План-конспект по физике Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы 1 курс СПО
План-конспект урока
по физике
на тему «Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы»
Разработал: Гончарова С. Д.
преподаватель физики ГБПОУ ЛО
«Волховский колледж транспортного строительства»
Волхов
2016
Тема урока: «Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы»
Дата проведения: 10.11.2016
Тип урока: комбинированный
Технология урока: групповая технология.
Цель урока: 1. Проведение контроля выполнения домашнего задания, оценка уровня полученных ранее знаний и умений.
2. Вывод связи между тремя макроскопическими параметрами идеального газа – уравнение Менделеева-Клапейрона, изучение частных случаев перехода газа из одного состояния в другое (изопроцессы), когда неизменной величиной является один из макроскопических параметров.
3. Развитие научного представлениястудентов о происходящих процессах в газах, физической речи, учебной активности и самостоятельности обучающихся; логического мышления; умения выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы, развитие адекватной оценки и самооценки.
4. Воспитание дисциплинированности, аккуратности, ответственного отношения к учебному труду; формирование умения принимать решения, работать в коллективе.
Планируемые образовательные результаты.
Владение физическими понятиями: давление газа, основное уравнение МКТ идеального газа, параметры состояния газа, термодинамическая шкала температур, основное уравнение состояния газа, уравнение Клапейрона, уравнение Менделеева, универсальная газовая постоянная, изопроцесс, изотермический процесс, изохорный процесс, изобарный процесс, изотерма, изохора, изобара.
Знание единиц измерения параметров газа, закономерностей изменения параметров состояния газа при изопроцессах,
Владение газовыми законами: Бойля-Мариотта, Шарля, Гей-Люссака;
Умение обнаруживать зависимость между давлением газа и его микропараметрами, между давлением, его объемом и температурой;
Сформированность умения решать физические задачи с использованием основного уравнения МКТ, уравнения Менделеева-Клапейрона, газовых законов, читать и строить графики изопроцессов;
Сформированность умения применять газовые законы для объяснения физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни:
Владение методами описания, анализа полученной информации и обобщения.
Основные термины, понятия: основное уравнение состояния газа, уравнение Менделееа-Клапейрона, универсальная газовая постоянная, изопроцесс, изотермический процесс, изохорный процесс, изобарный процесс, изотерма, изохора, изобара.
Оборудование: индивидуальные листы, тесты, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint.
План урока
1. Мотивация.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление полученных знаний.
6. Обобщение нового материала и первичный контроль полученных знаний.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Занятия в колледже проводятся «парами», т.е. продолжительность занятия составляет 90 мин. Данная тема рассчитана на 90 минут.
Предварительно были изучены взаимоотношения в группе, предпочтения общения обучающихся и уровень подготовки по дисциплине «Физика». Эта работа проведена была с целью формирования малых групп для работы на уроке. Сделана схема рассадки. Группы формируются по 4-5 человек, сидящих за соседними партами в одном ряду. Такой способ группировки позволяет форму работы (в парах, индивидуальная) без временных затрат.
Формы контроля и оценки результатов урока: устный опрос, тестовые задания, письменные задания (решение задач, заполнение таблицы).
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые образовательные результаты
Организационный момент
(1 мин.)
Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих в журнале, положительный настрой на работу.
Сообщает, что изучают раздел «Основы молекулярной физики и термодинамики», тема «Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ».
Приветствие, подготовка учебных принадлежностей, настрой на урок.
Позитивный настрой на урок.
Этап контроля полученных ранее знаний (выполнение д/з)
(16 мин.)
- На прошлом занятии вы изучили тему «Основное уравнение МКТ идеального газа. Термодинамическая шкала температур».
Проверим, как вы справились с д.з.
Выдача заданий по вариантам:
1. Тест (Приложение 1);
2. Слайд с ключами к заданиям;
3. Анализ ошибок.
1. Выполнение теста, решение заданий.
2. Работа в парах.
Взаимопроверка. Оценка. Внесение оценки в индивидуальную карту.
3. Анализ ошибок, допущенных в ходе выполнения задания.
Воспитание ответственного отношения к учебному труду; Владение физическими понятиями: основное уравнение МКТ идеального газа, параметры состояния газа, термодинамическая шкала температур; Умение обнаруживать зависимость между давлением газа и его микропараметрами;
Развитие активности, ответственности, самостоятельности, логического мышления. Формирование ответственного отношения к оценке и самооценке; объективности оценки.
Этап формулирования темы урока, постановки целей (2 мин.)
