами.- 3-е изд., доп. и перераб.- Илекса; Харьков: Гимназия,2002.
5. Г усев В.А., Мордкович А.Г.Математика: Справочные материалы.- М.Просвещение,1988.
6. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. - Просвещение,1990.
7. Родионов Е.М. Математика. Решение задач с параметрами: Пособие для поступающих в вузы.- Изд-во НЦ ЭНАС,2006.
8. Смыкалова Е.В. Модули, параметры, многочлены. Учебное пособие для учащихся 8 – 9 классов.- СПб.: СМИО Пресс,2006.