Программа предпрофильного курса Познание мира по картам Н.В. Болотникова

Предпрофильный курс 9 класс
Познание мира по картам

Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки «Познание мира по картам» для 9 класса составлена на основе авторской программы Н.В. Болотниковой «Познание мира по картам» (опубликована в сборнике программ элективных курсов «География. 9 класс. Предпрофильная подготовка», автор-составитель Н.В.Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007г.)
Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 17 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс «Познание мира по картам» представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.
Цель курса: дать учащимся знания основ картографии; расширить и углубить полученные на уроках картографические и топографические знания учащихся как в теоретическом, так и в практическом плане; дать более глубокие знания учащимся о карте, ее математической основе, содержания и возможностях получения из нее многих географических сведений.
Задачи курса: развитие интереса к топографии и картографии; формирование умений работы с простейшими геодезическими инструментами, оформления планов и карт; совершенствовать систему картографических знаний школьной географии.
Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 17 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс «Познание мира по картам» представляется необходимым и доступным, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.
Возрастная категория обучаемых – 14-16 лет. Уровень доступности программы – повышенный.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Рекомендуется проведение практических работ на местности по выполнению различного рода съёмок земной поверхности.


учебно-тематический план



Тема занятия

Всего
часов
В том числе

Формы
итоговой работы




теоретическая
часть
практич.
часть


1
2
3
4
5
6

1
Что изучает картография
1
1

Практическая работа

2
Топографическая карта
2
1
1
Семинар

3
Практические работы по топографической карте
4

4
Практическая работа

4
Свойства географической карты
3
1
2
Проверочная работа

5
Приемы самостоятельной работы с картой
4

4
Тестирование
Практическая работа

6
Географическая карта как источник знаний
1

1
Практическая работа

7
Итоговое занятие (обобщающее повторение)
2

2
Итоговая контрольная работа


итого
17
3
14



























содержание программы

Принимая во внимание краткосрочность предпрофильного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Полезно обсудить с учащимися критерии оценивания самостоятельных работ.

Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.(1 час)

Картография как наука, ее формы.
История картографии.
Связь картографии с другими естественными и общественными науками.
Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека.
Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания, использование).

Тема 2. Топографическая карта.(2ч.)
Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.(4ч.)

Определение топографической карты координат различных объектов.
Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.
Определение по карте прямоугольных координат объектов.
Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображённых горизонталями.
Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.
Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.

Тема 4. Свойства географической карты.(3ч.)
Занятия необходимо организовать так, чтобы весь теоретический материал закреплялся в ходе решения задач по карте, разнообразных работ обучающего характера и самостоятельных работ. В конце темы проводится практическая работа на тему: «Простейшие способы составления мелкомасштабных карт». Деление карт по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.
Классификация карт по пространственному охвату.
Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной (междисциплинарной) тематики.
Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристские.
Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические

Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные, научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.

Математический закон построения – важнейшее свойство карты.
Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.
Картографическая проекция: определение, требования, предъявляемые к картографическим проекциям; главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.
Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равно-угловая, равновеликая, произвольная.
Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллипсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликоническая, азимутальная).
Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.
Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.
Магнитное склонение. Сближение меридиан. Румбы. Дирекционный угол.

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.(4.)
Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.
Тема 6. Географическая карта как источник знаний.(1ч.)
Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий).
Тема 7. Обобщающее повторение.(2ч.)
Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте».

Методы изучения учебного материала:
Лекции, объяснение, рассказ, беседы, практические работы с картами, приборами, статистическими таблицами, геодезическими инструментами.

Тематика практических работ:
Оформление топографической карты.
Измерение расстояний, площадей по топокарте.
Измерение расстояний, площадей по географической карте.
Построение профиля.
Определение координат.
Чтение топографической карты.

Результаты обучения по программе:
Знать: Что такое картография, ее история, основные свойства топографической и географической карт, все виды карт и условных знаков, области применения картографических знаний.
Уметь: выполнять все вышеизложенные практические работы по картам разного вида и масштаба.


Тематическое планирование

Разделы
Тема, входящие в разделы
Основное содержание по темам

Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.(1 час)

Урок 1 . Картография, как наука. История картографии.
Картография как наука, ее формы.
История картографии.
Связь картографии с другими естественными и общественными науками.
Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека.
Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания, использование).


Топографическая карта.(2ч.)
Урок2 . Основные свойства топографической карты.

Урок 3 . Измерение расстояний, площадей. Чтение рельефа.

Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты.
Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

Практические работы по топографической карте. (4 ч.)
Урок 4 . Определение по топографической карте координат различных объектов
Урок 5 . Определение по карте прямоугольных координат объектов.
Урок 6 . Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображённых горизонталями.

Урок 7 . Построение профиля по топографической карте

Определение по топографической карте координат различных объектов. Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.
Определение по карте прямоугольных координат объектов. Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображённых горизонталями.
Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным. Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.


Тема 4. Свойства географической карты
(3 ч.).

Урок 8 . Деление карт по масштабу. Определение масштаба.

Урок 9 . Классификация карт. Географические атласы.

Урок 10 . Картографическая проекция. Географические координаты.
Деление карт по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.
Классификация карт по пространственному охвату.
Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной (междисциплинарной) тематики.
Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристские.
Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические
Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные, научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.
Математический закон построения – важнейшее свойство карты.
Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.
Картографическая проекция: определение, требования, предъявляемые к картографическим проекциям; главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм. Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугловая, равновеликая, произвольная. Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллипсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликоническая, азимутальная).
Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Определение направлений. Азимут магнитный и истинный. Магнитное склонение. Сближение меридиан. Румбы. Дирекционный угол.



Приемы самостоятельной работы с картой (4 ч.).
Урок 11 . Ориентирование. Картометрические приемы.
Урок 12 . Определение географических координат.
Урок 13 . Определение расстояний по карте.
Урок 14 . Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.

Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.


Географическая карта как источник знаний
(1 ч.).
Урок 15 . Практическая работа: «Географическая карта – основной источник знаний»

Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий).


Обобщающее повторение.(2ч.)
Урок 16 . Игра: «Виртуальное путешествие по географической карте».
Урок 17 . Итоговая контрольная работа.
Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте».


Итого : 17




















































Перечень литературы для учителя:
Андреев Н.В., Аксакалова Г.П., Дик Н.В. Факультативные занятия по географии.
Андреев Н.В. Факультативные занятия по основам топографии и картографии.
Болотникова Н.В. Профильное обучение в 9 классе.
Андреев Н.В. Методическое пособие по факультативному курсу «Топография и картография».
ГедыминА.В., Грюнберг Г.Ю., Лапкина Н.А. Картография с основами топографии.
Перечень литературы для учащихся:
Андреев Н.В. Топография и картография. Пособие для учащихся.
Куприн А.М. Как создается топографическая карта.
Куприн А.М. Занимательная топография.
ГедыминА.В., Грюнберг Г.Ю., Лапкина Н.А. Картография с основами топографии.
Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии.
Куприн А.М. Топография для всех.

Учебно – методическое обеспечение:
Вышеназванная литература.
Учебные топографические карты.
Учебные атласы 6, 7, 8 класс.
Карта мира в виде электронного глобуса (диск).
Интернет ресурсы.







15