ИГРОВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ИГРОВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Игровые виды деятельности являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых видов деятельности в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой методологических основ, выяснением социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами мыслителей Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, которые, рассматривали игру как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая ее происхождение с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игровых видов деятельности. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л. И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игровые виды деятельности как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.
Значение игровых видов деятельности в школе было выявлено в МБУ лицее № 19 с помощью анкетирования 21 учащихся 1А класса. Опрос позволил выявить отношение детей к урокам и внеурочным занятиям, построенным традиционным образом и с использованием игровых видов деятельности. Результаты исследования указывают на высокий уровень интереса к занятиям с использованием игровых видов деятельности, что подтверждено диаграммой:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис.1 Традиционные Рис.2 Игровые виды
Игровые виды деятельности включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса.
Исходя из значимости игровых видов деятельности для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игровых приемов в творческую познавательную деятельность, необходимо следовать правилам применения игровых видов деятельности в процессе обучения младших школьников:
а) необходимость оценивания по двойному критерию: по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов;
б) понимание игровых видов деятельности как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;
в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;
г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у обучающихся состояние творческого поиска и инициативы.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игровой деятельности;
- учебный материал используется в качестве средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игровые виды деятельности на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок - конкурс, урок – путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игровых видов деятельности на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые виды деятельности занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: тренируют память, помогают выработать речевые умения и навыки. стимулируют умственную деятельность учащихся и развивают внимание.