Интегрированный урок литературного чтения и музыки по сказке П.Ершова Конёк-Горбунок


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ПГТ.ЛЕНИНО
Сценарий открытого урока
По литературному чтению
и музыке
в 4-В классе
на тему:
«Сказка П.П. Ершова
«Конек-Горбунок» в литературе и музыке».

Разработала:
учитель начальных классов
Аджибиева Н.Д.
Тема: Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в литературе и музыке.
Цели: создать условия для обобщения знаний детей по сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок», познакомить с историей создания сказки, ознакомить учащихся с творчеством П. П. Ершова; работать над содержанием сказки, данной в учебнике; обучать правильному выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение; отрабатывать беглое, осознанное чтение; учить понимать поступки героев, давать им характеристики, познакомить учащихся с балетом Р. Щедрина, формировать представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном произведении и их значении в создании музыкального образа, развитию вокально- хоровых навыков, координаци движений;способствовать воспитанию трудолюбия, взаимовыручки, искренности, воспитанию чувства прекрасного.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, при ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский; по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.
Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала.
Средства: речь учителя, диалог с учащимися.
Оборудование: Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, презентация П.П. Ершова, конспект урока, словари эстетических эмоций.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Орг. момент «Прозвенел звонок весёлый»
Приветствие учителя.
«Эстафета доброты»
- Нужно взяться за руки и передавать рукопожатие. Я передам вам свою доброту, и она идёт от меня к…и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет.
«Барометр настроения»
Приветствие гостей. СЛАЙД 1
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Приветствуют гостей
2. Мобилизующий этап
Введение в тему урока
- Начинаем наш урок, не простой, а интегрированный, потому что два урока литературное чтение и музыка, мы проведём как один большой урок. У него есть и своё название
Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в литературе и музыке.
Слайд2
НА ДОСКЕ!!!
А эпиграфом к нашему уроку будут слова великого поэта и писателя А. С. Пушкина
Слайд 3
Эпиграф.
“Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”.
-Как вы понимаете слова великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина?
Учитель: Сказки любят все: и дети, и взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки родители, бабушки, а потом вы пошли в школу и сами научились читать. Читая сказки, мы поникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир.
Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставят спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
– Мне хочется, чтобы эти высказывания стали девизом нашего урока. 3. Сообщение темы, целей урока. Итак, мы начинаем наше путешествие! Добро пожаловать в чудесный, волшебный, увлекательный мир сказки!
– На уроке мы совершим путешествие по сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок», будем учиться правильному выразительному чтению;развивать память, речь, мышление, воображение; отрабатывать беглое, осознанное чтение; учиться понимать поступки героев, давать им характеристики, познакомимся с музыкальным произведением - с балетом Р. Щедрина«Конёк-горбунок», будем анализировать его, будем учиться формировать представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном произведении и их значении в создании музыкального образа, развивать вокально- хоровые навыки, координацию движений; учиться воспитывать в себе трудолюбие, взаимовыручку, искренность, а также воспитывать в себе чувства прекрасного!
– На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
*Слава напутствия «Мы умные, мы смелые!» СЛАЙД 4
 
4. Разминка. Начнём путешествие с Разминки.
НА ДОСКЕ
А- ротик шире детвора ААА
У - губки хоботком тяну УУУ
И - губки к ушкам растяни ИИИ
О - губки колесо ООО
Э - повторяем дружно ЭЭЭ
Ы - тянем мы на все лады
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
 
– На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. – О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? СЛАЙД 5– Проведем речевую разминку. – Прочитайте загадку
1)БИНАРНЫМ ЧТЕНИЕМ.
2)В ТЕХНИКЕ «Очередь»
(по предложению)
3)В ТЕХНИКЕ «Круговое чтение» (по слову)
4) С высокой и низкой силой голоса
5)В технике «Речитатив» по слогам с хлопками.
