Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Грамотейка»


Поволжское управление министерство образования и науки Самарской области филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»
п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский самарской области «Центр внешкольной работы»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий филиалом ГБОУ СОШ «ОЦ»
от «___»___________20__г. п.г.т. Рощинский м. р. Волжский
Протокол № ____________ Самарской области «ЦВР»
«_____»________________________20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Грамотейка»
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Тарасова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
2016 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рограмма «Грамотейка»
Направленность
Естественнонаучная
Вид программы
Модифицированная
Учреждение, реализующее программу
Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области «Центр внешкольной работы»(далее филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский м.р. Волжский Самарской области «ЦВР»)
Разработчик Тараова Ирина Николаевна
Возрат обучающихся
9-10 лет
Наличие особых категорий обучающихся
Дети с ОВЗ, дети в трудной жизненной ситуации и др..Срок реализации
Два года
С какого года реализуется программа, когда были утверждены новые редакции программы
С 2016г.
Использование технологий дистанционного и электронного обучения Наличие внешних рецензий (для авторской программы)
Рабочая программа кружка «Грамотейка»
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Грамотейка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для обучающихся 3, 4-х классов.
Кружок «Грамотей» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
3 класс – 2 часа в неделю
4 класс – 2 часа в неделю
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Общая характеристика учебного курса:
Кружок «Грамотей» входит в дополнительное образование по направлению обще интеллектуальное развитие личности.
Содержание занятий строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»: 1) приобретение и систематизация знаний о языке; 2) овладение орфографией и пунктуацией; 3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 4) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звукобуквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии дети получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях; о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Особенности содержания и организации деятельности школьников:
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе кружка выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
развивающего обучения
личностно ориентированного образования
моделирующего обучения
здоровье сберегающих технологий
ИКТ
Место кружка «Грамотей» в учебном плане:
Общий объём учебного времени составляет 144 часа: 3 класс - 72 часов, 4 класс - 72 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества письма и речи
Обучающиеся должны:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
СловоЗвуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные),
слог, ударение. Обозначение мягкости согласных на письме. Алфавит. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?ПредложениеПризнаки предложения, оформление предложения на письме.
ТекстОтличие текста от набора предложений.
Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,
отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
Анализ эффективности программы кружка:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий, проведенных по плану;
разработка рекомендаций.
3 класс (144 часов)
Раздел 1: Дружим с грамматикой (64часов)
Тема1: Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”.
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа, работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 2: “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа, составление и запись рассказа.
Кол-во часов: 4
Тема 3: Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка
Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа, чтение и разбор пословиц.
Кол-во часов: 4
Тема 4: Незаменимый мягкий знак.
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа, упражнения в написании слов с Ь.
Кол-во часов: 4
Тема 5: Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Наблюдение над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.
Кол-во часов: 4
