Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленностиЛингва
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МКУ «Управление образования Исполнительного комитета
Заинского муниципального района» РТ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Заинского МР РТ
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Лингва»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор-составитель:
Дмитриева Лариса Петровна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Заинск, 2016г.
Оглавление
Пояснительная записка стр. 3-8
Учебные планы стр. 9-11
Содержание учебных планов стр. 11-14
Методическое, дидактическое и материально-
техническое обеспечение реализации программы стр. 14-15
Список литературы стр. 16
Приложение - Календарный учебный график стр. 17-19
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Лингва» составлена в соответствии с требованиями к дополнительному образованию Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; Приказа Министерства образования и науки России от 29.08. 2013 №1008 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской и Т. А. Леканта (М.: Просвещение, 2009), рекомендованная Министерством образования и науки РФ., Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11. 2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», рабочего Учебного плана МБУДО «Дом детского творчества» Заинского муниципального района Республики Татарстан, программой «Одарённые дети ЗМР» на 2012-2016 годы, утверждённой Руководителем Исполнительного комитета Заинского муниципального района с учётом необходимости участия воспитанников в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах по русскому языку различного уровня.
В последние десятилетия развитые страны придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. При организации работы с одаренными детьми речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей. Такую возможность предоставляет система дополнительного образования, которая «может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» (Концепция развития дополнительного образования детей). Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области и реализации программы «Лингва», направленной на развитие одарённости в области языкознания.
Актуальность программы обусловлена тем, что настоящий период общества, характеризующийся кардинальными социально-экономическими и политическими преобразованиями, делает особенно актуальным вопрос о качестве образовательной системы, которое является одним из важнейших показателей состояния государства и общества, а успешная реализация программы «Лингва» связана с решением такого блока задач образовательного учреждения, как раннее выявление, развитие и широкое освещение положительных личностных качеств и устойчивых избирательных интересов каждого ребёнка на каждой возрастной ступени, интеллектуальное развитие одарённой личности, профессиональная ориентация. Актуальность программы также определяется высокой значимостью изучаемых тем для формирования языковой компетенции воспитанников и с каждым годом повышающимся уровнем конкуренции на олимпиадах и соответственно необходимостью серьёзной подготовки.
Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. В Республике Татарстан накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий дальнейшего развития и совершенствования. Этот опыт имеется и в Заинском муниципальном районе РТ. В то же время работы в этой области в нашем районе явно недостаточно. Необходимость дальнейшего развития работы связана с более системным видением проблемы. С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми в Заинском муниципальном районе выбраны следующие действия:
создана Малая академия наук школьников при Доме детского творчества;
разработана и апробирована программа «Одарённые дети Заинского муниципального района»;
функционирует объединение для начального звена «Умка»;
определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
обеспечение базового дополнительного образования;
проведение занятий, направленных на углубленное изучение отдельных предметов;
организация тренингов и учебно-тренировочных сборов с детьми на олимпиадном уровне;
подготовка к предметным олимпиадам, чемпионатам, конкурсам различного уровня;
проведение и участие в научно-практических конференциях;
общеразвивающие традиционные мероприятия Малой академии наук школьников
академия взяла курс на информатизацию образовательного процесса;
осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование;
к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей категории, имеющие большой опыт работы с детьми.
Программа «Одарённые дети Заинского муниципального района» предусматривает взаимодействие и сотрудничество Малой академии наук школьников с Попечительским советом, Академией наук РТ, ВУЗами республики, школьными научными обществами и другими государственными и образовательными структурами.
Педагогическая целесобразность. Одно из направлений Малой академии наук школьников - лингвистическое. Педагогическая целесобразность выражается во взаимосвязи выстроенной системы обучения – теоретических занятиях, практикумов, тренингов и участия в олимпиадах и лингвистических конкурсах. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности обучающихся и помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык, учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие одарённости Коммуникативная направленность обучения по этой программе даёт обучающимся возможность общаться в процессе совместной работы в группах и парах, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Направленность. Общеобразовательная общеразвивающая программа «Лингва» по содержанию является естественнонаучной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально-ориентированной; по типу программы – модифицированной.
