План конспект урока Резание слесарной ножовкой

План-конспект урока в 6 классе .
Учитель технологии Смольников О.М.
Урок: Резание металла слесарной ножовкой.
Цель: обеспечить осмысление и восприятие знаний о слесарной ножовки, научить учащихся правильно пользоваться слесарной ножовкой.
Воспитывающая : внимательность, аккуратность, точность.
Развивающая : интерес к предмету технологии, самоконтроль
Оборудование и инструменты: слесарный верстак, слесарная ножовка, заготовки сортового проката, напильник, чертилка, сверло, кернер, молоток , наждачная бумага.
Объект работы: оконный угольник
Ход урока
I. Вводная часть.
Орг.момент
Тест ОМ 14
Ребус
II. Изложение нового программного материала.
Разрезание сортового проката производят слесарной ножовкой.


Ножовочное полотно представляет собой тонкую полоску из инструментальной стали с двумя отверстиями на концах.
На кромках полотна нарезаны зубья. Учитель демонстрирует ножовочные полотна и показывает, как правильно крепится полотно в рамке ножовки.
Обращает внимание, что зубья должны быть направлены в противоположную от руки сторону, а натяжение полотна должно быть таким, чтобы не вызвать поломку полотна.
Заготовку прочно закрепляют в тисках и в месте разрезания делают надрез напильником.
Место разрезания располагают на расстоянии 10-15 мм от края губок.

Рис. 75. Работа ножовкой: а - положение корпуса; б - положение рук.
При рабочем ходе ножовки (вперед) ножовку перемещают с легким нажимом, при холостом (назад) - без нажима.
Если толщина заготовки расстояния 3 зубьев полотна, заготовку зажимают между двумя деревянными брусками.
Если заготовка имеет большую длину и рамка упирается в ее торец, то полотно крепят так, как показано на рис. 76.

Рис. 76. Резка ножовкой:
а - без поворота полотна; б-с поворотом полотна на 90°.
При разрезании длинных заготовок не всегда удается довести резание до конца из-за того, что рамка станка упирается в их торец.. Тогда полотно поворачивают по отношению к рамке на 90° и продолжают работу. Заготовки фасонного профиля (уголок, швеллер и др.) при разрезании ножовкой рекомендуется закреплять в деревянных нагубниках
В начале разрезания полосового и квадратного проката ножовку наклоняют слегка вперед. Постепенно наклон уменьшают и после того, как пропил дойдет до ближайшего ребра заготовки, ножовку возвращают в горизонтальное положение. Во время работы нужно принять правильную рабочую позу (рис. 62): стать вполоборота к тискам, левую ногу поставить вперед и ступни расположить под углом друг к другу.
Ножовку во время резания держат двумя руками. Положение рук показано на рисунке 62. Перемещение ножовки осуществляется только руками, а корпус остается неподвижным. Это позволяет экономить силы и обеспечивает высокое качество работы.
Надо следить за тем, чтобы разметочная риска была сохранена. Если пилить точно по разметочной риске, то после отпиливания размер детали будет меньше заданного на чертеже, что приведет к непоправимому браку.
Движение ножовки вперед является рабочим, так как в это- время зубья полотна режут металл, а движение назад холостым. При движении ножовки вперед ее слегка прижимают вниз, обратное движение выполняют без нажима.
Ход ножовки должен быть полным, чтобы полотно изнашивалось равномерно по всей длине. Двигать ножовку нужно плавно, без рывков, ритмично. Скорость движения ножовки может быть от 30 до 60 двойных ходов в минуту.
Чтобы уменьшить трение, полотно ножовки покрывают машинным маслом или другим густым смазочным материалом.
На предприятиях сортовой прокат режут с помощью механических ножовок.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






б)круглопильная пила
в) ленточная пила
III. Практическая часть.
Перед началом выполнения практического задания учитель напоминает правила безопасности.
Надежно закреплять заготовку в тисках.
Работать плавно, без рывков.
Ручка ножовки должна быть исправна и прочно насажена на хвостовик.
4. Заканчивая резание, необходимо ослабить нажим на ножовку, поддержать отрезаемую заготовку.
Нельзя сметать стружку рукой.
Необходимо пользоваться специальной щеткой.
Учитель дает индивидуальные задания учащимся (например, оконный угольник)
Технологическая карта
1. Разметить заготовку.
2. Разрезать заготовку.
3. Проверить размеры по чертежу.
IV. Заключительная часть.
Оценить работы, выполненные учащимися.
Указать на ошибки.
Домашняя работа стран. 85-88, кроссворд
Провести уборку рабочих мест и мастерской.











ОМ 14
1
2
3

1, Что называется рубкой металла?
Обработка металла ударными и режущими инструментами

Обработка металла ударными инструментами
Обработка металла режущими инструментами

2. Какой режущий инструмент применяется при рубке металла?
Зубило, крейцмейсель, молоток
Зубило, крейцмейсель,. канавочник
Зубило, канавочник, тиски

3. Как называется этот инструмент и его части 14?

Крейцмейсель:
/ режущая кромка;
2 рабочая часть;
3 ударная часть;
4 средняя часть
Канавочник:
/ режущая кромка;
2 средняя часть;
3 ударная часть;
4 рабочая часть
Зубило:
1 режущая кромка;
2 рабочая часть;
3 средняя часть;
4 ударная часть

4. Какие ударные инструменты применяются при рубке металла?
Молоток с квадратным бойком
Молотки с квадратным и круглым бойками
Молоток с круглым бойком

5. Как называется этот инструмент?

Крейцмейсель
Зубило
Канавочник




























13PAGE 15


13PAGE 14115




15