Тема 6: Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).
Кол-во часов: 4
Тема 7: Волшебник “Ударение”.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Наблюдение за ролью словесного ударения.
Кол-во часов: 4
Тема 8: Из чего же, из чего же состоят слова?
Формы работы: групповаяМетоды работы: Упражнения в распознавании условных обозначений звуков речи.
Кол-во часов: 4
Тема 9: Как корень слова учил окончания уму – разуму.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Упражнения в разборе слов.
Кол-во часов: 4
Тема 10: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Упражнения в разборе слов.
Кол-во часов: 4
Тема 11: В стране парных звонких и глухих согласных.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Упражнения в различии глухих и звонких согласных звуков. Парных и непарных.
Кол-во часов: 4
Тема 12: Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Упражнения в определении безударных гласных звуков в слове и его место в слове.
Кол-во часов: 4
Тема 13: Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Упражнения в написании в двусложных словах буквы безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Кол-во часов: 4
Тема 14: Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Упражнения в нахождении орфограммы в слове.
Кол-во часов: 4
Тема 15: Новые друзья корней – приставки.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Учиться образовывать новые слова с помощью приставки.
Кол-во часов: 4
Тема 16: Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа о роли разделительного Ъ
Кол-во часов: 4
Раздел 2. Дружим с орфографией (12 часов)
Тема 1: А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 2: Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Упражнения в группировке слов. Подбор слов на определение правила.
Кол-во часов: 4
Тема 3: Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Игра.
Кол-во часов: 4
Раздел 3. Изучаем части страны «Речь» (68часов)
Тема 1: Слова – части речи.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Упражнения в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 2: Имя существительное – часть страны Речь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 3: Как у существительных род появился.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 4: Доброе утро, имя прилагательное!
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 5: Имя прилагательное – часть страны Речь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Разбор имен прилагательных
Кол-во часов: 4
Тема 6: Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 7: Глагол – часть страны Речь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 8: Глагол – часть страны Речь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 9: Глагол и его друзья.
Формы работы: групповаяМетоды работы: составление шарад, работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 10: Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределённая форма глагола).
Формы работы: групповаяМетоды работы: упражнения в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 11: Как мама Глаголиха учила глагольчиков.( Прошедшее, настоящее, будущее время)
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа, упражнения в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 12: Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола)
Формы работы: групповаяМетоды работы: Работа в тетрадях, разбор глаголов.
Кол-во часов: 4
Тема 13: С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
Формы работы: групповаяМетоды работы: составление кроссвордов.
Кол-во часов: 4
Тема 14: Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Работа в тетрадях. Ответы на вопросы учителя.
Кол-во часов: 4
Тема 15: Подведение итогов..Формы работы: групповаяМетоды работы: Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки
Кол-во часов: 4
Тема 16: Подведение итогов.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.
Кол-во часов: 4
Тема 17: Подведение итогов.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки
Кол-во часов: 4
4 класс (144часов)
Раздел 1. Состав слова (4)
Тема 1: Где прячутся ошибки.
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа
Кол-во часов: 4
Тема 2: Хорошо ли ты знаешь грамматику?
Формы работы: групповая
Методы работы: Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.
Кол-во часов: 4
Раздел 2. Образование слов (12 часов) 

