Открытый урок по литературному чтению. Русская народная сказка «Каша из топора»


План – конспект
открытого
урока литературного чтения во 2 классе
с использованием элементов проектной деятельности.
Тема: Русская народная сказка «Каша из топора»

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Использован комплект «Школа России»
Учебник «Родная речь» (2 класс)
Москва «Просвещение», 2007г.
Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Разработала:
учитель начальных классов Фомина Е.А.


Цель: Закрепить знания об одном из видов сказок - бытовом.
Задачи:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать речь учащихся.
Развивающая: Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление; формировать коммуникативные навыки.
Воспитывающая: Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; способствовать формированию у учащихся основ правильного питания.
Планируемые достижения учащихся:
Развитие умения распознавать виды сказок, характеры героев;
Умение работать с дополнительной литературой и Интернет - источниками (при работе над проектом);
Знакомство с бытом русского народа.
Продолжительность: урок – 40 мин.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку (мультимедийное сопровождение – 20 мин).
Метод обучения: Словесный, практический, наглядный.
Средства обучения: Мультимедийная установка, экран, компьютер.
Методический паспорт проекта: «Заморочки про кашу в чугуночке».
• По содержанию –предметный
• По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект.
• По форме организации – групповой.
• По срокам выполнения - краткосрочный.
• По результатам выполнения – практический.
Оборудование: Учебник «Родная речь», сказочное окно, аудиозапись сказки, рисунки героев сказок, сюжетные картинки, карточки с заданиями для домашней работы, чугунок, ухват.
План урока:
Орг. момент 2 мин
Проверка знаний учащихся. 5 мин
Физкультминутка. 2 мин
Работа с новым произведением. 8 мин
Первичная проверка понимания. 3 мин
Физкультминутка 2 мин.
Отчёт по проекту. 8 мин
Обобщение. 2 мин
Итог урока. 2 мин
Домашнее задание. 2 мин
Рефлексия. 2 мин
Оформление доски.


Число.
Сказочное окно.
Тема урока.
Цветовые круги -слоги для названия сказки.
Сюжетные картинки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Звучит музыка – заставка передачи
«В гостях у сказки»).
Учитель. Садитесь поудобнее,
Слушайте внимательно.
Обещаю, наш урок - будет увлекательным!
( На доске сказочное окно).
2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
Учитель. Я уверена, что все вы любите сказки. Но все сказки разные. Чем они отличаются?
Ученики. Разные герои, место действия, поступки.
Учитель. Можно выделить виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.
( Тест на знание видов сказок с использованием сюжетных картинок).
Учитель. Вы правильно распределили сказки. Но что их объединяет?
Ученики. В сказках о животных главными персонажами являются животные. В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа; животные здесь добрые помощники героя. В этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством.
3. Физминутка.( зарядка для глаз с использованием мультимедийной презентации. Слайды 5-12).
4. Постановка цели занятия перед учащимися. Работа с новым произведением.
Учитель. Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки, которая относится к бытовым. В бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.
Если значение слов названия сказки брать из словаря, звучит не совсем понятно.
Густоватая пища с использованием крупы из инструмента, предназначенного для раскалывания и рубки древесины.
Подсказка есть на доске (в разноцветных кругах написаны слоги которые нужно собрать в слова- название сказки – «Каша из топора»- здоровьесб. по Базарному)
Ученики составляют название сказки.
- Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”.
Первичное прослушивание (аудиозапись). Просмотр слайдов 14-21.

5. Первичная проверка понимания.
Учитель. Понравилась сказка? Чем понравилась? Назовите главных героев сказки?
Зачем солдат в дверь постучал? Кто там жил? Что попросил солдат у старухи? Как старуха отреагировала на просьбу? Что придумал солдат? Поняла ли старуха, что солдат её перехитрил?
Ученики. (ответы на вопросы)
Учитель. Вы прослушали сказку «Каша из топора». А смогли бы вы пересказать сказку слово в слово?
Ученики. Нет. Автор – народ.
Учитель. Сказки передавались из уст в уста, добавлялись, украшались. Вам сейчас предстоит прочитать сказку и найти отличия от прослушанной сказки. Возьмите простой карандаш, и если вам встретятся расхождения, подчеркните.
(Самостоятельное чтение. Прием жужжащего чтения).
Учитель. Есть ли различие в сказках?
Ученики. Да. Разное начало. Старуха делает вид, что не слышит солдата. Разный конец. Старуха спрашивает, когда можно есть топорище, на что солдат отвечает, что оно не доварилось.
Учитель. Все ли слова были вам понятны? Давайте разберём значение непонятных слов. (Слайд 23 )

