Урок по математике в 4 классе по системе Л.В. Занкова.


Урок «открытия » нового знания
Тема урока: Решение неравенств
Цель урока; создать условия для осмысления нового понятия «решение неравенства».
Задачи:
Обучающие -уточнить понятие «высказывание», «равенство», «неравенство», «уравнение», формировать способность устанавливать , является данное число решением неравенства, отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающие - совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать математическую речь, вычленять информацию из текста.
Воспитывающие-формировать коммуникативные навыки и умения.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите внимательно на доску. К какому уроку вы приготовились?
Прочитайте высказывание « Хорошее начало-залог успеха». Согласны ли вы с ним? Что такое высказывание?
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
На какие группы можно разбить эти записи?
170х2585-(10+85)(380+90)-80
4>517+9=26580:2
(384+40)+16 х<29012-а=8
(равенство, неравенство ,выражения)
Выражения являются высказываниями? Почему?
Найдите удобным способом значения выражений.
Запишите в тетрадь полученные числа в порядке убывания?
490,440,390,340,290.
Что интересного заметили?
Продолжите закономерность , записав следующие2 числа.(240,190)
Учитель убирает запись выражений.
Как назвать одним словом записи?
На какие еще группы можно разбить высказывания?
4>5х<290
17+9=26 12-а=8
Какое высказывание верно, а какое неверно?(убрать 1 столбик)
Найдите «решение уравнения»
Как проверить верно оно?
Из записанного вами ряда чисел запишите решение неравенства х<290.
Ваши ответы:190,240,290. Кто же прав?
Постановка учебной задачи .Какое задание выполняли?(искали решение неравенства)
Что нужно уметь, чтобы доказать свой выбор? (научиться определять является число решением или нет)
Построение выхода из затруднения.
Откройте учебник с.1Прочитайте тему урока.
Что такое «решение неравенства», вы узнаете , если прочитаете правило. Обратите внимание на условные знаки.
Найдите в тексте вводную часть, главную часть, пример ,иллюстрирующий эту главную часть.
Итак, что такое «решение неравенства»?
Как вы поняли «решение неравенства» это число или действие?
Первичное закрепление во внешней речи.
Какие же числа из вашего ряда являются решением неравенства х<290? Докажите.
Почему число 290 не является решением?
Итак, какой первый шаг при ответе на заданный вопрос? второй шаг?
362775522733000Каким символом в неравенстве х<290 вы предлагаете обозначить первый шаг- «подставить число»- <290
Как кратко обозначить второй шаг-проверить верно или неверно полученное неравенство <290
151765013017514122404445001155700139700
вн
 Для тренировки я вам предлагаю выполнить № 2, стр. 1.
Подчеркните числа, удовлетворяющие данному неравенству.
Учащиеся работают в учебниках-тетрадях.
Какие числа подчеркнули? (91 и 38.)
Как называются эти числа? (Решениями неравенства.)
Почему не выбрали число 56? (Потому что высказывание 56  56 – ложно.)
  № 3, стр1,
Рассмотрите картинку и раскрасьте числа, которые являются решением данного неравенства. ( Дети «цепочкой» комментируют: «Число 75 не является решением, так как неверно, что 75 –75 >4».)
№ 5, стр 2. - работа в парах.
Соревнование - чья пара быстрее и правильнее выберет нужные числа.
а) 8 х в – 7 > (30,72) б) к : 3 + 9 < 12 (6)
Что ещё надо сделать, чтобы каждый из вас мог сказать истинным или ложным является высказывание «Мы научились решать неравенства»? (Надо проверить себя.)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
  Прочитайте задание № 4, стр. 1.
Учащиеся читают задание про себя.
Что нужно сделать? (Проверить, является ли число 6 решением неравенства.)
Выполните задание самостоятельно, обведя неравенство в случае, если число 6 является решением неравенства и подчеркните неравенство, если не является решением.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой учитель на доске выставляет эталон для самопроверки.
7.Повторение
С.2 №8.Решение задачи с помощью вопросов.
На доске таблица. (Один ученик работает над закрытой частью доски.)
Прочитайте задачу. Заполните таблицу.
Рассмотрите запись в тетради. Что необычного? ( Записаны вопросы.)
Для чего нужны вопросы? ( Чтобы определить порядок решения задачи.)
Как ответить на первый вопрос? (Надо расстояние разделить на время.)
Надо ли писать пояснение? (Нет, в вопросе все объяснено.)
Узнайте самостоятельно скорость зайца. Чему она равна? (7км\ч.)
Ответьте самостоятельно на все следующие вопросы.
После окончания работы дети сверяют свое решение с записью на доске.
8. Рефлексия деятельности
 Назовите тему урока? (Решение неравенства.)
Что означает термин «решение неравенства» - действие или число? (Число.)
Как узнать, является число решением неравенства или нет? (Поставить его вместо буквы и определить, верное неравенство или нет.)
Посигнальте мне, кому нужна еще помощь? Кто уже разобрался?
А что еще нового узнали? ( Как составлять конспект, записывать задачи с вопросами.)
Как вы думаете, над чем нужно еще поработать дома?