Новизна данной программы заключается в том, что впервые выстроена система подготовки к олимпиадам по русскому языку с учётом возрастных особенностей; практическим результатом претворения в жизнь данной программы является защита проектов обучающихся. В программе углублённо рассматриваются некоторые аспекты русского языка, не содержащиеся в базовых образовательных программах, за счёт отдельных понятий из курса старославянского языка, исторической грамматики, истории литературного языка. Воспитанники получают лингвистическую подготовку, сравнимую с университетской.
Отличительной особенностью данной дополнительной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ
заключается в следующем: делается акцент на изучение диахронического аспекта русского языка и сравнительное языкознание.
Рассматривается место русского языка в славянской языковой группе, становление русского литературного языка, происхождение лексики русского языка. Предполагается знакомство со старославянским языком, функциональными разновидностями русского национального языка и различными стилями литературного языка.
В структуру программы входят три образовательных блока: теория, практика, проект. В теоретическую подготовку входят практикумы, олимпиадные тренинги, выполнение творческих заданий по различным разделам русского языкознания. Основное внимание уделяется изучению лексики, стилистических и художественно-изобразительных ресурсов языка, анализу текста, исторической грамматике. Это представляется целесообразным, так как позволяет рассматривать языковые явления в функциональном аспекте, т.е. в центре внимания - роль языковых единиц в тексте. Таким образом, учащиеся не только расширяют свои теоретические знания в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, но и учатся комплексно анализировать различные речевые произведения и создавать собственные тексты.
Практическая работа в рамках объединения «Лингва» ориентирована на решение олимпиадных заданий по всем разделам русского языка. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Кроме того, запланирована работа по анализу текста, разбору наиболее сложных вопросов в области лексики, грамматики, стилистике, ортологии, синтаксиса и пунктуации.
Особый цикл занятий – обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся. Работа по развитию речи учащихся предполагает написание эссе и рецензий, что представляется важным не только при подготовке к олимпиадам, но и для развития творческих способностей учащихся.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей одарённых детей в научной лингвистической области и в области смежных дисциплин.
Обучающие:
получение углублённых знаний в области лингвистики, а также представлений о месте русского языка в современном обществе;
освоение методов исследования, применяемых в различных областях языкознания;
знакомство с основными лингвистическими школами
Развивающие:
формирование системного лингвистического мышления и навыков научного анализа;
развитие и совершенствование навыков работы со специальной литературой;
формирование навыков владения литературным языком и умений при выполнении олимпиадных заданий и интеллектуальных конкурсов
Воспитательные:
воспитание интереса и любви к русскому языку;
воспитание гражданственности и патриотизма,
сознательного и бережного отношения к языку как явлению;
культуры, основному средству общения и получения;
знаний в разных сферах человеческой деятельности
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 11 до 17лет. В реализации данной программы принимают участие дети, имеющие высокую мотивацию к изучению русского языка, обладающие одарённостью в области лингвистки, по рекомендациям педагогических коллективов общеобразовательных учреждений. В возрасте 11-17 лет обучающиеся осваивают основной объём школьной программы в своих возрастных группах, следовательно, они способны расширять сферу знаний за её пределы и получать навыки, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий.
Сроки реализации образовательной программы – 5 лет, которые делятся на три периода (1, 2, 3, 4 и 5 годы обучения). Программа предназначена для учащихся 5-11 классов гуманитарного направления. Общеобразовательная общеразвивающая программа «Лингва» составлена в соответствии с количеством часов, указанных в рабочем учебном плане МБУДО «Дом детского творчества» ЗМР РТ. 1, 2 годы обучения («Глаголъ») изучается в объеме 72 часов (две группы), 3,4 годы год обучения («Лингва») изучается в объеме 144 часа (2 группы), 5 год обучения («Олимп ) изучается в объеме 216 часов (1 группа).
Формы и режим занятий. При реализации программы используются следующие формы и виды деятельности: для подачи информации - лекции, дискуссии, тренинги, мастер-классы, тренировочно-учебные сборы, беседы. На практических занятиях применяются такие формы творческой деятельности, как
-групповые, парные, индивидуальные формы работы, практикумы, лабораторные работы, мастер-классы, олимпиады;
- проектная деятельность;
- практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование;
- работа учащихся с дополнительной, справочной литературой;
- участие в различных интеллектуальных конкурсах.
Занятия проводятся после уроков общеобразовательной школы. Время проведения занятий 1ч.20м. (пара) с переменой в 10 минут.
