Формирование познавательного интереса и творческой активности на уроках иностранного языка
Из опыта работы МО учителей иностранного языка МБОУ СШ №8 г.Ярцево Смоленской области
Стриевич Г.Н., Матюховой Е.А., Червовой Е.Ю.
«Формирование познавательного интереса и творческой активности на уроках иностранного языка»
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Святой Августин
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения иностранному языку проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой.
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.
Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии, методы и приемы в обучении.
Обобщая наш многолетний опыт работы в школе мы сделали вывод, что использование прежде всего нестандартных уроков способствует формированию познавательного интереса и творческой активности на уроке иностранного языка, они снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Кроме того, можно выделить целый ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:
обучающая — развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;
развлекательная — создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
коммуникативная — сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
развивающая — гармоничное развитие личностных качеств;
воспитательная — психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
релаксационная — снятие эмоционального напряжения.
Вот несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых нами в педагогической деятельности:
Урок-конференция
Урок-конференция помогает совершенствовать умения и навыки практического владения иностранным языком в рамках определенной темы по всем видам речевой деятельности: аудированию, устной речи, чтению и письму, повышает интерес к изучению иностранного языка, способствует расширению кругозора обучающихся, воспитывает толерантность, уважение к чужой культуре, формирует навыки коллективной деятельности, а так же развивает креативные способности обучающихся. Данный урок может быть проведен в качестве заключительного урока по теме.
Заключительный урок в 8 классе по теме «Лучший друг мира - ты» проводился в форме конференции с предварительным изучением учебного материала. Учащиеся самостоятельно подготовили свои проблемные сообщения, понимание которых было проверено упражнением на аудирование с использованием сигнальных карточек. Группа активистов разучила и исполнила песню на экологическую тему. И завершилось все небольшой исследовательской работой по тексту для всей группы.Урок-экскурсия
Уроки-экскурсии проводятся при завершении одной из разговорных тем. В ходе таких уроков обучающиеся с интересом составляют план-маршрут экскурсии с посещением интересных в городе мест, выступая при этом в роли экскурсовода, создают презентации. С помощью такой формы организации урока обучающиеся понимают, что они на практике могут применять полученные знания.
Например, в 5 классе по теме «Улицы немецких городов»
Урок-праздник
Урок-праздник – это еще одна из эффективных форм работы по развитию творческой активности детей и поддержания интереса к предмету.
Организация праздников для обучающихся младших и средних классов с приглашением к сотрудничеству родителей, классных руководителей- значимое событие для всех участников учебного процесса. Это праздничный итог работы над конкретной темой, где каждый может отличиться в разных видах коммуникативной деятельности и получить удовольствие от участия в нем.
Урок-соревнование
Урок-соревнование - один из видов нестандартных уроков. Следует отметить, что подобные уроки являются также праздником, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Несомненно, уроки-соревнования оживляют учебный процесс, снимают напряжение и, конечно, прививают интерес к предмету в целом. Мы часто практикуем проведение таких уроков в классах с двумя группами, которые изучают один и тот же язык. А как приятно ученикам, когда на урок приходит классный руководитель и принимает активное участие в уроке и поражает учеников своими знаниями иностранного языка.
Урок-проект
Урок-проект-способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Одним из главных результатов работы над проектом, мы считаем, творческое применение уже приобретенных знаний в новых условиях. Учащиеся с интересом включаются в работу по созданию проекта, а роль учителя сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Урок - сказка
Урок – сказка это трудоёмкая, но настолько увлекательная и интересная работа не только для педагога, но и для обучающихся. Такие уроки мы проводим в конце учебного года как подведение итогов полученных знаний в театрализованной форме. Нам приятно видеть, как в детских глазах светится волшебными фонариками радость творчества.
Понятно, что нестандартные уроки результативны в повышении познавательного интереса в изучении иностранного языка. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Эти уроки требуют больших затрат времени, в течение учебного года много их не проведешь. А поддерживать интерес к языку необходимо постоянно. И здесь на помощь приходят нетрадиционные формы проведения отдельных этапов урока. Песня на уроках иностранного языка способствует развитию творчества учащихся. Благодаря музыке на уроках создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус. Музыка помогает снять усталость, восстанавливает работоспособность, выступает как своего рода релаксация в середине или в конце урока.
Кроме всего вышеперечисленного, пение на уроках иностранного языка позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Первая задача — развитие артикуляционного аппарата. С помощью звукоподражательных напевок, народных детских песенок страны изучаемого языка отрабатывается дыхание при артикуляции труднопроизносимых звуков и звукосочетаний, непривычных для русскоязычного ребенка. Несложные детские песенки мы используем в начальной школе, когда обучающимся проще запомнить произношение звука в определенной рифмовке, в песне.
