ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 554»


Принята на заседании кафедры
начальных классов
от «_____» __________________ 2016г.

Протокол № ________



Утверждаю:

Директор ГБОУ Школа №554
____________________ М.О.Майсурадзе «______» _____________________ 2016г.











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»

Возраст обучающихся: 7 - 8 лет
Уровень: ознакомительный
Срок реализации: 1 год



Составитель:
Елена Викторовна Ульянова,
педагог дополнительного образования



г. Москва, 2016
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»


I. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юным умникам и умницам» (далее – Программа) является:
- по содержательной, тематической направленности социально-педагогической;
- по виду объединения – кружок;
- по форме организации – групповая;
- по уровню – ознакомительная;
- по срокам реализации – один год.
Новизна и отличительные особенности данной Программы от уже существующих
Данная программа разработана на основе программы курса РПС Холодовой О. «Юным умникам и умницам Информатика, Логика, Математика», 1 класс.
Новизна программы заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер, который позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также предоставляет возможность для развития творческих способностей, логического мышления всех групп обучающихся. В образовательном процессе используются современные технологии: технология проектной деятельности, групповой деятельности, личностно-ориентированные и игровые технологии.

Актуальность Программы
Современный этап развития общества предполагает разработку нового содержания образования и определения адекватных ему методов и приемов, средств и организационных форм обучения. Следуя учебным программам общеобразовательной школы, можно выделить одну из целей современного обучения - развитие математического, логического стиля мышления, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств школьников.
Для успешного обучения в школе умение логически мыслить и рассуждать играет большую роль. Учителя отмечают, что тот ученик, у которого хорошо развито логическое мышление, легче одноклассников понимает учебный материал, содержательнее осваивает новые правила, быстрее и успешнее справляется с заданиями по математике, русскому языку. А неумение логически мыслить приводит к снижению успеваемости и отставанию в учебе. Обучение детей решению логических задач направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции, такие как: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация. В развитии этих операций и должен помочь курс «Юным умникам и умницам».
Знание основ логики важно для каждого человека, так как правильно мыслить, доказывать истинность или ложность своих либо чужих утверждений, высказываний, предложений является жизненной необходимостью. Обучаться логике приходится уже с детских лет, когда формируется абстрактное, а не только конкретное мышление. Отдельные приёмы логического мышления дети начинают усваивать в детском саду: это, например, анализ и синтез, сравнение и различие, описание и характеристика. В школе с первых дней обучения учащиеся работают с этими логическими приёмами или операциями на всех уроках, развивая, углубляя и систематизируя свои знания. Данная программа направлена на развитие логического мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
1.Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификация и др.
2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.
3. Высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы.
Курс «Юным умникам и умницам» - это курс, предназначенный для всех детей, а не только математически одарённых. Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики. Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математики. И, главное их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. Этот курс даёт возможность развивать внимание, память и прививать навыки правильного мышления.
Актуальность данной Программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт на уроках математики, информатики, при работе над проектом, при подготовке к олимпиаде.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в следующем:
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.

Цель курса – формирование и развитие у учащихся общелогических умений, основных мыслительных операций, необходимых для любой интеллектуальной деятельности; закладка основ правильности, точности и креативности мышления. Воспитание самостоятельно мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.
Задачи курса:
Обучающие:
Развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логическое
мышление, способность описывать свойства предметов.
Научить сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим.
Развивающие:
содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.
Научить детей точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь;
привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
расширить и углубить программный материал по данным предметам;
пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе.
Воспитательные:
Научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить к принятию жизненно важных решений.
Научить ребёнка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нём.
Формирование навыков учебного сотрудничества.
Курс «Юным умникам и умницам» представляет собой интерес ещё и тем, что его программа тесно переплетается с такими учебными предметами, как математика, русский язык и литература, информатика, экономика.
Возрастной ценз обучающихся по Программе:
Программа предназначена для обучающихся 7-8 лет.
Принимаются все желающие.
Формы занятий: групповая.
Наполняемость учебной группы – от 15 до 20 обучающихся.
Режим занятий:
В соответствии с концепцией учебного плана, Программа курса рассчитана на 28 учебных часов в год.
Периодичность занятий 1 раз в неделю (без деления на подгруппы).
Длительность занятия составляет 1 час.
Структура учебного занятия:
«Мозговая разминка»-5 мин. В разминку включаются достаточно лёгкие, вызывающие интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, проявление определённого чувства юмора и быстроту реакции.
Изучение нового материала – 15мин.
Решение логических, творческо-поисковых задач- 10мин.
«Переменка»- 5мин. Физминутка должна включать упражнения на развитие внимания и двигательной сферы детей.
«Мозговой штурм – 20мин». Цель – развитие творческого стиля мышления. Ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли.
Подведение итогов урока. Рефлексия – 5мин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Научиться выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
Уметь точно выражать свои мысли, творчески мыслить, иметь развитую речь;
Научиться самостоятельно работать на занятии.
Научиться полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить к принятию жизненно важных решений.
Иметь навыки учебного сотрудничества.