6)А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался  темп чтения.7)Прочитайте стихотворение  с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
Итак: речевая разминка закончилась. Вы видите, как важно сделать правильно акцент на нужных словах. Так как от этого зависит смысл прочитанного, сказанного.
*СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Ребята, а сейчас внимание…
Настаёт прекрасный час,
Музыки звуки, доносятся до нас
Глазки закрывайте и тихонько ожидайте .
Песня, танец, марш звучатНа уроках у ребят.И узнает целый свет,Что нас ведут  они в балет.И в опере они слышны,А как в симфонии важны!Сейчас в мир музыки большойМы отправляемся, друг мой!
Учитель: Итак , слушание музыки
Слайд6
Звучит музыка фрагмент из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок»
*Анализ музыкального произведения.

- Ребята, мы с вами прослушали фрагмент из балета Родиона Щедрина «Конёк - горбунок» Слайд7
– Ребята, давайте вспомним, с какими жанрами музыкальными мы познакомились на   уроках музыки.
Опера,  балет,  симфония – жанры, в которых мы можем слышать и песенную,  и танцевальную, и маршевую музыку.
– Сейчас я вам зачитаю один отрывок, а вы попытайтесь ответить, о каком герое в нем говорится?
Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился
За царем стрельцов отряд.
Вот он въехал в конный ряд,
На колени все тут пали
И «Ура!» царю кричали.
У: О ком идет речь?
Д: О царе Горохе.
У: Если вспомнить литературный текст, каким предстает перед нами царь:
– Молодой или старый?
– С бородой или без бороды?
– Какого цвета одежда?
– Какой характер музыки?
У: Р. Щедрин очень точно с сатирой изображает в музыке этого царя. Сейчас мы прослушаем фрагмент «Царь Горох». Представьте царя Гороха таким, каким его изображает музыка. Определите характер музыки.
Звучит фрагмент «Царь Горох». Слайд8
– Каким изображает музыка царя Гороха?
– Прочитайте и назовите, какое описание царя соответствует музыке. (Вариант 1 читает Приложение 1, вариант 2 читает Приложение 2).
– Все вы говорите правильно, а особенно ценно то, что вы нарисовали картину шествия царя, значит, вы услышали маршевые интонации в музыке?
*АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. (Работа с таблицей у доски)
- Удалось ли композитору изобразить героев сказки в своём музыкальном произведении?
- Что помогло ему в этом?
- Смогли ли вы, ребята увидеть их слушав произведение?
*РИСУЕМ МУЗЫКУ при помощи словарей эстетических эмоций.
Дети читают.
Слушают и понимают речь других
5. Обобщение.   Остановка «Литературная »
«Из жизни поэта»
– Продолжаем наше путешествие.
Рассказ об авторе. Слайд9
С именем Петра Павловича Ершова мы знакомимся впервые. Родился он в 1815 году в Тобольской губернии. После окончания Петербургского университета был направлен в родную школу учителем, а затем был назначен инспектором гимназий. Сказку «Конёк - Горбунок» Ершов написал в 19 лет. В 1833 году профессор Петербургского университета, где учился Ершов, прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки. Сказка студентам понравилась. А Ершов стал знаменитым. Только в 20 веке сказка издалась более 200 раз!
В Тобольске свято хранят память о великом земляке. В городе поставлен памятник его сказочным героям. В 1864 году на сцене Мариинского театра поставлен балет, в 1941г. снят фильм, а в 1947, а затем в 1975 г. снят мультфильм по сказке. В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Вручается она 6 марта в день рождения сказочника на его родине.
* Выступление литературного консультанта
(Просмотр Видео-фрагмента)
- На сколько частей мы можем поделить нашу сказку?
У вас было домашние задание прочитать сказку стр.89-94.
- чтение (3 мин)
- чтение вслух
-опрос по теме:
Кто написал сказку « Конек-горбунок»? Что вы знаете об авторе?
Учитель:
- С чего начинается сказка? Давайте зачитаем начало сказки.
