Конспект и презентация по окружающему миру на тему Зона арктических пустынь (4 класс)


Урок окружающего мира в 4-м «а» классе по теме "Зона арктических пустынь". Учитель МБОУНОШ №3 г. Балея Антоновская Е.В.
Цель урока: предоставить возможность изучить природную зону Арктика, животный и растительный мир, климатические условия.
Задачи урока:
Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; учить находить и показывать её на карте;
Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные: развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме. -поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Коммуникативные: Формирование умения работать в парах, коротко , ясно и интересно излагать информацию.
- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование:
у учителя
персональный компьютер, мультимедийный проектор, карта “Природные зоны России”.
глобус, фонарь,
груша,
презентация учителя,
у учащихся
тетради, учебники, конверты с исследовательскими картами.
Время проведения:
1 академический час (45мин)
Этап урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Орг момент(2мин.) -Посмотрели друг на друга, улыбнулись, какой сегодня прекрасный день. Желаю вам творческих успехов в освоении знаний.
Создать условия для настроя на работу. Самоопределение к деятельности. Коммуникативные.
Личностные(эмоциональны настрой).
Этап мотивации и целеполагания (5 мин.) 1. Создание проблемной ситуации.
-С сегодняшнего урока мы начинаем 2 часть учебника . Откройте начало нового раздела, прочитаем , о чём вы узнаете в этом разделе и на какие вопросы ответите.
-Послушайте описание чертогов* одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?( слайд 1)
“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно ,как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена“Снежная королева” жила в ледяной зоне.)
- Попробуйте сами сформулировать тему урока. ( слайд 2)
-Сегодня мы изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь, в ледяную зону.
2. Работа со словарём.
- А что такое Арктика, где можно об этом узнать?( работа со словарём).
3.Заполнение трёхчастного дневника.
Я знаю Я хочу узнать Я узнал
- У вас на столах есть таблички, найдите 1 столбик и запишите в нём, что вы знаете про Арктику, а во 2 столбике запишите, что хотите узнать.
А вы хотите узнать: (слайд 3)
Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?
Какой ущерб природе Арктики наносят люди?
Как охраняют природу северного края?
Предъявление проблемной ситуации.
Создать условия для планирования и организации работы на уроке
Выделение главного, важного при изучении новой темы.
Решение проблемной ситуации. Анализ ситуации.
Постановка темы урока.
Поисковая работа, работа со словарём.
Самоопределение к деятельности.
Познавательные.
Регулятивные ( целеполагание).
Регулятивные (формулирование целей учения).
Личностные (соотносить то, что известно, с тем, что неизвестно).
3. Формирование новых знаний (35 мин.) 1. Работа по карте “Природные зоны России”.
Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?
(Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли). (слайд 4).
2.Выберите правильное высказывание:
Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.
Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.
(Ответы учащихся.)
3. Исследование.
- А давайте вместе с вами проведём одно исследование, мне нужны помощники. ( опыт с глобусом и фонарём).
В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.
4. Работа с картой.
- Откройте тетради на стр.8.( слайд 5).
-Найдите на карте расположение зоны арктических пустынь.
– Каким цветом она обозначена?
– Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне?
(Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные.Круглый год они почти полностью покрыты льдом,плавучие льдины).
-Назовите и покажите на карте острова,которые относятся к этой зоне.
(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля,Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)
-Назовите и покажите на карте северные моря.
(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море,Чукотское море).
-Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.
(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка,Колыма.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели,свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют“холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 400С – 500С.Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +40С. Это тоже температура в холодильнике,но в отделении для фруктов.
5.Работа со схемой.
- Посмотрите на схему. (слайд 6)

Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли. (Под номером 1.)
Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно. (Под номером 5.)
6.Отгадайте загадку( слайд 7)
Что за чудо – чудеса:Загорелись небеса!Ой, горит-пылает пламяНад сверкающими льдами!Кто зажег огонь чудесный, Золотой костёр небесный?Никого за тучей нет.Это с неба льётся свет.Северное сияние (слайды 8)
7.Работа со словарём.
Полярное сияние – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.
8. Выберите правильный ответ.( слайд 9).
Как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь?
Температура повысится.
Температура не изменится.
Температура понизится.
(Температура понизится.)
-Почему за полярную ночь так сильно падает температура воздуха?
(Солнечные лучи совсем не попадают на землю.)
9. Изучение растительности.
-Изучив особенности неживой природы в ледяной зоне, давайте познакомимся с её растительностью (слайды 10).( сообщения учащихся)
-Почему в Арктике живут только эти растения?
(К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов.На камнях островов встречаются лишайники,похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки.)
-В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, – пища рачков и других небольших морских животных (слайд11,12).
10.Физминутка( под музыку « Песня про медведей».) ( слайд 13).
11.Изучение животного мира.
Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки (слайды 14).
- Рассмотрите птиц ледяной зоны и определите, какие они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря?
(Перепонки между пальцами, длинные когти,широкий клюв)
-Чем питаются птицы ледяной зоны?
(Птицы водоплавающие, питаются рыбой.) ( сообщения о птицах).
-Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами”(слайд 15). Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Почему же яйца не скатываются? Решить эту задачу поможет обыкновенная груша.
12. Исследование.
Учитель на рабочем столе демонстрирует грушу( исследование)
- Мне снова нужны помощники.
– Легонько толкните грушу и опишите её движения.
(Груша вращается вокруг себя.)
-Итак, почему же яйца птиц ледяной зоны не скатываются с голых скал?
(Яйца имеют грушевидную форму.)
<Рисунок 2>