ПОБЫВКА – короткий отпуск
СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат
ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела
ПРИМЕТИЛ – обратил внимание
СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса
ДИВИТСЯ – удивляется
СМЕТКА – смекалка.
ЧУЛАН- помещение в доме, кладовка.
Учитель. Эти слова не употребляются в современной речи и называются устаревшими. Почему в сказке так много устаревших слов?
Ученики. Сказке много лет. Её знали и наши бабушки и прабабушки.
Учитель. Подберите синонимы к словам: скупость, смекалка.
Ученики. Смекалка- находчивость. Скупость- жадность.
Учитель. Как можно соотнести эти черты с героями сказки?
Ученики. Солдат- находчивый, весёлый, смекалистый, добрый, сообразительный.
Старуха- жадная, скупая, хитрая, глупая.( Ученики распределяют характеристики по героям.)
Учитель. Что могло бы случиться, если бы солдат постучался в другой дом и встретился с другой хозяйкой. Из чего бы кашу сварила добрая хозяйка?
Ученики. Из гречки. Манки. Овсяных хлопьев. (Слайд 24)
Учитель. У наших предков каша была блюдом праздничным. Много про кашу поговорок, загадок сложено.
А вот какие каши бывают и как на стол попадают, чем каша полезна, из каких круп готовится, расскажут нам ребята – участники проекта «Заморочки про кашу в чугуночке». "Морока" - это нечто путанное, канительное, непонятное, а словцо "заморочка" можно истолковать и как "путаница". Разобраться в этой путанице нам сейчас предстоит.
6. Физминутка. Учитель. Солдат для старухи был гостем. Как гостей на Руси встречали? Ученики. Поклоном, хлебом солью.
Учитель. Давайте вспомним песенку «К нам гости пришли»( с движением).
7. Отчёт по проекту. ( Слайды 26- 33)
Учитель. Знаете ли вы, что кашу раньше готовили в чугунках, в русской печи.
Каждый готовился к сегодняшнему уроку по- разному. Вы работали над проектом. Пришло время отчитаться.
Начнем с меня.(показать слайд с результатами наблюдения в столовой во время приёма пищи). Анализ. Вывод- мало знаем о пользе данного блюда, его свойствах, его истории, о рецептах приготовления.
Отчёт по проектам сопровождается показом соответствующих слайдов.
Демонстрация выставки «Каша - литературный герой»-
Манаков Святослав.
-Представление литературного сборника «С кашей- жизнь краше»- Курганов Дмитрий.
-Выставка поделок и коллекция круп - Рангаева Валерия.
-Собрание рецептов приготовления каш - буклет «В каше- сила наша»-Отлячкина Екатерина. (Приложение)
Учитель. Все ваши работы интересны и полезны, мы найдём им применение.
А теперь подведём итог нашему проекту: изменилось ли ваше отношение к каше?
Ученики. Да.
Учитель. В этом мы убедимся в школьной столовой.
8. Обобщение изученного на уроке.
Учитель. Вернёмся к теме сегодняшнего урока. А для этого прочитаем сказку по ролям.
Учитель. Вы одобряете поступок солдата или осуждаете?
Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.
Ученики. В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.
Учитель. Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?
Какую пословицу можно подобрать к сказке?
1. Догадка не хуже разума.
2. Смётка дороже богатства.
3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.
(Работа над содержанием пословицы. Слайд 35)
9. Итог урока.
Учитель. Какие бывают сказки?
- Назовите особенности бытовой сказки.
Ученики. Главные герои - люди. Описывается их быт. На их примере высмеиваются отрицательные черты характера и прославляются положительные.
10. Домашнее задание: Много лет минуло. Всё забылось. Но остались вещи, которые не позволяют нам забыть всё до конца. Эти старые вещи, хотя теперь и не совсем нужные, напоминают нам о том, как жили люди раньше, что носили, что ели, что читали и чем писали. Они - наша история. И они иногда могут научить нас чему-то очень важному и полезному. Старинные вещи можно увидеть только в музее. Вот и пришло время последние заморочки из чугуночка доставать. На картинках, которые вы будете брать из чугуночка, изображены старинные вещи, которые можно увидеть только в музее. Вам нужно собрать информацию: для чего предназначалась, из чего изготовлялась данная вещь, а в конце попробовать сочинить бытовую сказку, где героями будете вы сами и старинные вещи. (Слайд 36)
11. Рефлексия деятельности - закончи фразу. (Слайд 37)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…