Консультация для родителей первой младшей группы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим дня в детском саду и семье и т.п. В методической литературе даны рекомендации как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с привычками и др. Однако, для того, чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в д/сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоится в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? необходимо поят причины этих различий, понять интересы, стремления каждого малыша, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Чтобы управлять процессом адаптации педагогу необходимо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе.
Дети второго-третьего года жизни труднее, чем старшие приспосабливаются к изменениям в укладе жизни, воспитательных мерах, связанных с поступлением в детский сад. Поэтому важно чтобы взрослые по возможности смягчили этот переходный период.
Прежде всего надо помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся внешним условиям, в частности и к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач д/сада.
С состоянием ребенка тесно связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задержать развитие движений, действий с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи.
Особенно подвержены заболеваниям малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада – это множество контактов, более неблагоприятная бактериальная среда, , и, если организм ребенка не закален, он быстро может заболеть. Дети, привыкшие к слишком высокой температуре воздуха в домашних условиях, могут легко простудиться. Родители, готовя ребенка к поступлению в детский сад должны уделять особое внимание закаливанию. Но со своей стороны и воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать каждого малыша на прогулу, не допускать, чтобы ребенок брал в рот игрушки. Случается, что дети, привыкшие дома проситься на горшок в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.
Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей – одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта является эмоциональное состояние малыша. Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является из занятость. Однообразная деятельность (а маленький ребенок не всегда способен самостоятельно переключиться на новое занятие, выбрать его сам), как и бездеятельность, утомляют ребенка и могут явиться причиной плача. Разумная занятость ребенка – одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.
Если ребенок сыт, ухожен и содержание деятельности его удовлетворяет, он спокоен, активен, улыбается. Резкое изменение условий может вызвать у него испуг, слезы. В таком состоянии ребенок невосприимчив к обучающим воздействиям, у него снижается аппетит, он отказывается играть. Маленькие дети чрезвычайно заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Успокоив ребенка воспитатель получает возможность познакомить его с окружающим, наладить его контакты с другими детьми.
Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Раздражение, дурное расположение духа как бы передается и детям.
Дети первых лет жизни быстро утомляются. Утомление ведет к различным изменениям в поведении: нарушаются сформированные умения, появляются признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым, агрессивного отношения к сверстникам, появляются отрицательные привычки (сосание пальца, раскачивание и т.д.). У ребенка пропадает аппетит, нарушается сон, - он может заснуть за столом, но не заснуть в положенное время. Поэтому обязательным условием предупреждения переутомления является организация режима дня.
При организации режима важно учитывать, что способность быть активным в течение длительного времени у детей 2 – 3 лет значительно ниже, чем у детей более старшего возраста. Увеличение привычной длительности бодрствования приводит к недосыпанию, у ребенка появляется повышенная раздражительность, вялость, капризы. Поэтому, принимая ребенка в группу, следует интересоваться, сколько и как спал он дома, и в соответствии с этим вносить необходимые изменения в его режим в детском саду и семье.
Переутомление может способствовать возникновению невроза, т.к. выносливость НС детей очень мала. Часто неврозы сопровождаются вегетативными нарушениями: может повыситься температура, появиться сыпь, «гусиная кожа»; дети начинают чаще и непроизвольно мочиться, бледнеют или краснеют.
Маленькому ребенку труднее воздержаться от желаемого, трудно прекратить начатое действие, т.к. поведение его чаще носит импульсивный характер, а тормозные реакции вырабатываются длительнее и медленнее. Поэтому при выборе педагогического воздействия воспитатель должен учитывать что он не способен сразу, немедленно выполнить то или иное указание, прекратить игру или начать новую. Категорическое требование «сейчас же перестань» трудновыполнимо для ребенка и может вызвать слезы, отказ подчиниться. Педагогическое требование будет гораздо эффективнее, если его выразить, например, как предупреждение о необходимости закончить игру, перейти к другому занятию (мыть руки, одеваться и т.п.). Воспитатель должен терпеливо подождать, когда ребенок выполнит указание
·, а если необходимо, спокойно еще раз напомнить о нём.
Важно учитывать склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми. В атмосфере раздражительности, когда ребенок видит сердитые лица взрослых, слышит раздраженные голоса, он замыкается в себе, становится озлобленным и неуравновешенным в поведении, не проявляет интереса к окружающему, начинает отставать в психическом развитии.
Малейшие изменения в тоне и общении взрослого ребенок чувствует и видит. Поэтому важно, чтобы воспитатель разговаривал с ребенком и другими взрослыми ровным и спокойным тоном, чаще обращал внимание на те положительные стороны в поведении детей, которые могут служить образцом для подражания.
В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные наблюдения воспитателя и сведения, полученные от родителей, позволяют выяснить насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание, уменьшается возможность расширения ориентировки ребенка в окружающем.
Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребенка говорить. Для этого нужно расширять поводы для его обращения к взрослым, поддерживать каждое инициативное обращение. При этом следует одновременно расширять все стороны речи ребенка – понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ГРУПП АДАПТАЦИИ
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они со вниманием наблюдаю за воспитателем, выполняют предложение ею действия. И те, и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в группу.
Как видим, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить (примерно) три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении. (В соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации.)
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Вторая – это дети, у которых уже сформировалась потребность не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. Наконец – третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.
Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: «Хочу домой! Где моя мама?», отрицательное отношение к персоналу и детям группы, к предложению поиграть – и бурная радость при возвращении мамы(или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними взрослыми и детьми.
При поступлении в д/сад плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения ребенка в семье, тем длительнее проходит его адаптация. Сформированный в замкнутых условиях семьи навык общения приводит к тому, что ребенок затрудняется переносить имеющийся у него опыт совместных действий со взрослыми в новые условия, и это усугубляет его растерянность.
Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно положениям и требованиям воспитателя. Действия ребенка становятся хаотичными, беспорядочными. Часто он как будто сжимается в комочек, стремится уединиться, избежать всего, что его окружает. Иногда переживание сопровождается повышением температуры, расстройством желудка, появлением сыпи, частым мочеиспусканием.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей протекает длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев). Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка о второму этапу привыкания.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в д/сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Придя в группу они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Он вполне может заменить им близких членов семьи, от него они узнают, как действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом. Дети этой группы проходят два этапа привыкания. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем (от 7 до 10-20 дней).
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми. Общение имеет инициативный характер. Дети постоянно обращаются воспитателю, выбирают игрушки, играют с ними. Длительность привыкания – от 2-3 до 7-10 дней.
Воспитательная работа с детьми должна проводиться дифференцировано, соответствии с содержанием потребности в общении
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ, ПСИХОЛОГА
И РОДИТЕЛЕЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Выступление на курсах молодых воспитателей
Подготовила
Педагог-психологК(М)ДОУ № 36
Миннегулова Н.Г.
Октябрь 2003 г.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ, ПСИХОЛОГА
И РОДИТЕЛЕЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315