13. Продолжение изучения животного мира.
-Но на птичьем базаре у кайр, тупиков и моевок есть враги. Около базара гнездятся крупные чайки – бургомистры, длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку,– и он подхватит ее на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником (слайд16).
Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают крупные млекопитающие. Здесь прекрасно себя чувствует белый медведь (слайд 17). Рассмотрите его изображение. Назовите приспособление ,которое помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве.
(Белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает.)- Прослушайте рассказ о белом медведе и назовите две причины, по которым белый медведь погружается в воду.
Рассказывает подготовленный ученик.
Белый медведь – отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинная шея, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему в охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей ,защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС.
-Так, что же заставляет белого медведя погружаться в воду?
(Охота и лютый мороз.)
-Посмотрите на изображения моржа и тюленя (слайд18).
– Что отличает их от известных вам зверей?
(Крупные размеры, обтекаемая форма тела,шерстяной покров незначительный, конечности превращены в ласты.)
-Как вы думаете, где большую часть жизни проводят тюлени и моржи? На суше или в воде? Почему вы так решили?
(Мнения детей).
-Действительно, тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за своих ластообразных конечностей.
Постарайтесь найти отличия во внешнем облике моржа и тюленя.
(Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни.)
-По способу питания. Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается рыбой. Есть еще одно отличие моржа от тюленя. Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь.
– В поисках пищи забредают волки, песцы (слайд19 ). Песца также называют полярной лисицей. Зимой его мех становится белым и чрезвычайно густым. Белый цвет позволяет песцу маскироваться на снегу и охотиться с большей легкостью. Он всеяден и питается птицами, крабами или плодами. К многочисленным водным животным, которые обитают в ледяной зоне, относятся рыбы, питающиеся маленькими рачками и водорослями (слайд20).
– Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?
14. Рассказ учащегося “Арктика и человек” Заранее подготовленный ученик( слайд 21).
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала своей загадочностью .Проложен Северный морской путь. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Люди занимаются рыболовством и охотой. Но не всегда это делается разумно. Огромный ущерб был нанесен живой природе Баренцева моря, где были почти полностью уничтожены промысловые виды рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны. Загрязнение окружающей среды и глобальное потепление опасны для белого медведя. Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России. Резкий рост объемов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй половины ХХ века серьезно угрожают ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
15. Рассказ учащегося “Заповедник Остров Врангеля». Заранее подготовленный ученик.( слайд 22)
Этот заповедник расположен на двух островах: о.Врангеля и о. Геральда, он был организован в 1976году. Через весь остров с запада на восток идут три цепи гор, разделенные долинами. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет малыши. Поэтому остров называют“родильным домом” белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. В заповеднике самое крупное скопление моржей. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси. Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге: Заповедными тропами. Предъявление проблемной ситуации.
Создание условий для отдыха.
Предъявление проблемной ситуации.
Создание условий для познавательной деятельности.
Анализ высказываний.
Наблюдают. Анализируют, делают вывод.
Получение элементарных географических знаний.
Поиск нужных объектов на карте.
Анализируют, обобщают, делают вывод.
. Осуществляют учебные действия (воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание, осмысливают, углубляют изученный материал, закрепляют его)
Анализируют, делают вывод.
Поисковая работа, работа со словарём.
Анализируют, сравнивают, делают вывод.
Физическая активность.
Обобщают, делают вывод.
Наблюдают. Анализируют, делают вывод.
Анализируют, делают вывод.
Сравнивают, анализируют, делают вывод.
Сравнивают, анализируют, делают вывод.
Информируют о новых знаниях, объясняет. Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание. Организуют осмысливание учебной информации. Осмысливают, углубляют понимание учебного материала.
Познавательные.
Регулятивные.
Познавательные.
Регулятивные.
Познавательные.
Универсальные логические действия (установление причинно-следственных связей).
Универсальные логические действия (установление причинно-следственных связей).
Познавательные ( представлять информацию другим). Коммуникативные( умение выступать перед аудиторией).
Универсальные логические действия( анализ объектов с целью выделения признаков).
Познавательные ( представлять информацию другим). Коммуникативные( умение выступать перед аудиторией).
Познавательные ( представлять информацию другим). Коммуникативные( умение выступать перед аудиторией).
4.Подведение итогов (3мин.) 1.Беседа.
– Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в холодной проруби, называют моржами? Мнения детей.
– Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаливаться.
2.Заполнение трёхчастного дневника.
Я знаю Я хочу узнать Я узнал
3.Синквейн.
-Составьте синквейн на слово Арктика.( слайд 24).
4. Домашнее задание.
С.7-9, заполнить исследовательский лист.
По выбору: сообщения о тундре.
Анализируют, делают вывод.
Рефлексия. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
Выделение главных слов, вывод. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития.