Рабочая программа Предшкольная пора для детей 5-6 лет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
«Предшкольная пора»
для детей 5 лет
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Чаплыгина Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалифицированной категории

Рабочая программа по подготовке детей 5 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой. Программа «Предшкольная пора» рекомендована Министерством образования Российской Федерации Вента – Граф Москва 2007.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Цель программы:
Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
3. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
4. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Программа Н.Ф. Виноградовой разработана с учетом всех этих требований и опирается на следующие принципы:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Выбор содержания, методов и форм организации детей должен, прежде всего, определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
В структуре и содержании данной программы выделяется 6 разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:
Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5 лет должен прежде всего определяться тем, что они – дошкольники, то есть только готовятся к систематическому обучению. Особое внимание направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Программа "Предшкольное образование" построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и другое. Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
 обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Рабочая программа «Предшкольная пора рассчитана на 6 часов в неделю.
Режим проведения занятий:
Занятия проводятся в групповой форме на базе МБОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» в соответствии с утвержденным учебным планом и расписанием занятий с 6 сентября по 11 апреля, по 3 занятия в день, что составляет 192 занятий в год по 25 – 30 минут. Занятия проводятся по вторникам и четвергам с 17.30 до 19.10 перерыв между занятиями -5 минут.
Группу посещают дети 5-5.5 лет, которые воспитываются в ДОУ и в домашних условиях. В кабинете созданы все условия для совместной деятельности учителя и детей. В помещении имеется рабочая зона для занятий, отведено пространство для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам.
С учетом психологических и возрастных особенностей детей в группе должны находиться дети с общей накопляемостью 10-12 человек.
Расписание занятий
вторник

п/пВремя Предмет Учитель
1 17.00 -17.35 Математика Чаплыгина О.В.
2 17.40 – 18.15 Чтение (письмо) Чаплыгина О.В.
3 18.20 – 18.55 Психолог Павлова А.Ю.
Расписание занятий
четверг

п/пВремя Предмет Учитель
1 17.00 -17.35 Окружающий мир Чаплыгина О.В.
2 17.40 -18.15 Чтение (письмо) / математика Чаплыгина О.В.
3 18.20 -18.55 Развивающие занятия Чаплыгина О. В.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Ожидаемые результаты:
Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем. Усвоение школьных правил.
Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, творческая, исследовательская.
  В УМК входят: программа обучения и развития (для групп подготовки детей к школе с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия для педагога по каждому разделу.
Структура программы:
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделено 5 разделов, отражающие основные линии развития ребенка дошкольника в результате его обучения:
Раздел "Познаем себя, людей, окружающий мир" направлен на расширение знаний ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Развитие навыков общения. Расширение знаний об окружающем мире. Раздел представлен следующими предметами: "Окружающий мир", "Развитие речи".
Раздел "Учимся думать, рассуждать" включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления, формирования логических умений. Раздел представлен следующими предметами: "Математика".
Раздел "Учимся языку" обеспечивает обогащение словаря ребенка, связной речи. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображению, словесного творчества ребенка. Раздел представлен следующими предметами:"Окружающий мир", "Развитие речи", "Музыка", "Изобразительное искусство".
Раздел "Развивающие занятия" направлен на развитие графической деятельности детей, на развитие мелкой моторики пальцев кистей рук. Раздел представлен следующими предметами: "Технология", "Изобразительное искусство".
Содержание учебного предмета
Учимся родному языку
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
дети в процессе общения должны пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.). при ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).
участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.
составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.
кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.
составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).
составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
в процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.
читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
«Познаём окружающий мир» Природа
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).
С помощью простейших опытов определять основные свойства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, подкармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев крупных семян, полив, протирание листьев).
Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе*. Общество
Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).
На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т. д.).
Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.
Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпрепровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.
В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы). «Учимся фантазировать»
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.
Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения.
С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).
