Презентация по русскому языку на тему Коварные корни (Буквы и-е в корнях с чередованием) 5 класс


Урок русского языка в 5 классе Буквы Е-И в корнях с чередованием. Евдокимова Анна Игоревна учитель русского языка МОБУ «Пойковская СОШ №2» Нефтеюганский район ХМАО-Югра Я утверждаю, что ...1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.2. Слово «пение» - это глагол.3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно.4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.5. В слове «создать» - нулевое окончание.6. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь.7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В предложении «Я поклал ручку на парту» есть грамматическая ошибка.10. Глагол «положить» совершенного вида. Проверь себя! 1. да2. нет3. нет4. да5. нет6. да7. нет8. да9. да10. да. СамооценкаНет ошибок – «5»1-2 ошибки – «4»3-4 ошибки- «3» Нет ошибок5 Закрепление Усвоение новых знаний(выведение правила) Попутное повторение Усвоение новых знаний(наблюдение и анализ) Блиц-опрос: «да», «нет» Лист учёта ОУУиНФ.И. учащегося, число, тема Вытирать – вытерЗамирать - замер Предлагать – предложитьРасти - росли УдивлятьКататься - Определите, что общего у всех 3-ёх групп слов? Вытирать – вытерЗамирать - замер Предлагать – предложитьРасти - росли УдивлятьКататься Подсказка №1 Вытир`ать – в`ытерЗамир`ать - з`амер Предлаг`ать – предлож`итьРаст`и - росл`и Удивл`ятьКат`аться Подсказка №2 Вытир`ать – в`ытерЗамир`ать - з`амер Предлаг`ать – предлож`итьРаст`и - росл`и Удивл`ятьКат`аться Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением Чередующиеся гласные а//о Чередующиеся гласные и//е - Определите, чем отличаются все 3 группы слов? Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление Усвоение новых знаний(выведение правила) Попутное повторение Усвоение новых знаний(наблюдение и анализ) Блиц-опрос: «да», «нет» Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема замена одного звука другим В сильной — под ударением, в слабой — в безударном положении. Что мы называем чередованием звуков? - В каких позициях могут находиться эти гласные? - Знаете ли вы ученых-лингвистов, занимавшихся изучением данной проблемы? Д.Н. Ушаков (1873-1942), большой ученый, который посвятил всю жизнь русскому языку, прекрасно знал его и бесконечно любил. Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов. Д. Н. Ушаков — автор многих учебников, один из составителей «Орфографического словаря», который выдержал более 40 изданий. Он является автором и главным редактором четырехтомного «Толкового словаря русского языка».Р.И. Аванесов - ученик Д. Н. Ушакова, у него тоже есть работы, посвящённые чередованию звуков. Буквы Е-И в корнях с чередованием. Коварные корни Знать: способ действия при выборе орфограммы Е-И.Уметь: применять правило о чередовании гласных Е-И в корне. - Что мы должны узнать на уроке и чему научиться? Буквы о — а в корне -лаг- — -лож- Предлагать — предложить слагаемое — сложениеприлагать — приложить Когда в корне –лаг - лож- надо писать а и когда — о? ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ, В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А. Буквы о — а в корне -раст-ращ- — -рос- Растение — росВырасти — выросПриращение - зарослиКогда в корне –раст - рос- надо писать а и когда — о? Перед СТ и Щ в корне пишем А всегда Исключения из правила:Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил прямо на базаре. (+ отрасль) чередующиеся гласные проверять ударением нельзя! - Что нужно помнить о чередующихся гласных? Вспомнил сам5 Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление Усвоение новых знаний(выведение правила) Повторение пройденного Усвоение новых знаний(наблюдение) Блиц-опрос: «да», «нет» Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема Вытир`ать – в`ытерЗамир`ать - з`амер Если А стоит за корнем, в корне пишем И всегда. Вывел сам5 Вспомнил сам5 Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление(индивид. сам. работа ) Усвоение новых знаний(выведение правила) Повторение пройденного Усвоение новых знаний(наблюдение) Блиц-опрос: «да», «нет» Лист учёта ЗУН(на каждый урок)Ф.И. учащегося, число, тема Записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием. несов. в. Вытирать Избирать Запирать Раздирать Замирать Расстилать Блистать Выжигать сов. в.