Наполняемость групп – не менее 15 человек. Состав группы может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть отчислены за систематическое непосещение учебных занятий, по причине противопоказаний по здоровью, по причине смены места жительства и др.; учащиеся могут быть зачислены в группу в течение учебного года по результатам муниципальных олимпиад и научно-практических конференций.
Ожидаемые результаты программы
Личностные результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Лингва» намерены отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
4) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных проблем.
Метапредметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы намерены отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Лингва» на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущей данной программе.
Теоретическая и практическая подготовка должны обеспечить:
-удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся с целью будущего профессионального самоопределения;
-развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
-развитие навыков самообразования и самопроектирования;
-углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать:
I год обучения
- законы употребления языка;
- овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
- качественное повышение уровня речевой культуры;
- овладение умением творческого употребления языка;
- подготовка учащихся к школьным, муниципальным олимпиадам;
-соблюдать в практике основные правила орфорграфии и пунктуации
II год обучения
- происхождение языка;
- старославянские азбуки;
- виды словарей;
- способы словообразования;
- морфологические аспекты языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол;
- синтаксические функции языка: простое предложение;
- практические навыки выполнения олимпиадных заданий.
III год обучения
- формирование умений соотносить языки с языковыми семьями;
- умение работать со старославянскими текстами;
- формирование умений ориентироваться в системе взглядов отечественных и зарубежных лингвистов;
- формирование лингвистического конструирования;
- формирование умений писать сочинение-миниатюру;
- практические навыки выполнения олимпиадных заданий.
IV обучения
- синтаксические функции языка: сложное предложение;
- сложные синтаксические конструкции: период, сложное синтаксическое целое,
- формирование навыков конструирования и постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями, прямой речью;
- выразительные синтаксические средства языка;
- совершенствование навыков выполнения олимпиадных заданий.
V год обучения
- функции языка, основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- систему устройства языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- основные аспекты культуры речи: требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров;
- совершенствование навыков выполнения олимпиадных заданий;
- написание и защита проектов;
- удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения
Формы подведения итогов реализации программы. Основными способами проверки результативности являются индивидуальные собеседования с обучающимися, групповые промежуточные и итоговые зачеты, смотры, портфолио, интеллектуальные конкурсы, олимпиады различных уровней. В конце семестра проводятся зачёты. По окончании обучения в МАН происходит публичная защита проектов, и выпускники получают свидетельства
Учебный план
1 год обучения
№ п/п Название раздела, тема Количество часов Формы аттестации контроля
Всего Теория Практика 1 Из истории языка 8 4 4 Самостоятельная работа
2 Фонетика 10 4 6 Зачётная работа
3 Орфоэпия 4 2 2 Тестирование
4 Лексикография 4 2 2 Выступления
5 Морфемика 22 8 14 Тренинг
6 Словообразование 4 2 2 Самостоятельная работа
7 Типы речи. Описание 2 2 Сочинение-эссе
8 Морфология 14 6 8 Решение олимп.заданий9 Занимательные каникулы 4 4 Викторина
ИТОГО 72 28 44 2 год обучения
№ п/п Название раздела, тема Количество часов Формы аттестации контроля
Всего Теория Практика 1 Из истории языка 6 2 4 Работа с азбуками
2 Сравнительное языкознание 4 2 2 Лингв. конструирование
3 Фонетика 6 2 4 Транскрибирование
4 Лексикография 2 2 Работа со словарями
5 Словообразование 8 2 6 Самостоятельная работа
6 Морфология 16 6 10 Решение олимп.заданий7 Лексикология 4 4 Запись лекции
8 Выразительные средства 22 8 14 Компл. анализ текста
9 Занимательные каникулы 4 4 Викторина
ИТОГО 72 26 46 3 год обучения
№ Название раздела, тема Количество часов Формы аттестации / контроля
Всего Теория Практика 1 Из истории языка 24 8 16 Лингв. конструирование
2 Словообразование 12 4 8 Самостоятельная работа
3 Морфология 24 8 16 Зачётная работа
4 Лексика 48 10 38 Лингв. анализ текста
5 Синтаксис 24 10 14 Тест
6 Текст 12 2 10 Компл. анализ текста
ИТОГО 144 42 102 4 год обучения
№ Название раздела, тема Количество часов Формы аттестации контроля
Всего Теория Практика 1 Лексика. Фразеология 28 8 20 Решение задач комплексного характера
2
Фонетика. Орфография 40
18
20
Решение олимпиадных заданий
3 Морфемика. Словообразование 28 10 18 Решение лингв. задач
4 Лексикография
28 6 22 Решение олимпиадных заданий. Зачёт
ИТОГО 144 52 92 5 год обучения
№ Название раздела, тема Количество часов Формы аттестации / контроля
Всего Теория Практика 1 Проектная деятельность 14 12 2 Защита проекта
2 Грамматика. Морфология 44 10 34 Решение лингв. задач
3 Историческая грамматика 36 8 28 Переводы древних текстов
Зачётная работа
4 Орфография
26 6 20 Решение заданий комплексного характера
5 Сравнительное языкознание. Русские и зарубежные лингвисты 28 6 22 Лингвистическое конструирование
6 Синтаксис и пунктуация. 66 20 46 Решение олимп.заданийЗачётная работа
7 Комплексный анализ текста 2 2 ИТОГО 216 52 164 Содержание учебного плана
1 год обучения (72 часа)
Тема №1. Из истории языка (8 часов)
Теория. Возникновение письменности на Руси. Основоположники русской письменности. Восточнославянские языки и признаки их родства.