Изображать человека и животных в статике и динамике. Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт). Подведение итогов каждого занятия играет особую роль. Очень важно чтобы каждый участвовавший в работе ребёнок, высказал своё отношение к выполненной работе, поделился своим мнением о ходе выполнения задания.
Занятие «Учимся фантазировать»
Содержание работы Ожидаемый результат
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.
Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения.
С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).
Изображать человека в статистике и динамике.
Иметь представление о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт). Должны знать:
- названия семи цветов спектра;
- элементарные правила смешения основных цветов.
Должны уметь:
- правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линию в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
-правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе природной росписи (Хохлома, Дымково);
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции – аппликации
Тематическое планирование для детей 5 лет.
Учимся фантазировать «Рисование, аппликация и лепка» (32 часа)
Количество часов в год: (32 часа)

п/пНаименование разделов и тем Вид занятия Всего
часов Дата Коррек -
тировка1 Свободное рисование “Нарисуй свою картину”, “Я”, “Автопортрет”. Тренинг на знакомство. Нетрадиционное. Практическое. 1 час. 2 Лепка из пластилина. “Любимая сказка”. Знакомство с песней “Я леплю из пластилина…”. Практическое. 1 час. 3 Аппликация. Флористика “Осенняя картина”. Рисование при помощи осенних листьев. Хороводы Осени. Нетрадиционное.
Практическое. 1 час. 4 Оригами “Золотая рыбка”. “Рисование по мокрому листу”.Музыкально-дидактические игры. Практическое. 1 час. 5 Рисование красками “Кляксография”, “Волшебные нити”. Работа по развитию воображения “Название картины”. Практическое. 1 час. 6 Лепка из пластилина овощей. Праздник Осени. Выполнение заданий по образцу. Практическое. 1 час. 7 Аппликация. Театр игрушек. Знакомство с театром. Сказка “Зимовье зверей”. Нетрадиционное. Практическое. 1 час. 8 Оригами “Стаканчик”, “Сверток”. Практическое. 1 час. 9 Изотерапия. Элементы тренинга на групповую сплоченность. Нетрадиционное. 1 час. 10 Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”. Практическое. 1 час. 11 Аппликация Новогодние цепи”, “Елочные игрушки”. Разучивание новогодних песен Театрализованное 1 час. 12 Оригами “Зайчик”, “Кораблик”. Перестроение под музыкальное сопровождение. Практическое. 1 час. 13 Рисование карандашами и красками “Городской пейзаж”. Ориентация в пространстве. Пространственное изображение Практическое. 1 час. 14 Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону). Практическое. Нетрадиционное. 1 час. 15 Работа над творческим воображением. Бумагопластика и сюжетная аппликация “Новогодняя картинка”, “Новогодняя ночь”. Практическое. Нетрадиционное. 1 час. 16 Оригами “Птицы». Практическое. 1 час. 17 Рисование карандашами. Предметное рисование “Самое смешное и самое грустное”. Практическое. 1 час. 18 Аппликация “Открытка к 23 февраля”. Разучивание песен для пап. Праздник “23 февраля”. Практическое. 1 час. 19 Кукольный театр. Сказка “Про Капризку”. Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям. Театрализованное 1 час. 20 Оригами “ Мальчик и девочка”. Практическое. 1 час. 21 Сюжетное рисование “Моя история”. Сказочная мозаика “Картинка из книжки”. Работа в парах по созданию картинок. Практическое. Нетрадиционное. 1 час. 22 Лепка “Заячья капустка”. Театр игрушек и театр актеров Коррекция эмоциональной сферы ребенка Театрализованное 1 час. 23 Сюжетная аппликация “ Бегемот-балерина”.