Преподаватель:
- На предыдущем занятии вы выяснили, какая существует связь между давлением газа и его микропараметрами. Эта связь выражена основным уравнением молекулярно-кинетической теории идеального газа. Из известных формул мы выведем связь между тремя макроскопическими параметрами, запишем её в двух видах: в форме, полученной Клапейроном, и форме, полученной Менделеевым;
Установим связь между тремя макроскопическими параметрами газа в газовых процессах, протекающих при постоянном значении одного из этих трёх параметров, или изопроцессах: изотермических, изохорных и изобарных. Итак, тема сегодняшнего урока: «Уравнение Менделеева- Клапейрона. Газовые законы».
(Слайд с темой урока, целью и задачами)
Записывают тему урока в тетрадь.
Умение ставить перед собой цели и задачи.
Этап актуализации знаний
(10 мин.)
Фронтальный опрос, за правильный ответ в индивидуальной карте преподаватель ручкой особого цвета выставляет «+».
Вспомним основные понятия и величины, с которыми мы будем сегодня работать:
1) Что в МКТ называется идеальным газом?
2) Какие параметры газа называются микроскопическими?
3) Назовите макропараметры состояния газа, их обозначения и ед. изм. в СИ.
4) Как связана средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул с термодинамической температурой (формула)?
5) Как связана средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул со средней квадратичной скоростью движения?
6) Что такое концентрация молекул? Как обозначают эту величину?
7) Что называют количеством вещества? Как обозначается эта величина и в каких единицах измеряется?
8) Какое число молекул (атомов) содержится в 1 моле вещества? Как называется это число?
9) Что называют молярной массой?
10) Запишите основное уравнение МКТ идеального газа. Назовите величины, входящие в формульное выражение.
Отвечают с места по поднятой руке или по назначению преподавателя.
1) Идеальный газ – это газ, в котором взаимодействием между молекулами можно пренебречь.
2) Масса молекулы (атома) mo,
средняя квадратичная скорость молекул - v, концентрация молекул – n.
3) Давление, объем и температура.
Р – давление, ед. изм. в СИ – Па.
V - объём, ед. изм. в СИ - м3.
Т – температура, ед.изм. в СИ – К.
4) 13 EMBED Equation.3 1415, где Ек – средняя кинетическая энергия поступательного движения частиц;
Т - термодинамическая температура;
k – постоянная Больцмана.
5) 13 EMBED Equation.3 1415, где
m0 – масса молекулы;
v - средняя квадратичная скорость молекул.
6) Концентрация – отношение числа молекул к объёму. 13 EMBED Equation.3 1415, где
n – концентрация;
N - число молекул;
V - объём.
7) Количество вещества – это отношение числа молекул в данном макроскопическом теле к числу атомов, содержащихся в 12 г углерода (NA): 13 EMBED Equation.3 1415.
Ед. изм. - моль.
8) В 1 моле содержится NA= 6,02 ·1023 моль -1.
NA – число Авогадро.
9) Молярная масса – масса 1 моля вещества.
10) 13 EMBED Equation.3 1415.
p – давление газа.
n – концентрация.
m0 - масса молекулы (атома).
v – средняя квадратичная скорость движения молекул (атомов).
Умения выделять главное;
Знание единиц измерения параметров газа, закономерностей изменения параметров состояния газа.
Развитие физической речи.
Этап изучения нового материала
(25 мин.)
На этом этапе работа организуется в группах. Преподаватель объясняет критерии оценивания работы на данном этапе.
- Как известно, основное уравнение МКТ идеального газа устанавливает зависимость давления от микропараметров. Но есть уравнение, которое связывает все три макроскопических параметра газа (давление, объём, температуру). Сейчас мы попытаемся это уравнение вывести.
1. Используя уравнение 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415 получите формулу зависимости p от T.
2.Учитывая, что 13 EMBED Equation.3 1415, запишите новое уравнение.
3. Преобразуйте уравнение таким образом, чтобы все макроскопические параметры оказались в левой части уравнения.
4. Рассмотрим полученное уравнение.
Впервые это уравнение вывел в 1834 г. французский учёный Бэнуа Клапейрон. Взяв только тот случай, когда масса порции газа постоянна, а, следовательно, и количество частиц постоянно, он сделал вывод: т.к. 13 EMBED Equation.3 1415, то 13 EMBED Equation.3 1415 - уравнение Клапейрона.
5. В 1874 г. русский химик Дмитрий Иванович Менделеев несколько обобщил это уравнение. Данное уравнение он рассмотрел для 1 моля вещества:
13 EMBED Equation.3 1415 моль, т.е. N= NA.
Запишите новый вид уравнения.
6.Как вы заметили, в правой части стоит произведение двух постоянных величин, соответственно, результатом будет тоже постоянная величина. Эту постоянную назвали универсальной газовой постоянной и обозначили R.
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 - уравнение Менделеева.
7. В случае произвольного количества вещества 13 EMBED Equation.3 1415, получаем:13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415или
13 EMBED Equation.3 1415.
8. Учитывая, что 13 EMBED Equation.3 1415, где µ - молярная масса, получаем 13 EMBED Equation.3 1415- уравнение Менделеева-Клапейрона.
9.Рассмотрим частные случаи – процессы в газах, когда неизменной величиной является один из макропараметров. Такие процессы называют изопроцессами («изос» - равный). Изопроцессы в газах бывают изотермическими, изохорными и изобарными.
10. Начнем с изотермического процесса. Изотермическим процессом называется процесс в газах, протекающий при неизменном количестве вещества и постоянной температуре: v=const, T=const.
Сегодня мы рассматривали уравнение 13 EMBED Equation.3 1415. Для изотермического процесса следует вывод 13 EMBED Equation.3 1415- закон Бойля-Мариотта.
Или 13 EMBED Equation.3 1415
Из данного равенства можно составить пропорцию 13 EMBED Equation.3 1415. Откуда видно, что при изотермическом процессе давление газа обратно пропорционально его объёму.
Что является графиком обратной пропорциональности?
Графиком является ветка гиперболы – изотерма.
11. Изохорным (изохорическим) процессом называется процесс в газах, протекающий при неизменном количестве вещества и постоянном объеме: v=const, V=const.
Из 13 EMBED Equation.3 1415для изохорного процесса => 13 EMBED Equation.3 1415 - закон Шарля.
13 EMBED Equation.3 1415Откуда можно получить 13 EMBED Equation.3 1415, т.е. давление газа прямо пропорционально температуре.
Графиком является изохора:
Следует обратить внимание на то, что на графике присутствует область, близкая к абсолютному нулю температур, в которой данный закон не выполняется. Поэтому прямую в области, близкой к нулю, следует изображать пунктирной линией.
12. Изобарным (изобарическим) процессом называется процесс в газах, протекающий при неизменном количестве вещества и постоянном давлении: v=const, p=const.
Из 13 EMBED Equation.3 1415для изобарного процесса => 13 EMBED Equation.3 1415 - закон Гей-Люссака.
13 EMBED Equation.3 1415Откуда можно получить 13 EMBED Equation.3 1415, т.е. объём газа прямо пропорционален температуре.
Графиком является изобара.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа в группах: в группах выбираются обучающиеся, которые следят за работой группы и оценивают работу каждого с выставлением отметки в индивидуальную карту.
Записывают в тетради вывод формул, сверяют полученные результаты с готовыми на слайдах.
1. 13 EMBED Equation.3 1415.
Т.к. 13 EMBED Equation.3 1415, то
13 EMBED Equation.3 1415.
Т.е. 13 EMBED Equation.3 1415.
2. 13 EMBED Equation.3 1415.
3. Умножим обе части уравнения на V и разделим на T, получаем:
13 EMBED Equation.3 1415
4. Записывают: 13 EMBED Equation.3 1415 - уравнение Клапейрона.
5. 13 EMBED Equation.3 1415 моль, т.е. N= NA.
13 EMBED Equation.3 1415
6.13 EMBED Equation.3 1415- универсальная газовая постоянная;
13 EMBED Equation.3 1415моль-1* ·1,38·10-23 13 EMBED Equation.3 1415.
13 EMBED Equation.3 1415 - уравнение Менделеева.
7. В случае произвольного количества вещества 13 EMBED Equation.3 1415, получаем:13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
или 13 EMBED Equation.3 1415.
8.Учитывая, что 13 EMBED Equation.3 1415, где µ - молярная масса, получаем 13 EMBED Equation.3 1415 - уравнение Менделеева-Клапейрона.
9. Изопроцессы – процессы, протекающие в газах при постоянном количестве вещества и одном неизменном макропараметре.
10. Изотермический процесс: v=const, T=const.
Т.к.13 EMBED Equation.3 1415, v=const, T=const => 13 EMBED Equation.3 1415- закон Бойля-Мариотта.
Или 13 EMBED Equation.3 1415
Т.е. 13 EMBED Equation.3 1415 - (p ~ 1/V).
- гипербола.
Графиком является изотерма.
11. Изохорный (изохорический) процесс: v=const, V=const.
Из 13 EMBED Equation.3 1415 => 13 EMBED Equation.3 1415 - закон Шарля.
Или 13 EMBED Equation.3 1415 => 13 EMBED Equation.3 1415, (p ~ T).
График - изохора:
12. Изобарный (изобарический) процесс: v=const, p=const.
Из 13 EMBED Equation.3 1415 => 13 EMBED Equation.3 1415 - закон Гей-Люссака.
Т.е.13 EMBED Equation.3 1415 => 13 EMBED Equation.3 1415. ( V ~ T).
График – изобара.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Владение физическими понятиями: параметры состояния газа, уравнение Менделеева-Клапейрона, универсальная газовая постоянная, изопроцесс, изотермический процесс, изохорный процесс, изобарный процесс, изотерма, изохора, изобара.
Знание единиц измерения параметров газа, закономерностей изменения параметров состояния газа при изопроцессах.
Умение обнаруживать зависимость между давлением газа, его объемом и температурой.
Умение логически мыслить; выделять главное, делать выводы.
Развитие физической речи.
Умение принимать решения, работать в коллективе.
Этап закрепления полученных знаний. Решение задач
(14 мин.)
Работа в группах. Группы зарабатывают дополнительные балы, если предлагают обоснованные шаги при решении поставленной задачи.
-Сейчас мы с вами выполним задания, пользуясь новыми знаниями.
1. Какое давление имеет 1 кг азота в объёме 1 м3 при температуре 27о С?
Запишите, что дано и что найти.
Какое уравнение устанавливает связь между макропараметрами газа?
2. Даны графики процессов в различных системах координат
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Найти во всех трех системах координат:
Изотермы;
Изохоры;
Изобары.
3.При температуре 27оС давление газа в закрытом сосуде было 75кПа. Каким будет давление этого газа при температуре – 13оС?
Уравнение Менделеева-Клапейрона.
Дано:
V= 1 м3
t=27oC
m=1 кг
µ(N2)=28г/моль
R=8,31Дж/моль·К
Т=300 K
28
·10-3 кг/моль
p – ?
Решение:
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Вычисления:
13 EMBED Equation.3 1415
= 89 036 Па.
Дано:
V=const
t1=27oC
p1=75кПа
t2=-13oC
300oK
75
·103Па
263oC
p2 – ?
2.
а)132
б) 321
в) 213
3.
По закону Шарля: р/Т=const.
р1/Т1= р2/Т2,
р1Т2=р2Т1,
р2=р1Т2/Т1,
р2=75
·103
·263/300=65кПа.
Ответ: 65кПа.
Умение решать физические задачи с использованием уравнения Менделеева-Клапейрона, газовых законов, читать и строить графики изопроцессов.
Развитие самостоятельности, аккуратности, вниматнльности.
Обобщение темы урока и первичный контроль знаний
(16 мин)
1. Давайте подведем итог сегодняшнего урока. Что нового узнали на уроке?
(Фронтальный опрос).
2. Заполните таблицу:
На слайде таблица.
3. Выполните тестовые задания.
(Выдача тестовых заданий).
4. Ключ к тесту и критерии оценивания.
- Какие вопросы остались непонятными для вас?
1. Пользуясь конспектом, учебником отвечают на вопросы.
2. Заполняют таблицу:
3. Выполнение теста. Индивидуальная работа.
4. Работа в парах Взаимопроверка и выставление отметки.
Если есть вопросы, то задают. Ответы могут давать обучающиеся, которым данные вопросы ясны или преподаватель.
Умение выделять главное, обобщать и анализировать.
Развитие физической речи.
Формирование ответственного отношения к оценке и самооценке; объективности оценки.
Оценочный этап. (2 мин.)
Выставление оценок за урок.
- Обратитесь к вашим индивидуальным картам. В течение всего занятия там появлялись отметки. Выведите среднее арифметическое за весь урок. Назовите свои отметки.
Каждый обучающийся по 3-4 отметкам (устные ответы, тест по д/з, работа на уроке, тест в конце урока) как среднее арифметическое определяют оценку за урок, ответственные в группах контролируют правильность и объективность выставления отметок.
Формирование ответственного отношения к оценке и самооценке; объективности оценки.
Домашнее задание
(2 мин.)
- Следующий урок – л.р. «Проверка закона Бойля-Мариотта».
Д/З
1. Подготовить ответы на контрольные вопросы к л.р. (вопросы на стенде в кабинете и на сайте колледжа).
2. §§4.10-4.12, ответить на вопросы 20-25 на с. 123, выучить определения изопроессов, знать вывод уравнения М-К, уметь читать и строить графики изопроцессов.
3. Разобрать пример решения задачи №2, с. 123,
решить задачи №№ 3-5, с.125.
4*. По желанию: Подготовить сообщение об истории открытия газовых законов.
Записывают домашнее задание.
Формирование ответственного отношения к учебному труду, внимательности, аккуратности.
Этап рефлексии
(2 мин.)
Дорогие, друзья! Наш урок подошел к концу. Оставьте ваши отзывы об уроке.
Всем спасибо за урок! Желаю Вам успехов на других занятиях.
Обучающиеся заполняют анкету (Приложение 3).
Умение проводить оценку и самооценку.
Список использованной литературы:
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Учебник. – М., 2014;
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. – М., 2014;
Дмитриева В.Ф. Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы. – М.2016.
Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы / Под ред. С. Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. – М.: Просвещение, 1987. – 336 с.
Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Электродинамика / Под ред. С. Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
Смирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Приложение 1
Идеальный газ. Температура.
Средняя кинетическая энергия движения частиц
Вариант 1
Задания 1-8 оцениваются в 1 балл, задания 9-10 - в 2 балла.
Максимальное количество баллов за работу – 12.
1. Давление газа на стенку сосуда обусловлено
А. притяжением молекул друг к другу
Б. столкновениями молекул со стенками сосудов
В. столкновением молекул газа между собой
Г. проникновением молекул сквозь стенки сосуда
2. Как изменилось давление идеального газа, если в данном объеме скорость каждой молекулы газа увеличилась в 2 раза, а концентрация молекул осталась без изменения?
А. увеличилось в 2 раза
Б. увеличилось в 4 раза
В. уменьшилось в 2 раза
Г. уменьшилось в 4 раза
3. При повышении температуры идеального газа в запаянном сосуде его давление увеличивается. Это объясняется тем, что с ростом температуры...
А.увеличиваются размеры молекул газа
Б. увеличивается энергия движения молекул газа
В. увеличивается потенциальная энергия молекул газа
Г. увеличивается хаотичность движения молекул газа
4. Как изменится концентрация молекул газа при уменьшении объема сосуда в 2 раза?
А.увеличится в 2 раза
Б. уменьшится в 2 раза
В. не изменится
Г. уменьшится в 4 раза
5. При уменьшении температуры средняя кинетическая энергия молекул
А. увеличится
Б. уменьшится
В. не изменится
Г. иногда увеличится, иногда уменьшится
6. Если при неизменной температуре концентрация газа уменьшится в 3 раза, то давление:
а) увеличится в 9 раз; б) не изменится
в) уменьшится в 3 раза; г) увеличится в 3 раза.
7 . Во сколько раз изменится кинетическая энергия газа, если его температура уменьшится в 4 раза:
а) уменьшится в 16 раз; б) увеличится в 16 раз;
в) увеличится в 4 раза; г) уменьшится в 4 раза.
8.Сопоставьте выражение и формулу
1) Основное уравнение МКТ идеального газа
А) 13 EMBED Equation.3 1415
2) Концентрация молекул
Б) 13 EMBED Equation.3 1415
3)Кинетическая энергия поступательного движения молекул
В) 13 EMBED Equation.3 1415
9. Средняя кинетическая энергия молекул газа равна 2,25
· 10 -20Дж. При какой температуре находится газ?
а) 465 К; б) 1087 К; в) 1347 К; г) 974 К.
10. Найдите концентрацию молекул кислорода, если его давление 0,2 МПа, а средняя квадратичная скорость молекул равна 700 м/с.
Критерии оценки: «5» - 11 -12 баллов;
«4» - 9-10 баллов
«3» - 6-8 баллов
«2» - 0-5 баллов
Идеальный газ. Температура.
Средняя кинетическая энергия движения частиц
Вариант 2.
Задания 1-8 оцениваются в 1 балл, задания 9-10 - в 2 балла.
Максимальное количество баллов за работу – 12.
Газ, называется идеальным, если:
а) взаимодействие между его молекулами пренебрежимо мало;
б) кинетическая энергия молекул много меньше потенциальной энергии;
в) кинетическая энергия молекул много больше потенциальной энергии;
г) похож на разряженный газ.