Практика. Лингвистическое конструирование.
Тема №2. Фонетика (10 часов)
Теория. Что изучает Фонетика? Роль букв Е, Ё, Ю, Я. «Неугодная буква». «Молодые буквы» русского языка.
Практика. Фонетический анализ.
Тема №3. Орфоэпия (4 часа)
Теория. Русское словесное ударение.
Практикум. Решение заданий олимпиадного характера.
Тема №4. Лексикография (4 часа)
Теория. Основные типы словарей. Лингвистические словари. Фразеологические словари и их создатели.
Практика. Составление словарной статьи.
Тема №5. Морфемика (22 часа)
Теория. Линейное и апплицированное расположение морфем. Корень. Флексия. Производная и непрозводная основа. Префикс. Редкие приставки. Словообразовательные и формообразующие морфемы.
Практикум. Синхронический и диахронический разбор.
Тема №6. Словообразование (4 часа)
Теория. Морфологический способ образования слов.
Практика. Решение заданий комплексного характера.
Тема №7. Типы речи (2 часа)
Теория. Типы речи. Описание.
Практика. Творческая работа.
Тема №8. Морфология (14 часов)
Теория. Самостоятельные и служебные части речи. Экскурс в историю. Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки.
Практика. Решение олимпиадных заданий.
Тема №9. Занимательные каникулы (4 часа) Викторина.
2 год обучения (72 часа)
Тема №1. Из истории языка (6часов)
Теория. Древнерусские азбуки глаголица и кириллица. Буквы-дубликаты.
Практика. Перевод древнерусских текстов.
Тема №2. Сравнительное языкознание (4 часа)
Теория. Западнославянские языки.
Практика. Лингвистическое конструирование.
Тема №3. Фонетика (6 часов)
Теория. Редукция. Классификация гласных звуков по их артикуляции.
Практика. Транскрибирование.
Тема №4. Лексикография (2 часа)
Теория. Языковед Яков Грот. Первый свод правил. Виды словарей.
Практика. Составление словарной статьи.
Тема №5. Словообразование (2 часа)
Теория. Неморфологический способ образования. Морфолого-синтаксический способ образования.
Практика. Решение заданий олимпиадного характера.
Тема №6. Морфология (16 часов)
Теория. Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных. Омонимия. Глагол. Видовая корреляция. Одновидовые и двувидовые глаголы. Имя числительное. Экскурс в историю.
Практика. Решение заданий комплексного характера.
Тема №7. Лексикология (2 часа)
Теория. История русской лексики.
Практика. Перевод древнерусских текстов.
Тема №8. Выразительные средства языка (22 часа)
Теория. Тропы. Эпитет. Гипербола. Гротеск. Литота.
Практика. Комплексный анализ текста.
Тема №9. Занимательные каникулы (4 часа) Лингвистический калейдоскоп.
3 год обучения (144 часа)
Тема №1. Из истории языка (24 часа)
Теория. Основоположники русского алфавита Кирилл и Мефодий. Алфавит. Гипотезы. Древнерусские тексты. Сравнительное языкознание.
Практика. Перевод древнерусских текстов.
Тема №2. Словообразование (12 часов)
Теория. Формообразующие аффиксы. Производящая основа.
