Презентация к брейн-рингу Великие математики древности и их открытия


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ
Великие математики древности и их открытия
1. Разминка. Старинные меры длины.2. Великие математики.3. Применение теоремы Пифагора.4. Черный ящик. 1раунд 1 локоть = 45 смбольшая

ЗАДАЧАВыразите в метрах и сантиметрах: а) высоту терема, равную трем косым саженям;б) длину отрезка полотна, равную 15 локтям; в) ширину горницы, равную двум маховым саженям и трем локтям. Решение:а) 248 * 3 = 744 см; б) 15 * 45 = 675 см; в) 176 * 2 + 3 * 45 = 352 + 135 = 487 см. ЗАДАЧА. В 1101 году указом Генриха I за основу, в английском обиходе, была взята мера длины - ярд. Покажите, как бы вы определили эту длину, если бы были королем Генрихом I. Ярд – это расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки.
2 РАУНД. Великие математики «Прогресс науки неотделим от достижений талантливых математи­ков».Б.Гнеденко Вопрос 1.О, мудрые братья! Я подвел итог предшествующему развитию греческой математики, создал фундамент для дальнейшего его развития. Мой труд состоит из 13 книг. Первая книга содержит важнейшие предложения о сторонах и углах треугольника, о построении треугольника, о перпендикулярах и параллельных прямых, о параллелограммах и их площадях, о площадях треугольников. О, потомки! Поведайте же мне, кто я?
Вопрос 2.В русской поэзии имеется много стихов, посвященных гениям русской и мировой математики. Одному из таких ученых посвятил свои стихи В. Фирстов: Высокий лоб, нахмуренные брови В холодной бронзе – отраженный луч… Но даже неподвижный и суровый Он как живой, - спокоен и могуч Когда-то здесь, на площади широкой, На этой вот Казанской мостовой, Задумчивый, неторопливый, строгий, Он шел на лекции – великий и живой. Пусть новых линий не начертят руки, Он здесь стоит взнесенный высоко Как утверждение бессмертья своего Как вечный символ торжества науки.
Вопрос 3.Россия. Начало 18 века. Математика получает свое дальнейшее развитие.В 1703 году в свет выходит великая книга, автором которой был один из самых образованных людей России. Его книга содержала не только сведения из арифметики, но и давала основы знаний по алгебре, геометрии и астрономии. Эту книгу вполне можно было назвать энциклопедией математических знаний того времени. Ломоносов высоко ценил эту книгу и знал ее наизусть.
Вопрос 4.Он прославился как великий математик и астроном. Он предложил оригинальную теорию параллельных и разработал новый солнечный календарь, который в одной из стран пользовались еще четверть века назад. Молва приписывала ЕМУ предсказание лунных и солнечных затмений. Ученейший муж века, Знаток Истины, Царь философов Востока и Запада- таков неполный список его почетных титулов. Но мы больше знаем этого выдающегося ученого с иной стороны, более лирической. Назовите его имя.
Вопрос 5.Когда он был маленьким, он спрашивал о дивном небесном явлении взрослых, но ему или вовсе не давали ответа, или, говорили:- Да кто ж его знает. Бог сотворил.И ему хотелось самому додуматься – допытаться, почему появляется во мраке поднебесья такая красота – северное сияние.Он не только объяснил природу северного сияния, но и стал великим ученым. Ему были подвластны все науки: математика, химия, география, история и др. Он открыл первый в России университет. О ком идет речь?
Вопрос 6.На могиле этого великого ученого (математика, физика, механика) был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот ученый? АРХИМЕД Вопрос 7.Известно, что этот ученый покинул свой родной остров Самос в знак протеста против тирании правителя и появился в греческом городе Кротоне на юге Италии. Ученый и его последователи образовали тайный союз, а узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику. Как фамилия этого ученого? Вопрос 8. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан  инквизиции. Кто из математиков был на волоске от пламени на костре? Раунд 3. Применение теоремы Пифагора.Пребудет вечной истина, как скороЕё познает слабый человек!И ныне теорема Пифагора верна,Как и в его далёкий век.А.Шамиссо Задача о бамбуке из древнекитайского трактата «Гоу-гу».Имеется бамбук высотой в 1 чжан. Вершину его согнули так, что она касается земли на расстоянии 3 чи от корня. Какова высота бамбука после сгибания? Решение: пусть высота бамбука после сгибания равна х чи, тогда: (10-х)2=х2+32 100-20х+х2=х2+9 -20х= -91 Х=4,55 Ответ: 4,55 чи Задача землемеров. Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали бечёвку, разделённую узлами на 12 равных частей. Покажите, как они это делали. Указание. В углах должны быть узлы. Раунд 4. Черный ящик
Московский кремль 11 века занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.Решение: 1,5 + 7,5 = 9 (га).Ответ: 9 га
Николай Петрович Богданов-БельскийРусский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи. Устный счёт, 1895
Подведение итогов