Средства контроля, формы подведения итогов реализации Программы:


№п/п
Виды контроля
Форма контроля
Сроки проведения

1.
Вводный контроль
Тестирование, диагностические задания и задачи поискового характера
Выявление первоначальных представлений

2.
Промежуточный контроль
Самостоятельная работа, участие в олимпиаде
По итогам полугодия

3.
Итоговый
Защита творческой работы, проекта, участие в конкурсе
По итогам усвоения содержания программы в конце года








II. Учебно-тематический план 1 года обучения


Тема
Цели урока
Основное содержание
Используемая литература

I.Отличительные признаки предметов 9 часов

1
Цвет предметов
(1ч)
Формирование умений классифицировать предметы по цвету, выявлять закономерность в чередовании цвета.
Входное тестирование. Определение цвета. Классификация предметов по цвету. Игра «Кто лишний?»
Нахождение закономерностей в ряду предметов.
1)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова
2)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев

2
Форма предметов
(1ч)
Формирование умения определять форму предметов, классифицировать предметы по форме и выявлять закономерности.
Игра «Узнай форму, цвет». Нахождение предметов заданной формы. Деление на классы по форме и цвету. Закономерность в рядах предметов по заданным основаниям.
1)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова
2)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев

3
Размер предметов
(1ч)
Формирование умения определять размер предметов. Развитие умения классифицировать предметы по их размерам, находить закономерности при чередовании предметов.
Игра «Цвет, форма, размер». Классификация по размеру. Игра «Найди лишнее». Нахождение закономерностей.
1)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова
2)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
3)«Юным умникам и умницам»
1 класс О. Холодова
4) «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомирова


4
Названия предметов (1ч)
(1ч)
Формирование умения давать общее название группе предметов и по общему названию группы придумывать элементы группы.
Игра «Назови одним словом», «Кто лишний», «Продолжи, не ошибись!»
Игра «Энциклопедия»,
«Путешествие»
1) «Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2)«Юным умникам и умницам»
1 класс О. Холодова
3) « Учись! Твори! Развивайся!» Б.Зельцерман, Н.Рогалёва


5
Признаки предметов (1ч)
Формирование умения определять предметы через описание их признаков.
Игра «Цвет, форма, размер». Классификация по общим признакам. Отгадывание загадок.
Игра «Комплект»
Игра «Что общего»
1) «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомирова
2)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
3)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова
4) « Учись! Твори! Развивайся!» Б.Зельцерман, Н.Рогалёва


6
Состав предметов (1ч)
Формирование умения описывать и узнавать предмет через его составные части.
Деление предметов на условные части. Поиск предметов с общими или сходными составными частями. Классификация по составу предметов. Поиск вариантов исключения предмета из группы.
Игра «Ого! Хи-хи!»
Игра «Разные человечки»

1)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2)«Юным умникам и умницам»
1 класс
О. Холодова
3) « Учись! Твори! Развивайся!» Б.Зельцерман, Н.Рогалёва


7
Существенные и несущественные признаки предметов (1ч)
Формирование умения определять существенные и несущественные признаки предметов
Понятие существенных и несущественных признаков предметов. Узнавание предмета по его существенным признакам. Понятия «главное, важное, существенное». Игра «Птицы, рыбы, звери»
1)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2) «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомирова
3)«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова






8
Кодирование. Декодирование. (1ч)
Формирование и развитие умения учащихся расшифровывать названия объектов и зашифровывать, используя различные приёмы.
Игра «Расшифруй тему урока». Ознакомление со способами кодирования – стрелки, цвет, цифры, значки, рисунки, буквы.


1)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев

9
Загадки (1ч)
Формирование умения загадывать загадки по заданным схемам.
Игра «Отгадай загадку». Нахождение основных правил составления загадок: противопоставление, сравнение. Упражнение в составлении загадок.