Вторая — обогащение словарного запаса, активное усвоение иноязычной лексики, развитие долговременной памяти.
Третья — совершенствование навыков иноязычного произношения. Использование песен и музыки как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
Можно выделить следующие основные функции музыки, лежащие в концепции обучения иностранным языкам:
психологическая (укрепляет память);
функция настроения, выражения эмоций и чувств;
социопсихологическая (усиливает сплоченность в группах);
функция бессознательного изучения ИЯ;
функция решения коммуникативных задач.
При использовании песен в классах среднего и старшего звена лучше усваиваются грамматические конструкции, которые при традиционном объяснении и закреплении нередко вызывают трудности. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.
Например: 10 класс. Урок немецкого языка по теме « Первая любовь» обучающиеся выполняли творческое задание. Нужно было найти песню о первой любви в интернет ресурсах и сделать литературный перевод.
Du bist nicht die erste LiebeWir sind zusammengerisstUnd das ist schönIch mag dich wie du bistWeil wir uns verstehenNur bitte frage mich nicht:"Dennoch war vorhin"Du machst es uns damit nur schwerDu bist nicht die erste LiebeDu kannst nicht der erste seinAber was war dir gewesenKümmert doch nur mir alleinDu bist nicht die erste LiebeDoch wer glaubt heute noch daranDass man nur einmal im LebenWare Liebe fühlen kannEs war doch auch bei dirEhe ich erschienSo manche andere da?Wo sind sie hin?Jetzt gibt es dich und michDas alleine zähltWas wir gewollt haben wir gewähltDu bist nicht die erste LiebeDu kannst nicht der erste seinAber was war dir gewesenKümmert doch nur mir alleinDu bist nicht die erste LiebeDoch wer glaubt heute noch daranDass man nur einmal im LebenWare Liebe fühlen kannDu bist nicht die erste LiebeDu kannst nicht der erste seinAber was war dir gewesenKümmert doch nur mir alleinDu bist nicht die erste LiebeDoch wer glaubt heute noch daranDass man nur einmal im LebenWare Liebe fühlen kann
Перевод и исполнение Либерт Елены, ученицы 10 класса
С тобою вместе мы,
Все хорошо,
Забудем прошлое-
было и прошло.
И ты не спрашивай,
Что было до тебя,
Не причиняй
Эту боль любя.
Ты не первая любовь,
И не можешь первой быть,
Но меня волнует вновь,
Как мне это пережить.
Пусть любовь не в первый раз,
Но поверить не хотим,
Что счастливый шанс для нас
У любви всего один.
И у тебя был тот
Или, может, те,
Кого любила ты.
Где они теперь?
Сегодня вместе мы-
Только ты и я,
Не вспоминай,
Любовь и боль моя.
Поэзия
Использование поэзии способствует развитию основных коммуникативных умений: чтения, аудирования, говорения и позволяет использовать нешаблонные, творческие типы упражнений. При этом происходит формирование познавательного интереса и творческой активности наших учеников. Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятия иностранным языком содержательными, мотивационно направленными и повышают интерес к изучению предмета. Они также дают возможность понимать и самостоятельно оценивать конкретное художественное явление, выполнять оригинальный неповторимый перевод и инсценировку.
10 класс. Урок немецкого языка по теме « Первая любовь» , инсценировка стихотворения «Mein Herz»
Внеклассная работа
Внеклассная работа по иностранному языку-это комплекс мероприятий, призванных продолжить, урочную деятельность, эффективный способ продолжить формирования познавательного интереса и творческой активности обучающихся после уроков .Ежегодно проводимые в нашей школе недели иностранного языка – отличный способ привлечь и увлечь ребят участием в различных мероприятиях по английскому и немецкому языкам.
Внеклассные мероприятия, которые посвящаются раскрытию темы недели, проводятся в параллелях или старшие ребята готовят праздничные мероприятия для младших школьников.
Иногда это мероприятие общешкольного характера, но в камерной обстановке нам нравится больше.
Мы предлагаем учащимся пробовать свои силы в конкурсах стенгазет. Младшие школьники с удовольствием принимают участие в тематических конкурсах поделок и творческих работ.
Современный урок и внеклассное мероприятие требует от учителя владения техническими средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет сделать процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышения познавательной активности и мотивации. На своих уроках и внеклассной деятельности мы используем компьютер, проектор.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать на уроках иностранного языка такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».