Тема 1: Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Ответы на вопросы учителя.
Кол-во часов: 4
Тема 2: Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Ответы на вопросы учителя.
Кол-во часов: 4
Тема 3: Слова с противоположным значением. (Антонимы).
Формы работы: групповаяМетоды работы: работа в тетрадях. беседа
Кол-во часов: 4
Раздел 4. Главные и второстепенные члены предложения (8 часа)

Тема 1: Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Составление предложений.
Кол-во часов: 4
Тема 2: Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа. Ответы на вопросы. Тестирование
Кол-во часов: 4
Раздел 5. Признаки частей речи (120 часа)
Тема 1: Как морфология порядок навела. (О частях речи).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа, работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 2: Имя существительное – часть страны Речь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: тестирование, работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 3: Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Ответы на вопросы.
Кол-во часов: 4
Тема 4: Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
Формы работы: групповаяМетоды работы: Тестирование.
Кол-во часов: 4
Тема 5: Очень занимательное – имя прилагательное.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа, ответы на вопросы.
Кол-во часов: 4
Тема 6: Словарное богатство родного языка.
Формы работы: групповаяМетоды работы: работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 7: Хорошо ли ты знаешь имена прилагательные?
Формы работы: групповаяМетоды работы: тестирование, работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 8: Универсальные заменители. (Назначение местоимений).
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа, ответы на вопросы учителя.
Кол-во часов: 4
Тема 9: Глагол – часть страны Речь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа, ответы на вопросы учителя
Кол-во часов: 4
Тема10: Сказка о глаголе, о спряжении глаголов.
Форма работы: групповая
Методы работы: Беседа, тестирование.
Кол-во часов: 4
Тема 11: Глагол и его друзья.
Формы работы: групповаяМетоды работы: работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 12: Глагол – настоящий богач среди частей речи.
Формы работы: групповаяМетоды работы: работа в тетрадях.
Кол-во часов: 4
Тема 13: Сила любви. НЕ с глаголами.
Формы работы: групповаяМетоды работы: тестирование.
Кол-во часов: 4
Тема 14: Откуда появились глаголы – исключения?
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа, ответы на вопросы.
Кол-во часов: 4
Тема15: Хорошо ли ты знаешь глаголы?
Формы работы: групповаяМетоды работы: тестирование
Кол-во часов: 4
Тема 16: В царстве наречий.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Беседа. Ответы на вопросы учителя.
Кол-во часов: 4
Тема17: В царстве наречий.
Формы работы: групповаяМетоды работы: работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 18: Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.
Формы работы: групповаяМетоды работы: тестирование
Кол-во часов: 4
Тема 19: Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.
Формы работы: групповаяМетоды работы: работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 20: Хорошо ли ты знаешь части речи?
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа
Кол-во часов: 4
Тема 21: Хорошо ли ты знаешь части речи?
Формы работы: групповаяМетоды работы: тестирование
Кол-во часов: 4
Тема22: Слова – родственники. (Об однокоренных словах).
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа.
Кол-во часов: 4
Тема23: Слова – родственники. (Об однокоренных словах).
Формы работы: групповаяМетоды работы: работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема24: Слова – родственники. (Об однокоренных словах).
Формы работы: групповаяМетоды работы: тестирование
Кол-во часов: 4
Тема 25: Ссора предлогов со всеми словами.
Формы работы: групповаяМетоды работы: беседа
Кол-во часов: 4
Тема 26: Служебное положение частиц.
Формы работы: групповаяМетоды работы: работа в тетрадях
Кол-во часов: 4
Тема 27: Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Игры, шарады, викторины
Кол-во часов: 4
Тема 28: Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Игры, шарады, викторины, кроссворды
Кол-во часов: 4
Тема 29: Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Игры, шарады, викторины
Кол-во часов: 4
Тема 30: Итоговое занятие.
Формы работы: групповаяМетоды работы: Игры, шарады, викторины
Кол-во часов: 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты обучения.
В результате занятий в кружке «Грамотейка» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.Метапредметные результаты обучения.
В процессе занятий в кружке «Грамотейка» обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты) с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге ; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу 3 класса учащиеся должны знать и уметь:
знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.

- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

- Главные члены предложения.

- Состав слова.
уметь:
-Различать приставки и предлоги.
-Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

-Разбирать предложения по членам предложения.

-Обозначать на письме интонацию перечисления.

-Разбирать слова по составу.

-Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

-Писать правильно слова с удвоенными согласными.

-Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
-
Определять число, время глаголов.

-Писать НЕ с глаголами.

-Работать со словарем.
-Группировать и подбирать слова на определенные правила.

-Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

-Составлять рассказы по картинке.
К концу 4 класса учащиеся должны:
Обучающиеся должны знать:
Звуки и буквы.
Алфавит.

Состав слова.
Образование слов (простейшие случаи).

Главные и второстепенные члены предложения.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).Обучающиеся должны уметь:
Писать слова с изученными орфограммами.

Писать и разбирать предложения с однородными членами.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.

Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

Различать падежи.
Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи.
Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Правильно писать НЕ с глаголами.

Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.

Различать типы спряжения глаголов.

Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.