II .План действий и его описание- 4 часа

1
Пространственная ориентация (1ч)
Формирование умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Урок-путешествие. Игра «Путаница», «Вверх, вниз, влево, вправо».
Графический диктант.
1) «Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2) «Юным умникам и умницам»
1 класс О. Холодова

2
Действия предметов (1ч)
Формирование умения определять возможные действия предметов, узнавать предмет по его действиям.
Игра «Узнай предмет по действию»
Классификация предметов по их действиям. Загадывание загадок, используя описание действий предметов.
Игра «Причина»

1) «Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2)«Юным умникам и умницам»
1 класс О. Холодова
3) « Учись! Твори! Развивайся!» Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

3
Последовательность событий (1ч)
Формирование и развитие умения определять последовательность событий.
Игры «Что было. Что стало», «Кто кем станет», «Что было сначала?». Восстановление сюжета сказок по серии картинок.
Игра «Чужой»
1) «Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2) «Юным умникам и умницам»
1 класс О. Холодова
3)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова
4) « Учись! Твори! Развивайся!» Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

4
Порядок действий (1ч)
Развитие умения определять и соблюдать порядок действий при выполнении каких-либо действий.
Самостоятельная работа. Знакомство с простыми алгоритмами.
Игра «Что за чем?»
Восстановление деформированного порядка действий.

1)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев


III. Логические модели – 8 часов

1
Отрицание (1ч)
Формирование и развитие умения находить противоположные свойства предметов через использование отрицательной частицы «НЕ»
Знакомство со значением частицы НЕ.
Игра «Четвёртый лишний».
Нахождение противоположных свойств предметов.
Решение задач.
1)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

2
Понятия «истина» и «ложь» (1ч)
Формирование умения определять истинность и ложность высказываний, составлять истинные и ложные высказывания.
Игра «Правда, неправда». Знакомство с понятиями «истина» и «ложь».
Определение истинности и ложности высказываний. Решение задач.
1)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

3
Суждения (1ч)
Формирование умения использовать слова «все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или» при составлении высказываний, определять истинность и ложность данных высказываний.
Объяснение значения слов. Решение задач с данными словами.
1)«Лучшие задачи на развитие логики» Н.Копытов
2) «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомирова

4
Графы (1ч)
Формирование умения использовать граф при решении комбинаторных задач.
Знакомство с понятием графов. Игра « Узнай гостей мартышки».
Решение задач.
1)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев

5
Комбинаторика (2ч)
Развитие умения решать задачи комбинаторного типа.
Решение задач.
1)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
2)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова


6
Логические задачи (2ч)
Развитие умений решать логические задачи изученных видов.
Решение задач изученных видов.
1)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова
2)«Юным умникам и умницам»
1 класс
О. Холодова
3)«5000 головоломок для школьников» Н.К.Винокурова

IV. Решение задач – 7 часов

1
Магические квадраты. (2ч)
Формирование умения определять правило магического квадрата. Развитие умения составлять подобные квадраты.

Знакомство с магическим квадратом. Определение правил. Решение заданий. Составление магических квадратов.
1)«Юным умникам и умницам»
1 класс
О. Холодова
2)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев



2
Игры со словами (1ч)
Формирование и развитие элементарных умений словообразования
Ознакомление с секретами разгадывания шарад, метаграмм и др. самостоятельное составление метаграмм.
1)«5000 головоломок для школьников» Н.К.Винокурова
2)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

3
Ребусы. (1ч)
Формирование и развитие умения разгадывать и составлять ребусы.
Игра «Разгадай ребус». Ознакомление с правилами составления и разгадывания ребусов.
Разгадывание ребусов и анаграмм. Составление ребусов.
1)«Юным умникам и умницам»
1 класс О. Холодова
2)«Караван загадок» М.Ширяев

4
Задачи-шутки. Головоломки. (1ч)
Развитие сообразительности учащихся, умения находить решение в трудных ситуациях.
«Мозговой штурм»
Задачи-шутки.
Решение головоломок.
1)«Юным умникам и умницам»
1 класс
О. Холодова
2)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
3) «5000 головоломок для школьников» Н.К.Винокурова

5
Итоговое повторение (1ч)
Развитие умений и навыков решения всех типов изученных задач.
Классификация предметов по различным признакам. Существенные признаки. Сравнение. Обобщение. Анаграммы. Аналогия.
1)«Юным умникам и умницам»
1 класс
О. Холодова
2)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев
3)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов»
4)«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова

6
Итоговая работа за год.
Проверка знаний и умений учащихся сознательно применять основные мыслительные операции при решении задач.