Изготовление нетрадиционных сюрпризов. Нетрадиционное. Практическое. 1 час. 24 Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим как маги”. Практическое. 1 час. 25 Рисование «Весёлый клоун» Практическое. 1 час. 26 Лепка из глины «Воробей» Практическое. 1 час. 27 Аппликация, флористика “Цветущий сад”. Элементы тренинга на релаксацию. Практическое. Нетрадиционное. 1 час. 28 Кукольный театр “Сказка про Пых” (коррекция страхов). Театр актеров. Сказка “Сочиняем сказку сами”. Практическое. Театрализованное 1 час. 29 Рисование «Котёнок» Практическое. 1 час. 30 Комбинированное заключительное занятие «Украсим бант»
Нетрадиционное. 1 час.
Занятие «Познаем других людей и себя»
Содержание работы Ожидаемый результат
Помочь ребёнку в поиске своего места в обществе сверстников.
Выделение своего Я.
Противопоставление себя к другим. Занятие активной позиции ребёнком в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.
«Познаем мир»
Содержание работы Ожидаемый результат
Мир людей.
Профессии.
Правила поведения.
Правила гигиены.
Правила личной безопасности. Должны знать:
- своё имя, фамилию, имена людей своего близкого окружения.
Части тела и лица, их количество. Знать основные трудовые действия людей разных профессий.
Должны иметь представление:
-о правилах поведения в общественных местах.
-о строении своего тела.
Времена года.
Природные изменения, признаки. Сезонные работы, забавы. Имеют представление:
- обо всех временах года и их характерных особенностях,
-о сезонных явлениях
- пользоваться календарём погоды
Наши друзья животные.
Растительный и животный мир природных зон. Звери зимой и летом.
Обитатели воздуха- птицы. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам. Должны знать:
- название детёнышей домашних и диких животных.
- различать деревья и кустарники. Должны уметь:
- различать зверей и птиц
- ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения. Имеют представление:
- о погоде в разных частях света в разное время года.
- о растительном и животном мире
разных частей света
Растения и плоды.
Деревья, кустарники, травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты. Должны знать:
- название деревьев (2-3), травянистых растений (2-3)
Должны уметь:
-различать по вкусу, цвету, форме, величине овощи и фрукты.
Широка страна моя родная.
Главный город Москва. Изучение народных промыслов (Городенская роспись, Золотая Хохлома, Дымковская игрушка и т.д.) Должны знать:
-свой адрес, название страны, столицы,
-атрибуты России Достопримечательности столицы. Должны иметь представление
- об образе жизни людей в других городах.
- о народных промыслах.
Всему своё время
Утро, день, вечер, ночь. Действие людей в разное время суток.
Дни недели. Название месяцев. Должны знать:
- части суток,
- название дней недели,
- название месяцев.
Имеют представление:
-о действиях детей и взрослых в разное время суток, года.
Тематическое планирование для детей 5 лет.
«Познаём окружающий мир» (32 часа)
Количество часов в год: (32 часа)

п/п Наименование разделов и тем Примечание Всего
часов Дата Коррек -
тировкаI полугодие 1 Осенние изменения в неживой природе Стр. 4-7 2 Осенние изменения в неживой природе Стр. 8-9 3 Кто как к зиме готовится Стр. 10-11 4 Жизнь животных осенью Стр. 12-13 5 Жизнь животных осенью Стр. 14-19 6 Осень: ранняя, золотая, поздняя Стр. 20-23 7 «Зоопарк» в комнате Стр. 80-81 8 Размножение животных Стр. 84-87 9 Когда это бывает? Стр. 24-27 10 Изменения в неживой природе зимой Стр. 28-35 11 Изменения в неживой природе зимой Стр. 36-39 12 Зима в природе. Стр. 40-43 13 Волшебные льдинки Стр. 44-45 Природные явления 14 II полугодие Стр. 88-91 15 Домашние животные. Обитатели птичьего и скотного двора Стр. 92-97 16 Чем питаются животные? Стр. 98-101 17 Разные жилища животных Стр. 102-107 18 Что за птица? Стр. 108-109 19 Ещё одна странная сказка Стр. 110-111 20 Чей это хвост? Стр.112-115 21 Лесная новость 22 Игровое занятие «Весёлые медвежата». Стр. 46-47 23 Когда это бывает. Изменения в неживой природе весной Стр. 48-49, 82 24 Деревья весной. Птицы – «ревизоры» Стр. 50-55 25 «Кто прав». Весенние явления: ледоход, паводок, разлив реки Стр. 56- 62 26 Первые цветы. «Почему деревья белые»? «Золотой луг» Стр. 64-69 27 Цветочные часы. «Удивительные капельки» Стр. 70-78 28 Птицы весной Стр. 116-119 29 «Чей это нос?» Стр. 120-122 30 «Кто как защищается» 31 «Птичка в гости прилетела». 32 Итоговое игровое занятие.

Занятие «Познаем других людей и себя»
Содержание работы Ожидаемый результат
Помочь ребёнку в поиске своего места в обществе сверстников.
Выделение своего Я.
Противопоставление себя к другим. Занятие активной позиции ребёнком в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.
«Познаем мир»
Содержание работы Ожидаемый результат
Мир людей.
Профессии.
Правила поведения.
Правила гигиены.
Правила личной безопасности. Должны знать:
- своё имя, фамилию, имена людей своего близкого окружения.
Части тела и лица, их количество. Знать основные трудовые действия людей разных профессий.
Должны иметь представление:
-о правилах поведения в общественных местах.
-о строении своего тела.
Времена года.
Природные изменения, признаки. Сезонные работы, забавы. Имеют представление:
- обо всех временах года и их характерных особенностях,
-о сезонных явлениях
- пользоваться календарём погоды
Наши друзья животные.
Растительный и животный мир природных зон. Звери зимой и летом.
Обитатели воздуха- птицы. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам. Должны знать:
- название детёнышей домашних и диких животных.
- различать деревья и кустарники. Должны уметь:
- различать зверей и птиц
- ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения. Имеют представление:
- о погоде в разных частях света в разное время года.
- о растительном и животном мире
разных частей света
Растения и плоды.
Деревья, кустарники, травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты. Должны знать:
- название деревьев (2-3), травянистых растений (2-3)
Должны уметь:
-различать по вкусу, цвету, форме, величине овощи и фрукты.
Широка страна моя родная.
Главный город Москва. Изучение народных промыслов (Городенская роспись, Золотая Хохлома, Дымковская игрушка и т.д.) Должны знать:
-свой адрес, название страны, столицы,
-атрибуты России Достопримечательности столицы. Должны иметь представление
- об образе жизни людей в других городах.
- о народных промыслах.
Всему своё время
Утро, день, вечер, ночь. Действие людей в разное время суток.
Дни недели. Название месяцев. Должны знать:
- части суток,
- название дней недели,
- название месяцев.
Имеют представление:
-о действиях детей и взрослых в разное время суток, года.
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Содержание работы
Ожидаемый результат
Общие понятия
-свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу;
-совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
-сравнение двух совокупностей предметов. Образование отношений равенства и неравенства;
-установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на… - меньше на…)
-формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое;
-формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью;
-начальные представление я величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величины с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан…)
-натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок;
-составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
-работа с таблицами. Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
Умеют объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
Умеют находить части целого и целое по известным частям.
Умеют сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, устанавливать их двумя способами.
Умеют продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности.
умеют самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
Числа и операции над ними
-прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.
-образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка;
-равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел на наглядной основе;
-формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел;
-число 0 и его свойства;
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Умеют называть предыдущее и последующее число в пределах 10.
Умеют соотносить цифру с количеством предметов.
Умеют сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
Умеют сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.
Умеют использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
Умеют определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
Умеют выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.
Умеют использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной ли нескольких единиц.
Пространственно – временные отношения
-примеры отношений: на- над, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через… установление последовательности событий. Последовательность дней недели. Последовательность месяцев в году.
-ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Умеют выражать словами местонахождение предметов, ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Знают и называют части суток, последовательность дней недели, последовательность месяцев в году.
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб-составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
-формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, Умеют узнавать и называть: квадрат, круг, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник.
Умеют в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.
Умеют по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Умеют измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины,
углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях
-сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).
-установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин высоты.
Умеют непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, массе, объёму, площади.
Умеют практически измерять длину, объём различными мерками. Имеют представление об общепринятых единицах измерения величин.
Тематическое планирование для детей 5 лет.
Тематическое планирование по математике: «Учимся думать, размышлять, фантазировать. Учимся рисовать» (64 часа)
Количество часов в год: (64 часа)

п/пНаименование разделов и тем Примечание Всего
часов Дата Коррек -
тировка1 полугодие 1 Наблюдай и сравнивай.
Учись внимательно рассматривать и думать Стр. 4-7 2 Учись быть внимательным. Учись сравнивать.
Учись правильно отвечать на вопросы. Стр. 8-15 3 Будь внимательным и наблюдательным.
Учись наблюдать, думать, рассказывать Стр. 16-19
4 Учись считать и правильно отвечать на вопросы.
Будь внимательным. Учись думать, ориентироваться в пространстве Стр. 20-25 5 Учись замечать сходство и различия.
Учись быть наблюдательным Стр. 26-29 6 Расскажи о том, что видишь. Учись сравнивать по величине. Учись рассказывать о том, что видишь на картинке Стр. 30-35
7 Учись считать. Учись сравнивать по величине Стр. 36-39 8 Учись сравнивать по количеству. Учись наблюдать. Стр. 40-43 9 Учись считать. Учись сравнивать по количеству и форме Стр. 44-47 10 Учись рассказывать о том, что видишь. Учись сравнивать по величине Стр. 48-51 11 Умеешь ли ты наблюдать? Учись решать арифметические задачи Стр. 52-55 12 Учись сравнивать предметы по величине и количеству. Учись мыслить логически Стр. 56-59 2 полугодие 13 Учись наблюдать, анализировать. Учись сравнивать предметы по величине, весу и количеству Стр. 60-63
14 Будь внимательным и наблюдательным Стр. 64-67 15 Учись логично рассказывать. Учись считать, сравнивать, доказывать Стр. 68-71 16 Учись считать. Учись рассказывать по картинке Стр. 72-75 17 Сделай по образцу. Учись сравнивать по количеству (больше-меньше). Стр. 76-79 18 Учись решать задачи. Знаешь ли ты дни недели? Стр. 80-83
19 Составь фигуры из деталей игры «Танграм». Учись конструировать Стр. 84-87
20 Учись сравнивать по количеству (больше-меньше). Учись ориентироваться в пространстве Стр.88-91 21 Учись считать и решать задачи. Учись измерять. Придумай и реши задачу Стр. 92-97
22 Учись рассказывать о том, что видишь. Учись запоминать. Придумай задачу Стр. 98-103 23 Учись думать, конструировать. Учись запоминать. Стр. 104-109 24 Развивай фантазию. Учись ориентироваться. Будь внимательным Стр. 110- 115 25 Развивай воображение. Учись думать, доказывать свои предположения. Учись рассказывать о том, что видишь. Стр. 116-121 26 Учись наблюдать, думать. Учись рассказывать по картинке Стр. 122-125 27 Сравнение, группировка, классификация предметов по двум, трем признакам. Решение задач Стр. 126 28 Преобразование фигур (работа со счетными палочками, набором геометрических фигур). Решение задач Стр. 127 29 Определение недостающей фигуры, определение лишнего предмета. Решение задач Стр. 128 30 Итоговое занятие. Работа с лабиринтами, схемами. Решение головоломок. Ребусов. Решение задач Стр. 129 Занятие «Учимся родному языку»
Содержание работы Ожидаемый результат
Развитие связной речи
-обучение диалогической речи;
-обучение подробному пересказу с помощью зрительной опоры и без неё;
-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок по опорным словам и без них;
-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений Умеют составлять диалог. Свободно ведут и поддерживают диалог.
Пересказываю небольшие рассказы по зрительной опоре и без неё.
Умеют составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке и по серии картинок по опорным словам и без них.
Умеют «читать» слова с помощью условных звуковых обозначений.
Развитие звуковой культуры речи
-знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Классифицируют звуки: гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие; согласные звонкие и глухие.
Развитие фонематического слуха
-развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, глухих согласных;
-выделять звуки в начале, середине, конце слова. Умеют различать звуки на слух.
Умеют выделять в слове звуки.
Умеют находить звук в начале, середине и конце слова.
Обучение звуко - слоговому анализу
-звуковой анализ состава слогов и слов;
-дифференциация понятий «звук» и «буква»;
-соотнесение букв и звуков Умеют проводить звуковой анализ слова.
Соотносят букву и звук.
Обучение грамоте
-чтение слов;
-написание слов печатными буквами Знают буквы. Умеют читать слова.
Могут написать слова печатными буквами.
Развитие мелкой моторики
-умение штриховать;
-обводить по контуру;
-печать буквы по образцу и без. Штрихуют предмет.
Свободно обводят предмет по контуру.
Печатают буквы по образцу и без.
Знакомы с правилами работы в тетради в клеточку и линейку.
Знакомство с произведениями художественной литературы. Знают 2-3 авторов. Называют их произведения.
Могут передать содержание рассказов.
Знакомство с малыми фольклорными жанрами – русские народные сказки, считалки, загадки. Могут предать сюжет сказки. Отгадывать загадки. Умеют использовать считалки в игре.
Пересказ рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры. Умеют пересказывать рассказ с помощью опорных сигналов и без опоры.
Тематическое планирование для детей 5 лет.
Тематическое планирование по чтению и письму: «Учимся родному языку. Учимся рисовать» (64 часа)
Количество часов в год: (64 часа)

п/п Наименование разделов и тем Примечание Всего
часов Дата Коррек -
тировка1 полугодие Тетрадь №1
«Играем со звуками и словами" 1 Звуки и буквы 2 Знакомство со звуками Ж, Ш Стр. 3-9 3 Знакомство со звуками З, С Стр. 10-17 4 Знакомство со звуками Л, М Стр. 18-23 5 Знакомство со звуками К, П Стр. 24-27 6 Знакомство со звуками В, Г Стр. 28-33 7 Знакомство с гласными звуками А, У Стр. 34-39 8 Знакомство со звуком Ы. Звуковой анализ слов Стр. 40-47 9 Знакомство со звуками Э, Е Стр. 48-53 10 Знакомство со звуком Н. Твёрдые и мягкие согласные Стр. 54-59 11 Знакомство со звуком Р. Звуковой анализ слов Стр. 60-65 12 Знакомство со звуком Й Стр. 66-70 13 Звуковой анализ слов Стр. 72-76 Тетрадь №2 «Играем со звуками и словами" 14 Буква А. Гласные буквы Стр. 4-7 15 Буква Я Стр. 8-13 16 Буква Я Стр. 14-15 17 Буква О Стр. 16-18 18 Буква Ё Стр. 19-27 19 Буква У Стр. 28-32 20 Буква Ю Стр. 33-39 21 Буква Э Стр. 40-43 22 Буква Е Стр. 44-49 23 Буква Ы Стр. 50-54 24 Буква И Стр. 55- 58 25 Звуковой анализ слов Стр. 59-62 Тетрадь №2 «Играем со звуками и словами" 14 Буква А. Гласные буквы Стр. 4-7 15 Буква Я Стр. 8-13 16 Буква Я Стр. 14-15 17 Буква О Стр. 16-18 18 Буква Ё Стр. 19-27 19 Буква У Стр. 28-32 20 Буква Ю Стр. 33-39 21 Буква Э Стр. 40-43 22 Буква Е Стр. 44-49 23 Буква Ы Стр. 50-54 24 Буква И Стр. 55- 58 25 Звуковой анализ слов Стр. 59-62 II полугодие Тетрадь №1 «Играем и читаем вместе" 26 Буква М. Слоги. Чтение слогов Стр. 5-8 27 Буква Н. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 9-13 28 Буква Р. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 14-17 29 Буква Л. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 18-22 30 Буква Й. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 23-25 31 Буква Г. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 26-29 32 Буква К. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 30-33 33 Буква З. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 34-38 34 Буква С. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 39-42 35 Буква Д. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 43-48 36 Буква Т. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 49-56 37 Буква Б. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 57-60 38 Буква П. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 61-67 39 Буква В. Чтение слогов. Звуковой анализ слов Стр. 68-75 Тетрадь №2 «Играем и читаем вместе" 40 Буква Ф. Чтение слов Стр. 4-7 41 Буква Ь. Чтение слов Стр. 8-10 42 Буква Ж. Чтение небольших текстов Стр. 11-12 43 Буква Ж. «ЖИ» в словах Стр. 13-14 44 Буква Ш. Чтение небольших текстов Стр. 15-18 45 Буква Ш. «ШИ» в словах Стр. 19-20 46 Звонкие и глухие звуки. Буквы Ж-Ш Стр. 21-23 47 Буква Ч. Чтение небольших текстов Стр. 24-27 48 Буква Ч. Чтение небольших текстов Стр. 28-30 49 Буква Щ. Чтение небольших текстов Стр. 31-35 50 Буква Х. Чтение небольших текстов Стр. 36-40 51 Буква Ц. Чтение небольших текстов Стр. 41-45 52 Буква Ь. Чтение небольших текстов Стр. 46-47 53 Буква Ъ. Чтение небольших текстов Стр. 48-49 54 Чтение текстов. Обобщение изученного Стр. 50-51 55 Чтение текстов. Обобщение изученного Стр. 52-53 56 Придумывание предложений о животных по данным схемам. Стр. 54 57 Помочь детям запомнить потешки. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Стр. 55 58 Помочь детям вспомнить знакомую сказку, отгадав загадку. Вызвать желание у детей рассказать о том случилось с героями, используя слова из сказок. Стр. 56 59 Познакомить детей с некоторыми явлениями природы, характерными для весны, Учить слушать литературные произведения, отвечать на вопросы Стр. 57 60 Познакомить с приметами лета. Отгадывание загадок о лете. Речь с движениями « Лей, дождь, лей!» Стр. 58 61 62 63 64 Список литературы.
Сундукова А. К. Календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками.
Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе. Книга для детей 5-6лет.
Журова Л.Е. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе № 1.
Журова Л.Е. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе № 2.
Журова Л.Е. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами № 1.
Журова Л.Е. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами № 2.
Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах вещества
Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах земного притяжения.
Козлова С.А. Я и мои друзья. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
Козлова С.А. Я хочу в школу. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассников
Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов
Салмина Н.Г. Учимся думать. Что за чем следует? Часть №1, 2. Пособие для детей старшего дошкольного возраста.
Салмина Н.Г. Учимся думать. Что с чем объединяется? Часть №1, 2. Пособие для детей старшего дошкольного возраста.
Салмина Н.Г. Учимся думать. Что это такое? Пособие для детей старшего дошкольного возраста.
Салмина Н.Г. Учимся думать. Что, как и с чем связано? Часть №1, 2. Пособие для детей старшего дошкольного возраста.
Салмина Н.Г. Учимся рисовать. Анализ форм и создание образа. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.
Салмина Н.Г. Учимся рисовать. Графика, живопись и народные промыслы. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.
Салмина Н.Г. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста
Салмина Н.Г. Учимся рисовать. Рисование, аппликация и лепка. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.
Щербакова Е.И. Знакомимся с математикой. Развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста.