Родительское собрание по теме: Почему ребёнок не может читать. Дислексия
Смольникова Н.Г., учитель МКОУ «СОШ № 7» г. Аши Челябинской области
Почему ребёнок не может читать?
Дислексия – нарушение чтения.
Дислексия выявляется, когда дети начинают учиться чтению.
Она включает трудности – называть буквы
- читать слова и предложения
- узнавать написанные слова, даже после того, как
они были озвучены.
- ошибки в чтении по буквам
- плохая кратковременная память на серии чисел и
математических действий
- трудности в развитии мелкой моторике
- замедлено развитие в речи раннего возраста
Интеллект у таких детей может быть с общим уровнем. Дислексические трудности снижают способности связывать зрительные символы с вербальными звуками, такие дети имеют дефицит внимания, иногда в сочетании с гиперактивностью.
Причины дислексии - гипоксия в родах, трудные роды
- позже нормы (в полтора года) начинают говорить
- фразовая речь развивалась только в 2,5 года, в 3 г
- трудности в моторном развитии
- речь невнятная, косноязычная
- поздно научился ползать, ходить, сам одеваться
Такие дети лучше воспринимают информацию на слух.
Им трудно - копировать текст
- ручку держат необычно
- почерк неразборчив, меняется
- путают верх – низ, лево – право
- пишут зеркально
- решать математические задачи
- с трудом определяют время
Встречаются дети «с поведенческими проблемами», в роли « клоуна». Имеют низкую самооценку, импульсивны, плохая память на слова, последовательность событий лучше развито образное, мышление слабо – вербально – логическое, трудно выражать мысли в словах. Легко отвлекаются, неправильно произносят длинные слова или переставляют фразы, слова, слоги.
Нарушение у таких детей в замедлении проводимости слуховых импульсов,
больше с левой стороны, низкая скорость переработки фонологического кода языка.
Мозг воспринимает речь медленно. Снижена скорость переработки информации и способности быстро, выявлять различия в ней.
При дислексии встречаются сопутствующие расстройства.
Одно из наиболее частых – центральное нарушение переработки звуков – вызывает нарушения слуховой памяти и переработки быстрых серий слуховых сигналов.
Имеются формы дислексии, при которых нарушается способность соединять слова с их значением на письме и в речи.
Формы дислексии
О сложности проблемы дислексия говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексия, данном Р.И. Лалаевой:
«Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения».
Для дифференциальной диагностики нарушений чтения необходимо, прежде всего, уточнить представления о механизмах и симптоматике дислексия.
Вопрос о механизмах нарушения самый сложный для всех речевых нарушений. Чаще всего механизмы рассматриваются в двух аспектах:
- психологическом
- психолингвистическом
В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное неформированостью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
Выделяются следующие механизмы:
1. Недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания):
- нарушение зрительного восприятия
- нарушение зрительного представления
нарушение зрительного анализа и синтеза
2. Нарушение пространственных ориентировок проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. Выявляется и задержка правой и левой частей тела.
3. Нарушение мнестических процессов.
Может нарушаться память различных видов (зрительная, слуховая, тактильная).
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом последующего образования.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.
Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания. Не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии.
Всё негативное, отрицательное отношение к процессу чтения.
Для детей, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно использовать следующие задания и упражнения. Построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия; зрительной и слуховой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы на коррекцию навыка чтения.
Упражнения, направленные на коррекцию навыка чтения, что дают положительную динамику ребёнка.
Чтение текста «верх ногами», уточнение содержания прочитанного.
Складывание слов из половинок.
Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение таблицы, слов «наоборот» по буквам.
Чтение текста из книги с прикрытой нижней половиной строки.
Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках.
Чтение составленного предложения обычным способом и, наоборот, по буквам. Запись предложения в тетрадь.
Чтение текста через слово.
Чтение текста из книги, развёрнутой по 90*, т.е. строчки ставятся столбиком.
Классификация, слов по группам, по какому – либо признаку.
Отделение слов от псевдослов.
Чтение текста, в котором есть ошибки.
Основные принципы, используемые при реализации программы развития учащихся (7 вида)
.
Принцип учёта актуального уровня развития учащихся. (Подбор упражнений строится на основе из уровня развития зоны ближайшего развития, также осуществляется индивидуальный подход).
принцип учёта динамики дефектов.
принцип занимательности формы проведения занятий.
Принцип эмоциональной окрашенности занятий. (Необходимо чтобы успех учениками переживался как радость, от успеха радости способствует оценка, формирование ценностей учащихся).
Принцип демократичности (отношение учителя и ученика, отсутствие повелительного тона, недопускание жёсткого порицания за неудачу).
Принцип самооценивания (самооценивания оно позволяет, более спокойно относится к результату своей деятельности). Это дети, у которых отсутствие неадекватности. ЗПР – вариант нарушенного развития проявляющийся в снижении нормального темпа созревания и развития психической сферы ребёнка. Правильно воспитать самооценку у ребёнка это значит, он сам сможет контролировать себя.
Принцип психопрофилактике (коррекционные занятия, позволяют, способствуют переводу ребёнка в общеобразовательный класс, построению индивидуального взаимодействия с ребёнком сопровождение его для успешной адаптации в новом коллективе сверстников, успешному усвоению учебного материала стабилизации волевой сферы и формирование навыка, контролирующее своё поведение)
Для развития познавательных процессов необходимо выполнять следующие условия:
Недопускать перевыполнений и учебных перегрузок
Избегать в преподавании монотонность, будничность и опираться на личный опыт ребёнка.
Использовать стимуляцию познавательных процессов.
Специально обучать приёмам умственной деятельности, использовать поисковые методы обучения.
Стимулировать многообразием приёмов познавательных интересов (кроссворды, сценки, обыгрывание рассказов).
Учителю необходимо помнить:
прежде чем объяснить необходимо, заинтересовать ребёнка
прежде чем заставить действовать, надо подготовить действовать (чёткая инструкция, последовательность)
прежде чем сообщить что – либо новое, надо сделать так, чтобы ребёнок это новое ожидал (оно должно быть востребовано)
Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Основа активности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках,
адаптация приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям, всех спрашивать на уроке, не выбрасывать из адаптации,
стимулировать деятельность учащихся, опираться на опыт детей « молния» объясни опасность,
преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми в ходе урока.
Результат активности познавательной деятельности школьников зависит от уровня развития его памяти, внимания, мышления, поэтому необходимо помнить:
о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка
о развитии мыслительных особенностях познавательной деятельности учеников
необходимо знать, что процесс познания идёт в первую очередь через чувственное (образное) и только потом через логическое (абстрактное) мышление).
Поэтому подбирать систему самостоятельных работ для осуществления дифференцированного подхода к обучению, разнообразить форму домашних заданий. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку, использовать разнообразные формы поощрения, оказывать своевременную помощь, поддержку слабоуспевающим ученикам.
15