1. Выделение 2 существенных для данного слова признаков
2. Найди лишнее в группе слов. Назови оставшуюся группу.
3. Заполнение магического квадрата
4. Графический диктант
5. Решение комбинаторной задачи.
Защита проектов.
1) «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова
2)«Информатика в играх и задачах»
1 класс А.В.Горячев













III. Содержание Программы

В содержание обучения входят:
Формирование у учеников мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации.
Оперирование признаками предметов: выделение существенных и несущественных признаков, описание признаков предметов.
Развитие и обогащение речи учащихся через введение слов истина, ложь. Использование слов ««все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или». Составление высказываний с данными понятиями.
Формирование поисковых умений. Поиск и нахождение закономерностей.
Развитие основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.

В основу курса положены следующие принципы:
Научность.
Доступность и определённый уровень трудности. Учёт возрастных особенностей учащихся.
Систематичность, последовательность и комплексность обучения.
Проблемность. Ученикам даётся не готовая информация, а материал для открытия нового знания.
Учёт межпредметных связей – развитие речи, математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром, ИЗО.


Методы, формы и виды работы:
дифференцированный подход
индивидуальная работа
использование различных раздаточных материалов
проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.
Формы подведения итогов обучения по темам:
Тесты
Викторины
Интеллектуальные конкурсы
Предметные олимпиады.
Структура курса
1 класс
Отличительные признаки предметов – 9 часов
Содержание:
Цвет предметов. Определение цвета предметов. Классификация предметов по цвету. Простая закономерность. Правила построения. Выявление закономерности в чередовании цветов.
Форма предметов. Определение формы предметов. Поиск и нахождение предметов заданной формы в окружающем мире. Выявление закономерности в чередовании фигур различной формы.
Размер предметов. Понятие размера. Классификация предметов по размеру. Закономерность в чередовании предметов. Деление предметов на группы по заданному основанию.
Названия предметов. Понятие «общее название» для группы предметов. Обобщение и классификация предметов по их общему названию.
Признаки предметов. Описание и определение предметов через их признаки. Обобщение и классификация предметов по одному общему признаку.
Состав предметов. Составные части предметов. Описание и определение предметов через их составные части.
Существенные и несущественные признаки. Понятие существенных и несущественных признаков предметов. Узнавание предмета по его существенным признакам.
Кодирование. Декодирование. Понятия кодирования и декодирования. Способы кодирования.
Загадки. Составление и разгадывание загадок на основе свойств, состава и признаков предметов.
Знания:
цвета;
формы, размера;
названий геометрических фигур
составных частей предметов
понятия «кодирование»
понятий «существенные» и «несущественные признаки предметов
Умения:
узнавать и называть предметы
выделять признаки предметов
классифицировать предметы
обобщать понятия
кодировать названия предметов
сравнивать предметы между собой и называть их отличительные признаки.
решать простые логические задачи на поиск закономерностей

План действий и его описание – 4 часа
Содержание:
Пространственная ориентация. Ориентация в пространстве и на листе бумаги. Понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо»
Действия предметов. Определение и название действия предмета. Обобщение и классификация предметов по их действиям. Узнавание предмета через описание его действий.
Последовательность событий. Определение последовательности событий.
Порядок действий. Самостоятельная работа. Определение порядка действий.
Знания:
названия действий предметов
порядка действий
последовательности событий
Умения:
выполнять пространственно-ориентационные задания
описывать предметы через их действия
определять последовательность событий
Логические модели – 8 часов
Содержание:
Отрицание. Введение частицы «НЕ». Нахождение противоположных свойств предметов. Классификация предметов по одному свойству.
Понятия «истина» и «ложь». Оценка простейших высказываний с точки зрения их истинности и ложности.
Суждения. Введение слов-понятий «все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или».Составление высказываний с данными понятиями. Определение их истинности и ложности.
Графы. Решение задач через составление графов и схем.
Комбинаторика. Решение задач комбинаторного типа.
Логические задачи. Решение логических задач всех изученных видов.
Знания:
понятий «истина», «ложь»
Умения:
находить противоположные свойства предметов
решать элементарные задачи комбинаторного типа
решать несложные логические задачи
решать задачи через построение графов
отличать истинные высказывания от ложных

