Урок по биологии «Органы цветковых растений. Корни».
Тема урока: «Органы цветковых растений. Корни».
Цель урока: знакомство учащихся с органами цветковых растений. Изучение строения корня.
Задачи урока:
образовательная: сформировать понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня. познакомить с особенностями строения и функциями корня, строением и образование корневых систем.
развивающая: продолжить формирование экологического мышления, развитие умений сравнивать, сопоставлять обобщать; навыков работы с биологическими терминами, учебником. Развитие творческого мышления и монологической речи.
воспитательная: сотрудничество в ходе практической работы. Формирование навыков грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Демонстрационное – комнатные растения, таблица “Строение корня”, таблица “Типы корневых систем”, компьютер, экран.
Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий “Типы корневых систем”
Технические средства: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Ход урока.
I Организационный момент.
II. Контроль знаний учащихся
(устный опрос домашнего задания).
Что называется тканью?
Ученик: Группа клеток сходных по строению, размерам и выполняемым функциям, называется тканью.
Какие ткани животных вы знаете?
Ученик: нервная, соединительная, эпителиальная, мышечная ткани.
Назовите особенности строения эпителиальной ткани?
Ученик: клетки эпителиальной ткани плотно прилегают к друг другу, а межклеточное вещество почти отсутствует.
Какие виды соединительной ткани вам известны?
Ученик: Различают костную, жировую, хрящевую ткани, кровь и другие.
Как устроена нервная ткань?
Ученик: Нервная ткань состоит из нейронов и мелких клеток-спутников.
Чем соединены между собой клетки ткани?
Ученик: Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом.
III. Изучение нового материала:
Учитель: Ребята, откройте тетради и запишите тему урока (слайд № 1)
«Органы цветковых растений. Корни»
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со строением органов цветковых растений. Изучим строение корня. Выполним лабораторную работу.
1. Фронтальная беседа с учащимися, по вопросу о строении цветковых растений.
Учитель: ребята, тема нашего урока «Органы цветковых растений».
Какое понятие в теме урока для вас новое?
Ученик: Органы.
Учитель: Как вы думаете, что такое орган?
Ученик: Это часть растения.
Учитель: Откройте стр. 38 учебника и найдите определение понятию «орган». Зачитайте его.
Учащиеся: Орган – это часть тела, имеющая определенное строение, форму, расположение в организме и выполняющая определенные функции.
Учитель: Запишите это определение в тетрадь (слайд № 2)
Учитель: А как вы думаете, из каких органов состоит цветковое растение? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим растения.
У вас на партах находятся растения. Рассмотрите их внимательно и ответьте, какие органы вы видите.
Ученик: Корень, стебель, лист, цветок, плод.
Учитель: зарисуйте растение в тетрадь и подпишите название органов (слайд № 3)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учитель: Органы цветкового растения, будучи разными по строению и выполняемым функциям, обеспечивают жизнедеятельность всего организма, как единого целого.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения пойдет речь:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю закопали их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без чего расти они не станут?
Учащиеся: без корня.
Учитель: Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев).
Учитель: Ребята, обратите внимание на корень. Как вы думаете, какую работу выполняют корни?
Ученик: удерживает растение в почве; обеспечивает поглощение воды с растворенными в ней минеральными веществами (слайд № 4)
Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.( Слайд 4)
В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. (Слайд №5)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ) – слайд № 6. Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН)- слайд №7.
Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне.
Проверяются знания и понимание изученного на уроке.
1 вариант.
1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы и .
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется.
3. Все корни растения составляют его .
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются корни.
5. Корень растёт в длину своей .
2. Закончите предложения.
2 вариант.
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. У одуванчика корневая система стержневая.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен корень.
2. Кончик корня покрыт .
3. Корневая система пшеницы называется.
4. Боковые корни развиваются как на корне, так и на корнях.
5. Главный корень развивается из.
Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
3. Выполнение Лабораторной работы.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежит инструкция к выполнению лабораторной работы.
Пользуясь инструкцией, выполните работу.
Лабораторная работа №6: “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь.
Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.
Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
Учитель: Какие типы корневых систем встречаются у цветковых растений? Ответ учащихся: различают мочковатые и стержневые корневые системы.
Учитель: Мы определили, какое внешнее строение имеют корни, но какого же их внутреннее, клеточное строение. Обратимся к рисунку на странице 38-39 учебника и рассмотрим продольный срез корня.
Кончик корня покрыт корневым чехликом, он защищает клетки зоны деления от механических повреждений.
Далее расположены клетки зоны деления, которые постоянно делятся. Следующая зона роста, обеспечивающая рост корня.
Зона всасывания, состоит из клеток, которые образуют корневые волоски. Как вы думаете, для чего они предназначены?
Учащиеся: для всасывания воды и минеральных веществ.
Учитель: в центре корня расположены ткани древесины, по которой передвигаются вода с растворенными в ней веществами и луб, по которому перемещаются органические вещества.
Учитель: А какие же видоизменения корней различают? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к рисункам на экране (слайд №. 8)
- Корнеплод, корневые клубни, корни – подпорки, корни – прицепки и т.д. Различают большое разнообразие видоизменений корней, но все они имеют сходное строение.
Закрепление.
Самостоятельная работа учащихся
(работа с инструкцией, заполнение таблицы)
Проверка выполненной работы по готовому образцу – на экране (слайд № 9).
Схема строения корня
Зоны корня
Название тканей
5
4
3
2
1
Зона проведения
Зона всасывания
Зона роста
Зона деления
Корневой чехлик
Проводящая
Всасывающая, проводящая
Образовательная
Покровная
IV. Итоги урока:
Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.
Рефлексия
-Ребята, мы выполнили задачу урока?
-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
- Было ли вам интересно?
Домашнее задание:
Страницы 36 – 38.
Дома учащимся предлагается составить несколько вопросов по домашнему заданию, затрагивающие самые важные, на их взгляд, аспекты темы. На следующем уроке, учитель передает свои функции по проверке и оцениванию домашнего задания ряду учеников, которые ведут урок, последовательно сменяя друг друга. Каждый “учитель” имеет в своем распоряжении строго определенное время.
Задания на закрепление
1 вариант.
1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы и .
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется.
3. Все корни растения составляют его .
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются корни.
5. Корень растёт в длину своей .
Задания на закрепление
2 вариант.
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. У одуванчика корневая система стержневая.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен корень.
2. Кончик корня покрыт .
3. Корневая система пшеницы называется.
4. Боковые корни развиваются как на корне, так и на корнях.
5. Главный корень развивается из.
Лабораторная работа №6: “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь.
Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.
Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
корень
стебель
цветок
лист
Боковые корни
Главный корень
придаточный корень