-Каким был старший сын? (умный был детина).
-Средний сын? ( средний сын и так и сяк, как вы понимаете это выражение? Это значит он был не умный, но и не глупый)
-Как вы понимаете выражение «пшеницу шевелить?» -пшеницу воровать,
«вора соглядать»- вора увидеть и поймать.
-Какой выход нашли братья, чтобы поймать и выследить вора?
Братья решили: «стоять на карауле» - сторожить
-Озаглавьте этот текс? Три сына
-Объясните выражение «боязнь напала»- испугался, «закопался в сенник»- зарылся в стог сена» « не ударил грязь лицом» - не опозорился.
- Как караулил старший брат?
Что он сделал, чтоб выглядеть убедительнее? ( старший брат всю ночь проспал в стоге сена, чтобы быть убедительнее, он облил себя водой)
- Зачитайте, как это было? сонные тетери? (слово «тетеря» стало символом разини, сонного и ничего не замечающего вокруг себя человека)
-Как караулил средний брат? ( средний брат всю ночь проспал под забором у соседки, а когда вернулся домой сказал: «На улице было холодно, он не спал, нес дозор».
-Что сказал отец? (Ты Гаврило, молодец!).
Как младший брат нес караул? Младший брат всю ночь не спал, в полночь он услышал как конь заржал, когда он привстал, то увидел белую кобылицу)
Опишите по тексту кобылицу? ( Кобылица та была. Вся, как зимний лес бела, Грива в землю, золотая, В мелки кольца завитая).
Что решил сделать Иван? ( Иван решил поймать кобылицу)
-Зачитайте как это было? стр. 93.
За что кобылица решила наградить Ивана? (Иван сумел усидеть на кобылице, кобылица сказала, что он теперь ее хозяин)
- Как наградила кобылица Ивана? ( родила двух красивых коней и конька).
- Зачитайте по тексту.
-Найдите описание конька.
(Да ещё рожу конька
Ростом только в 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.)
-Ребята, вершок - старая русская мера длины, а 3 вершка сколько см? (13) - запись на доске.
-А аршин сколько это? (71см)
-Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие) Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов.
Какой наказ дала кобылица Ивану?
Озаглавьте часть сказки? (охрана поля).
чтение текста вслух учителем ( стр94-95)
-беседа по тексту.
Устаревшие слова
Не тужи- не грусти,
-рисунок
-Чтение текста вслух учениками.
Вопросы: Что обнаружили у Ивана два брата ?
Что решили продать братья, чтобы заработать деньги?
Кто помог Ивану догнать братьев? Найдите слова из текста.
Работа над устаревшими словами
пан- барин, пара- два, промен- взамен, кушак- пояс,
бич- длинный кнут, в масле сыр купаться-жить в довольстве, имея все в изобилии, порука-поручительство , красно платье наряжаться- нарядное красивое платье, воевода- начальник войска, А не то я был таков- убегу, скроюсь, исчезну.
Чтение текста ( стр 96-98)
-Где царь впервые увидел коней? (на базаре в конном ряду).
-Из каких поступков видно, что кони очаровали царя?
-Как держался Иван перед царем?
-За какую цену продал Иван златогривых коней? (10 шапок серебра и еще 5 рублей).
- Кем назначил Ивана? ( главным в царской конюшне)
Прочитанная часть сказки чему вас учит? (нельзя обманывать, выполнять порученное дело ответственно) .
4) Перечитывание сказки учащимися по строфам.
- Сейчас будем перечитывать сказку вдумчиво и внимательно.
- Чем занималась семья старика?
- Как понимаете слова «недалече», «сума»?
- Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?
- Какое горе произошло?
- Что значит «шевелить пшеницу»?
- Что придумали братья?
- Какие устаревшие слова требуют пояснения?
- Кто первым отправился в дозор?
- Как отнёсся к своей службе?
- Объясните значение слова «сенник».