Решение задач – 7 часов
Содержание:
Магические квадраты. Нахождение правил магического квадрата. Составление магических квадратов.
Игры со словами. Составление и разгадывание шарад, метаграмм.
Ребусы. Составление и разгадывание ребусов, анаграмм.
Задачи-шутки, головоломки. Задания на сообразительность.
Итоговое повторение.
Итоговая работа за год. Защита проектов.
Знания:
понятий «магический квадрат», «ребус»
Умения:
заполнять и самостоятельно составлять простые магические квадраты на три клетки
разгадывать простые ребусы
выполнять простые задания на сообразительность и смекалку
решать простые логические задачи на поиск закономерностей

Учащиеся 1 класса должны знать:
Основные свойства геометрических фигур разных типов.
Содержание математических понятий: «больше», «меньше», «один», «каждый», «все», «остальные».
Иметь представление о логических понятиях: «истина», «ложь», «не», «или».
Уметь:
Сравнивать предметы по разным признакам. Обобщать и классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.
Уметь выделить признак, по которому произведена классификация.
Уметь выделять общий признак двух групп предметов.
Уметь решать задачи на поиск недостающих предметов путём применения зрительного и мыслительного анализа.
Уметь решать задачи с помощью графов.


































IV. Методическое обеспечение Программы
(образовательного процесса)

Форма организации и
форма проведения занятия
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Форма организации детей на занятии:
групповая, подгрупповая, фронтальная, индивидуально-фронтальная

Формы проведения занятий:
Комбинированное, практическое, занятие-игра, конкурс, соревнование,
, беседа, защита проектов, игра, «мозговой штурм», олимпиада, открытое занятие.
Словесные:
объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой, анализ текста. инструктаж, дискуссия и т.п.

Наглядные:
демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериала, показ педагогом образца выполнения задания, демонстрация, иллюстрирование и т.п.

Практические:
наблюдения, упражнения, занимательные упражнения: кроссворды, викторины, загадки и т.п.

Методы проблемного обучения:
Поиск (самостоятельный поиск ответа на поставленные вопросы), исследование, самостоятельная разработка идеи, продукта и т.п.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения:
одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.п.

Методические пособия для педагога:
литература по проблеме, справочные материалы, тематические подборки, методики, конспекты занятий,
Методические подборки для учащихся:
Задания и задачи репродуктивного и творческого характера, разработки игр, бесед, конкурсов, и т.п.

Средства обучения:
стол и стул для педагога, стулья и столы по количеству обучающихся, доска, мел, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, , ксерокс, сканер, МФУ, специальные тетради, простой карандаш, ручка, фломастеры.

Использование информационно-методических ресурсов для реализации Программы электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотек.














V СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск, "Вышэйшая школа", 2012 г. 2. Как заниматься самовоспитанием. А.И. Кочетов, Минск, "Вышэйшая школа",1986 г.
2. А.З.Зак «Различия в мышлении детей» - Москва – 2013
3. А.З.Зак «Развитие умственных способностей младших школьников» - Москва – Просвещение, 2011
4. Л.Ф.Тихомирова «Логика для младших школьников» - Ярославль, 2014
5.Развитие интеллекта учащихся основной и профильной школы./Сост. Андронова О.Е. – Усть-Каменогорск, 2013.
6.Соломович Г.П. Новые подходы к формированию творческого мышления учащихся.// География в школе. – 2011. - №4. – с.58.
7.Теоретическое понятие как условие формирования теоретического мышления. /Сост. Андронова О.Е. – Усть-Каменогорск, 2003.
8. Тихомирова Л.Ф. Логика. Ярославль., 2012
9. Гин С. Мир логики. М., 2011
10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль., 2014
11.Копытов Н. Лучшие задачи на развитие логики. М.,2015
12. Гончарова С.Н. Развитие мышления на уроках в начальных классах.
М., 2014
13. Холодова О. Юным умникам и умницам. РОСТ книга, 2015

























ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Протокол аттестации обучающихся
2016 – 2017 учебный год

Ф.И.О. педагога ______________________________________
Название ОДО ______________________________________
Группа № __________________ Дата аттестации « ____» ________________ 20___ г.

№ п/п

Критерии
оценки






Список обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Итого баллов
Уровень











































































































































































Каждый критерий оценивается по 10-балльной системе
В сумме:
Высокий уровень – 55 – 80 баллов -Показывает полное знание и понимание пройденного материала. Умеет составить ответ на основе изученного материала. Самостоятельно применяет полученные знания , умения и навыки..
Средний уровень – 35 – 54 баллов -Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений.
Низкий уровень – 0 – 35 баллов -Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Подпись педагога ____________________ ____________________
Иђ Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 815