Практикум. Синхронический и диахронический анализ слов.
Тема №3. Морфология (24 часа)
Теория. Служебные части речи. Модальные слова. Междометия. Звукоподражательные слова. Омонимия.
Практикум. Лингвистические задачи.
Тема №4. Лексика. Лингвистические школы (48 часов)
Теория. Фразеология. Классификация фразеологизмов по их происхождению. Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические выражения. Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов. Выразительные лексические средства языка. Казанская лингвистическая школа.
Практика. Решение олимпиадных заданий.
Тема №5. Синтаксис (24)
Теория. Словосочетание. Типы словосочетаний. Предложение. Типы предложений. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Типы выражения сказуемого. Второстепенные члены предложения. Детерминант. Фигуры речи. Анафора. Эпифора.
Практикум. Решение олимпиадных заданий.
Тема №6. Текст (12 часов)
Теория. Признаки текста. Микротемы.
Практика. Комплексный анализ текста.
4 год обучения (144 часа)
Тема №1. Лексика. Фразеология (28 часов)
Теория. Типы лексических значений слов. Многозначность (моносемия, полисемия). Лексические синонимы, омонимы, антонимы.
Паронимия. Формирование русской лексики. Происхождение русской лексики. Заимствование.
Практика. Решение задач комплексного характера.
Тема №2. Фонетика. Орфография. (40 часов)
Теория. Экскурс в историю. Фонетическая система русского языка. Транскрибирование. Система согласных звуков. Носовые гласные («юсы»). Звук «ять». Падение редуцированных. Фонетические выразительные средства языка. Ассонанс. Аллитерация. Фонологическая система русского языка. Основоположники фонологической теории. Трудные случаи орфографии.
Практика. Решение олимпиадных заданий.
Тема №3. Морфемика. Словообразование (28 часов)
Теория. Синхронический и диахронический разбор. Омонимичные корни. Флексия. Материально выраженная, нулевая. Суффикс. Нулевой суффикс. Суффиксоиды. Префикс. Префиксоиды. Уникальные суффиксы и префиксы.
Практикум. Решение лингвистических задач.
Тема №4. Лексикография. (28часов)
Теория. Словари синонимов, омонимов, антонимов, паронимов. Словари иностранных слов. Словари писателей. Частотные словари.
Обратные словари. Их создатели.
Практикум. Составление словарной статьи. Решение олимпиадных заданий
5 год обучения (216 часов)
Тема №1. Проектная деятельность (14 часов)
Теория. Структура проекта. Выбор темы. Сбор материала. Алгоритм написания проекта.
Практика. Защита проекта.
Тема 2. Грамматика. Морфология. (44 часа)
Теория. Знаменательные части речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Имя числительное. Экскурс в историю числительных. История происхождения склонения числительных. Экскурс в историю местоимений. Разряды местоимений. Особые формы глагола. Предикативы. Служебные части речи. Омонимия частей речи. Переход в другие части. Морфологические выразительные средств языка.
Практикум. Решение олимпиадных заданий.
Тема №3. Историческая грамматика (36 часов)
Теория. Морфологическая система древнерусского языка. Имя существительное с древними основами. Утрата форм двойственного числа и их остатки в современном русском языке. История склонения кратких прилагательных. Классы и группы глаголов. История форм будущего и прошедшего времени. Вопрос об образовании деепричастий в древнерусском языке. Особенности древнерусского синтаксиса. Древнерусские тексты.
Практикум. Переводы древнерусских текстов.
Тема №4. Орфография (26 часов)
Теория. Основные принципы русской орфографии. Трудные случаи правописания. Именительный падеж множественного числа.
Родительный падеж множественного числа. Правописание сложных существительных и прилагательных. Правописание наречий. Практикум. Решение заданий комплексного характера.
Тема №5. Сравнительное языкознание. Русские и зарубежные лингвисты (28 часов)
Теория. Языки мира. Национальные языки. Мировые языки. Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая карта мира. Металингвистика. Ученые-лингвисты 19. 20 веков.
Практикум. Лингвистическое конструирование.
Тема №6. Синтаксис и пунктуация (66 часов)
Теория. Словосочетание. Типизация предложений. Двусоставные и односоставные предложения. Согласование подлежащего со сказуемым. Осложненное предложение. Предложения с обособленными частями речи. Вставные конструкции. Структура ССП и СПП. Многочленные сложноподчиненные предложения. Сложные синтаксические конструкции. Структура абзаца. Период. Стилистические фигуры речи. Функции знаков препинания.