- Средний брат как отнёсся к службе?
- Что можете сказать о братьях?
- Как Иван «держит караул»?
При чтении строфы по ходу поясняются слова «вершок», «аршин»
- Расскажите, какой вы представили кобылицу?
- Какие приёмы использует автор для создания яркого образ кобылицы?
- Почему кобылица покорилась Ивану?
- Что просит кобылица у Ивана?
- А что за это обещает ему? (Покоя, ухода)
-Какой наказ она ему дала?
Физминутка.
«Любимый Крым»
Коллективная работа
Дети слушают биографию , отвечают на вопросы.
Дети читают , отвечают на вопросы, поясняют слова.
вершок - старая русская мера длины, а 3 вершка (13 см)
Словесное рисование
Сравнения: «как зимний снег, бела»
Эпитеты: «грива в землю» - длинная, «золотая, в мелки кольца завитая», «волнистый хвост»
Покоя, ухода
6.
7.
8.
9.
10.
Нахождение сказочных примет.*
- Докажите, что данное произведение - сказка. Найдите все сказочные приметы.
-Что такое сказка, ребята? Слайд 10
•Занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. (Сказка)
– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?
«Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку. СЛАЙД 11
Проверка: какие же сказочные приметы вы обнаружили в произведении?
- К какому виду сказок можно отнести это произведение?
– Какие бывают сказки?
– Сказки бывают народные и авторские?
– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд )
– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.
– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.
– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.
– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?
– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.
– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.
– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.
– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)
– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.
– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.
– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
– Какие виды народных сказок вам знакомы?
– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.
*Вокально-хоровая работа
«Россия – мы дети Твои»
«Составь дидактический синквейн» (Слайд12)
- Ребята, вам предстоит составить синквейн.
«Синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Работа группы экспертов.
Анализ характерных черт Ивана – главного героя сказки.
Приступим к характеристике главного героя, который так полюбился и детям, и взрослым.
- Группе экспертам было дано задание составить список характерных черт присущих Ивану. Прошу зачитать его вслух. (добрый, честный, бескорыстный, умный, сообразительный, хитрый, веселый, жизнерадостный, простодушный, верный в дружбе).
- Что помогло писателю создать такой образ? (чтение былин, сказок, русских потешек. Нам Иван напоминает и Илью Муромца добротой и справедливостью, и Алешу Поповича хитростью, ловкостью, веселостью).
Прием «Фишбоун». (Слайд 13)

Обсуждение в группах
Нужны ли детям волшебные сказки?
В «голове» рыбы записывается проблемный вопрос, на верхних косточках – причины, на нижних косточках – следствия. В хвосте – вывод
Причины: научиться справляться с трудностями человеку, научить быть добрым человеком, находить собственные недостатки, знакомство с понятием «Дружба», «Законы дружбы»
Следствия: человек справляется с трудностями, становится добрым человеком, умеет находить собственные недостатки, находит верных друзей.
Вывод: Волшебные сказки учат преодолевать все трудности и получать заслуженную награду!
Итог урока. Рефлексия Слайд14
«Барометр настроения»
– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.
Я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу. Всем спасибо, до новых встреч!
- Какой же была тема нашего урока?
Работа с листом самооценки.
- Возьмите листочки самооценки, оцените итоги работы на уроке, дополнив или подчеркнув любые предложения.
Мне удалось….
Меня удивило….
Мне понравилось….
Я могу похвалить себя….
Я внимательно слушал товарищей на уроке.
Я активно работал на уроке.
- Кто хочет поделиться?
- Благодарю вас всех за работу на уроке. Индивидуальная работа.
сказка П.Ершова несет в себе элементы волшебных и бытовых сказок.
Называют виды сказок
Исполняют песню
Составляют коллективно синквейн
Выступление экспертов
Отвечают на поставленный вопрос
Работают над приёмом «Фишбоун»
Коллективная работа
Отвечают на вопрос
Работа в листах самооценки