Различать типы склонений имен существительных.
Учебно-методическое обеспечение
Литература:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
6. Журналы: “Начальная школа”.
7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
Дидактический материал
Тетради
Файлы с заданиями
Презентации по тематике
Оборудование
Компьютер, сканер, принтер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Учебный план
к рабочей программе
дополнительного образования кружка «Грамотейка» в 3 классе
№ Название раздела Количество часовФормы аттестации/
КонтроляВсегоТеорияПрактика1. Дружим с грамматикой 64 24 40 Тестирование, работа в тетрадях, опрос.
2. Дружим с орфографией 12 4 8 Опрос, тестирование работа в тетрадях
3. Изучаем части страны «Речь» 68 20 48 Опрос, тестирование, работа в тетрадях
Учебный план
к рабочей программе
дополнительного образования кружка
«Грамотейка» в 3 классе
№ Название раздела Количество часовФормы аттестации/
КонтроляВсегоТеорияПрактика1. Состав слова4 2 2 Тестирование, работа в тетрадях, опрос.
2. Образование слов12 2 10 Опрос, тестирование работа в тетрадях
3. Главные и второстепенные члены предложения 8 2 6 Опрос, тестирование, работа в тетрадях
4. Признаки частей речи120 10 110 Опрос, тестирование, работа в тетрадях
Календарно учебный график
на сентябрь 2016г.
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия
1 С Е Н Т Я Б Р Ь 5.09 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Вводное занятие.
2 7.09 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Где прячутся ошибки?
3 12.09 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь грамматику?
4 14.09. 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Слово одно. А значений несколько.
5 19.09 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Слова-тезки. Омонимы.
6 21.09 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Омонимы.
7 26.09 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь омонимы?
8 28. 09 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Одно и то же, но по- разному. Синонимы.
Октябрь 2016 г.
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия
1 О К Т Я Б Р Ь 3.10 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Синонимы. О различии слов – синонимов
2 5.10 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Синонимы.
3 17.10 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь синонимы?
4 19.10 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Слова с противоположным значением. Антонимы
5 24.10 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Слова с противоположным значением. Антонимы.
6 26.10 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Антонимы.
7 31.10 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь антонимы?
Ноябрь 2016
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия
1 Н О Я Б Р Ь 7.11 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Главные и второстепенные члены предложения.
2 9.11 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения?
3 14.11 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения?
4 16.11 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях
5 21.11 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Части речи.
6 23.11 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Как морфология порядок навела. (О частях речи)
7 28.11 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Имя существительное -часть страны Речь.
8 30.11 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Имя существительное – часть страны Речь
Декабрь 2016
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Коk-во часов Тема занятия
1 Д Е К А Б Р Ь 5.12 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Сказка о падежах.
2 7.12 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь имя существительные?
3 12.12 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь имя существительные?
4 14.12 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Очень занимательное –имя прилагательное.
5 19.12 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Очень занимательное – имя прилагательное.
6 21.12 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Словарное богатство родного языка.
7 26.12 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Словарное богатство родного языка.
8 28.12 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?
Январь 2017
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия
1 Я Н В А Р Ь 4.01 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?
2 9.01 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Универсальные заменители. (Назначение местоимений)
3 11.01 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Местоимения
4 16.01 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Глагол –часть страны Речь.
5 18.01 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Глагол часть – страны Речь.
6 23.01 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Сказка о глаголе.
7 25.01 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Спряжение глаголов.
8 30.01 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Глагол и его друзья.
Февраль 2017
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия
1 Ф Е В Р А Л Ь 6.02 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Глагол и его друзья.
2 8.02 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Глагол - настоящий богач среди частей.
3 13.02 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Глагол – настоящий богач среди частей речи.
4 15.02 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Сила любви. НЕ с глаголами.
5 20.02 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 НЕ с глаголами.
6 22.02 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Откуда появились глаголы –исключения?
7 27.02 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Откуда появились глаголы – исключения?
Март 2017
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия
1 М А Р Т 6.03 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь глаголы?
2 13.03 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь глаголы?
3 15.03 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 В царстве наречий.
4 20.03 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 В царстве наречий.
5 22.03 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 В царстве наречий.
6 27.03 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
7 29.03 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Апрель 2017
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия
1 А П Р Е Л Ь 3.04 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц
2 5.04 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь части речи?
3 10.04 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Хорошо ли ты знаешь части речи?
4 12.04 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Слова - родственники. (Об однокоренных словах)
5 17.04 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Слова – родственники.
6 19.04 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Слова – родственники.(Об однокоренных слова)
7 24.04 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Ссора предлогов со всеми словами
8 26.04 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Ссора предлогов со всеми словами
Май 2017
№ п/пМесяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия
1 М А Й3.05 15.00 – 15.40
15.50 - 16.30 групповая 2 Служебное положение частиц.
2 8.05 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Служебное положение частиц.
3 10.05 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Служебное положение частиц.
4 15.05 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
5 17.05 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Русский язык не исчерпаем, как сама жизнь.
6 22.05 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Русский язык не исчерпаем, как сама жизнь.
7 24.05 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь
8 29.05 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Итоговое занятие.
9 31.05 15.00 – 15.40
15.50 – 16.30 групповая 2 Итоговое занятие.