Практика. Решение олимпиадных заданий.
Тема №7. Комплексный анализ текста (2часа)
Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение реализации программы
Принципы, методы, формы, технологии обучения, воспитания и развития обучающихся.
Методологической основой данной программы является системно-деятельностный подход, который обеспечивает
-формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного объединения;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
При реализации программы используются следующие формы и виды деятельности: для подачи информации - лекции, дискуссии, тренинги, беседы; на практических занятиях применяются такие формы творческой деятельности, как
-групповые, парные, индивидуальные формы работы, практикумы, лабораторные работы, мастер-классы, олимпиады;
- проектная деятельность;
- практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование;
- работа учащихся с дополнительной, справочной литературой;
- участие в различных интеллектуальных конкурсах
Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий: личностно-ориентированной, коммуникативной, информационной, а также технологии проблемного изучения, технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества.
Материально-техническое оснащение1.Персональный компьютер
2.Проектор, экран
3.ТелевизорПедагогический контроль
Основными методами контроля и управления образовательным процессом в работе объединения является анализ результатов олимпиад, конкурсов, тестирование, зачет, собеседование, смотр творческих лабораторий и портфолио, защита проектов.
Дидактические материалы1.Мультимедийный учебник (диск).
2. Таблицы по русскому языку.
3. Тесты.
4. Лингвистические словари.
5.Олимпиада по русскому языку: Кн. Для учителя/А.О.Орг.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2004.
6. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы/М. М. Казбек-Казиева. -3-е изд. М.; Айрис-пресс, 2005.
7. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.1, 2,3, 4/(А. В. Григорьев, А. М. Камчатнов. О. М. Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011, 2012. – (Пять колец).
8. Умникам и умницам. (Внимание олимпиада) часть I – Томск: Лито-Принт, 2004
Цифровые образовательные ресурсы
- сайт «Президент России - школьникам»
- сайт «Грамота.РУ»
- сайт «Электронная энциклопедия. Мир вокруг нас»
-сайт «Олимп.РУ»
- Интернет-портал «Русский язык» - www.gramota.ru- Интернет-портал «Русские словари» (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ru-"Светозар". Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку. http://www.svetozar.ru/.- Интернет-портал «Русские словари» (интерактивные словари,справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) –
www.slovari.ru
Список литературы
Список литературы, используемый педагогом
1. Розенталь Д. Е. и Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 2010.
2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. Для учащихся – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982.
3. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. Л., 1967.
4. Успенский Л. В. Слово о словах. Очерки о языке. М., 1957.
5. Арсирий А.Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Просвещение. 1976.
6. Розенталь Д. Е. А как лучше сказать? Кн. Для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1979.
7. Иванова В. А. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
8. Этерлей Е.Н., Кузнецова О. Д. Неизвестное в известном. Л., 1979.
9. Улуханов М.Сю О языке Древней Руси. М.: Просвещение,1972.
10. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров: Кн. Для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1973.
12. Розенталь Д. Е.Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис-пресс, 2007.
13.Словарь-справочник часто употребляемых слов в СМИ, Электронная библиотека
14.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению,литературному редактированию. 2-е изд., испр. – М.,1998.
15. Глинкина Л.А. Исторический комментарий фактов русского языка.Оренбург, 2003.
16.Камчатнов А.М. «История русского литературного языка: XI –первая половина XIX века». – М. Издательский центр
«Академия», 2005 г.
17.Орг А. О.Олимпиады по русскому языку: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2005.
Список рекомендуемый литературы для детей и родителей
1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., Просвещение, 2005 г.
2. Валиахметова Д.Р., Галиуллин К.Р. Республиканские олимпиады по русскому языку: вопросы и задания. Казань: Унипресс, 2000.
3. Виноградов В.В. История слов. – М., 1999.
4. Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. – М.: Аванта+, 2008.
5. Граник, Г.Г. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты русской речи». М., Просвещение, 2003.
6 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 –4. – М., 1989.
7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.., 2005.
8. Львова С.И. Занимательное словообразование. 8 – 11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И. Львова.– М.: Просвещение, 2010.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 2002.
10.Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред. А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009.
11.Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2008 – Серия «Пять колец».
12.Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе? – Л., 1971.