вытерИзберуЗаперРаздеруЗамерРасстелюБлеснутьвыжег -тира - - - тер-- бира- - - бер-- пира- - - пер- - дира- - -дер- - мира- - -мер- - стила- - -стел- - блиста- - -блест- -жига- - -жег- Чередующиесягласные: и//е Выучить корни, чтобы «узнавать» их Применять условия выбора гласной Пишется и, если за корнем –а- вытирать – вытер Правописание чередующихся гласных в корне слова. Индивидуальная самостоятельная работа. – Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно? на основе упр. 654 (часть 1) распределительный диктант (в два столбика в словосочетаниях, с обозначением условия выбора орфограммы)Самопроверка и самооценка Проверь себя! запереть дверьрастереть краскипол блеститпостелить ковёрпротереть окно опираться на перила натирать паркет прибирать комнату выжигать рисунок Коллективная работа . на основе упр. 654 (2 часть) зрительный комментированный диктант (образец рассуждения на стр. 245)Оценка учителя Работал сам5(Усвоил на?) Вывел сам5 Вспомнил сам5 Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление(индивид. сам. работа )Коллективная работа Усвоение новых знаний(выведение правила) Повторение пройденного Усвоение новых знаний(наблюдение) Блиц-опрос: «да», «нет» Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема Самостоятельная работа с тестом №15 (по вариантам) «Третий лишний»самопроверка и самооценка Проверь себя! вариант 1 а) запереть б) задирать в) блистательный г) выберу д) предположение вариант 2 а) выжечь б) умирать в) постелитьг) замер д) излагать 1) Работал сам52) Работал сам с тестом5 Вывел сам5 Вспомнил сам5 Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление(индивид. сам. работа )Коллективная работа Усвоение новых знаний(выведение правила) Повторение пройденного Усвоение новых знаний(наблюдение) Блиц-опрос: «да», «нет» Лист учёта ЗУН Проверь себя! Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман. Вывел сам5 Вспомнил сам5 Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление1) Работа с учебникоминдивид. сам. работа(коллективная работа) - 52) Сам. работа с тестом - 53) Работа с текстом – 5 Усвоение новых знаний(выведение правила) Повторение пройденного Усвоение новых знаний(наблюдение) Блиц-опрос: «да», «нет» Лист учёта ЗУН Самостоятельная работа с текстом Объяснить слова с изученной орфограммой.Схематически объяснить знаки препинания.Доказать, что это текст.Определить стиль текста, тип речи.Расстилается (морфемный разбор).Расстилается (морфологический разбор). Проверь себя! 2. Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит.3. [ ], и [ ]. (ССП) [ ], [ ]. (СБП)4. Предложения связаны по смыслу и грамматически.5. Стиль текста – художественный, описание.6. Расстилается 7. Расстилается - – глагол, н.ф. расстилаться, несов. в., 1 спр., ед.ч. наст. вр., 3 л., сказ. 4) Выполнение граммат.заданий – 5 Вывел сам5 Вспомнил сам5 Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление1) Работа с учебникоминдивид. сам. работа(коллективная работа) - 52) Сам. работа с тестом - 53) Работа с текстом – 5 Усвоение новых знаний(выведение правила) Повторение пройденного Усвоение новых знаний(наблюдение) Блиц-опрос: «да», «нет» Самооценка за урок - 5 Лист учёта ОУУ и Н Укажите неправильные написания слов.блестать красотойначинать работублистеть на солнцезамереть от счастьязамирать от страхасоберательный образблестящий ораторизберательная кампанияпредлагать помощьвыростить цветы Проверь! блистать красотойначинать работублестеть на солнцезамереть от счастьязамирать от страхасобирательный образблестящий ораторизбирательная кампанияпредлагать помощьвырастить цветы 4) Выполнение граммат.заданий – 5 5) Работа над орфографической зоркостью - 5 Вывел сам5 Вспомнил сам5 Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление1) Работа с учебникоминдивид. сам. работа(коллективная работа) - 52) Сам. работа с тестом - 53) Работа с текстом – 5 Усвоение новых знаний(выведение правила) Повторение пройденного Усвоение новых знаний(наблюдение) Блиц-опрос: «да», «нет» Самооценка за урок - 5 Лист учёта ОУУиН 4) Выполнение граммат.заданий – 5 5) Работа над орфографической зоркостью - 5 Вывел сам5 Вспомнил сам5 Без подсказок5 Нет ошибок5 Закрепление1) Работа с учебникоминдивид. сам. работа(коллективная работа) - 52) Сам. работа с тестом - 53) Работа с текстом – 5 Усвоение новых знаний(выведение правила) Повторение пройденного Усвоение новых знаний(наблюдение) Блиц-опрос: «да», «нет» Самооценка за урок - 5 Лист учёта ОУУиН Д/з1) Обязательное для всех (составление таблицы (кластера) по теме)2) на выбор - упр. из учебника - составление теста из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»- составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»