13.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1 – 4.СПб., 1996.
14.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.:Аванта+, 2002.
Приложение
Календарный учебный график
I год обучения («Глаголъ») (72 часа)
№ Кол.
часов Дата Тема занятий Форма занятий Форма контроля
1 2 часа Вступительное занятие. Техника безопасности. «Дорога домой».
День солидарности в борьбе с терроризмом
Диагностирование знаний учащихся беседа, составление маршрутных карт
решение олимп. заданий
2 2 часа Возникновение письменности на Руси.
1000-е святого равноапостольного великого князя Владимира Презентация
«Экскурс в историю»
конспектирование фронтальный опрос
3 2 часа Основоположники русской письменности Кирилл и Мефодий
Алфавит. Глаголица. Кириллица сравнительный анализ двух азбук самостоятельная работа
4 2 часа Восточнославянские языки и признаки их родства Беседа, лингвистическое конструирование решение лингв. задач
5 2 часа ТБ «Я и экстремальные ситуации».
Фонетика. Гласные звуки. Сильная и слабая позиция фонем. «Неугодная буква»
Исследовательская деятельность. Структура исследовательской работы беседа, практикум
историческая справка
составление плана
6 2 часа Роль букв Е, Ё, Ю, Я.
История буквы Ё лабораторная работа Сам. работа
7 2 часа Согласные звуки. «Молодые буквы» русского языка практикум, беседа фронтальный опрос
8 2 часа Транскрипция. Общепринятые условные обозначения звуков на письме транскрибирование тест
9 2 часа Каникулы с пользой. Занимательный русский язык викторина 10 2 часа Всероссийская интеллектуальная игра «Русский медвежонок» решение заданий самост. работа
11 2 часа Русское словесное ударение. Разноместное, подвижное, вариативное, второстепенное беседа, практикум фонетический разбор
12 2 часа Всероссийский словарный урок «В. И. Даль»
Мягкие и твёрдые согласные. «Как мягкие согласные стали твёрдыми?» презентация
е исследование
13 2 часа Лексикография. Основные типы словарей. Толковые словари и их создатели работа со словарями выступления уч-ся
14 2 часа Лингвистические словари и их типы.
Фразеологические словари составление словарной статьи индивид. работа
15 2 часа Словообразование
Линейное и апплицированное расположение морфем. Гаплология беседа
морфемный разбор самост. работа
16 2 часа Корень. Омонимия корней .Беседа по правилам дорожного движения Зачётная работа за 1 полугодие практикум
решение олимп. заданий
17 2 часа Флексия. Материально выраженное и нулевое окончание. морфемный разбор самост. работа
18 2 часа Филологическая игра «Своя игра» турнир 19 2 часа Слова без окончания. практикум решение лингв.задач20 2 часа Производная и непроизводная основа. решение олимпиадных заданий самост. работа
21 2 часа Префикс. Редкие приставки. Омонимия приставок практикум морфемный разбор
22 2 часа Суффикс. Нулевой суффикс лабораторная работа выполнение заданий
23 2 часа Словообразующие (деривационные) и формообразующие морфемы практикум выполнение заданий
24 2 часа Знакомство с синхроническим и диахроническим разбором поисковая деятельность самост работа
25 2 часа Морфемный разбор решение олимп. заданий самост работа
26 2 часа Компьютерное тестирование по теме «Словообразование» тест
27 2 часа Морфологические способы образования.
Словообразовательные словари практикум
работа со словарями решение олимп. заданий
28 2 часа Типы речи. Описание. Описание картины творческая работа написание эссе
29 2 часа Текст. Знакомство с комплексным анализом текста лексический анализ коллективная работа
30 2 часа Принципы русской орфографии (исторический, фонетический, морфологический) беседа выполнение заданий
31 2 часа Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи практикум решение задач
32 2 часа Имя существительное. Постоянные признаки (разряды сущ., грам. категория одушевлён.) работа в группах выступления уч-ся
33 2 часа Род несклоняемых имён существительных беседа самост.работа34 2 часа Непостоянные признаки. Падеж (Сколько падежей в русском языке?) Звательный падеж. Число. Двойственное число практикум
историческая. справка решение олимп. заданий
35 2 часа Склонение. Типы склонений. Адъективный тип склонения работа в группах выступления уч-ся
36 2 часа Зачётная работа за 2 полугодие решение олимпиады самост работа