2. Если среднюю квадратичную скорость молекул уменьшить в 3 раза (при n= соnst), то давление идеального газа
А) увеличится в 9 раз Б) уменьшится в 3 раза
В) уменьшится в 9 раз Г) увеличится в 3 раза.
3.Давление газа будет тем больше, чем:
а) больше скорость движения молекул; б) больше молекул ударяется о стенку;
в) не зависит от скорости движения молекул; г) верны ответы а) и б).
4. При увеличении объема сосуда в 2 раза, концентрация молекул газа
А.увеличится в 2 раза
Б. уменьшится в 2 раза
В. не изменится
Г. уменьшится в 4 раза
5. Средняя кинетическая энергия теплового движения молекул идеального газа при увеличении абсолютной температуры газа в 3 раза
А) увеличится в 3 раза. Б) уменьшится в 3 раза. В) уменьшится в 9 раз
Г) увеличится в 9 раз.
6. Если при неизменной температуре концентрация газа увеличится в 3 раза, то давление:
а) увеличится в 9 раз; б) не изменится
в) уменьшится в 3 раза; г)увеличится в 3 раза.
7 . Во сколько раз изменится кинетическая энергия газа, если его температура увеличится в 4 раза:
а) уменьшится в 16 раз; б) увеличится в 16 раз;
в) увеличится в 4 раза; г) уменьшится в 4 раза.
8. Поставьте в соответствие
Температура по шкале Цельсия (°С)
Температура по шкале Кельвина (К)
1) 0
А) 273
2) 27
Б) 246
3) – 273.
В) 0
Г) 300
9. Какова концентрация молекул кислорода (молярная масса 32 г/ моль), если средняя квадратичная скорость их движения при давлении 0,2 МПа равна 300м/с
а) 0,3
· 1026 м3 ; б) 1,3
· 1026 м3; в) 13
· 1026 м3 ; г) 2,6
· 10.26 м3
10. В ампуле содержится водород (Н2). Определите давление газа, если его концентрация равна 2· 1025 м -3 , а средняя квадратичная скорость движения молекул водорода 500 м/с.
Критерии оценки: «5» - 11 -12 баллов;
«4» - 9-10 баллов
«3» - 6-8 баллов
«2» - 0-5 баллов
Ключи к тесту и критерии оценивания
Вариант 1
Вариант 2
1 Б
1 А
2 Б
2 В
3 Б
3 Г
4 А
4 Б
5 Б
5 А
6 В
6 Г
7 Г
7 В
8 1) – В, 2) – А, 3) – Б
8 1) – А, 2) – Г, 3) – В
9 Б
9 Б
10 n = 2,3·1025 м-3.
10 р = 5,5·103 Па или р = 5,5 кПа.
Критерии оценки: «5» - 11 -12 баллов;
«4» - 9-10 баллов
«3» - 6-8 баллов
«2» - 0-5 баллов
Приложение 2
Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы
Вариант 1
Каждое задание оценивается в 1 балл.
1. Выражение 13 EMBED Equation.3 1415 является
А) законом Шарля, Б) законом Бойля-Мариотта,
В) уравнением Менделеева-Клапейрона, Г) законом Гей-Люссака.
2. При изохорном процессе в газе не изменяется (при т = = сonst) его:
А) давление. Б) объём. В) температура.
3. Изобарный процесс в идеальном газе представлен графиком
4. Выражение 13 EMBED Equation.3 1415 (p= соnst, т = соnst) является
А) законом Бойля-Мариотта, Б) законом Гей-Люссака,
В) законом Шарля, Г) уравнением Менделеева-Клапейрона.
5. Изотермический процесс при т=const описывается уравнением
А) p1V1 =p2V2; Б) 13 EMBED Equation.3 1415; В) 13 EMBED Equation.3 1415; Г) 13 EMBED Equation.3 1415.
6. Нагревание на спиртовке воздуха в открытом сосуде следует отнести к процессу
А) изотермическому Б) изобарному В) изохорному.
7. Давление идеального газа при постоянном объеме с ростом температуры
А) увеличивается. Б) уменьшается. В) не изменяется.
8. Какое выражение ошибочно? В уравнении 13 EMBED Equation.3 1415
А) R- универсальна газовая постоянная;
Б) R=8,31 Дж/моль·К;
В) R=k + NA;
Г) R=k·NA
Критерии оценивания: «5» - 8 баллов; «4» - 6-7 баллов; «3» - 4-5 баллов» «2» - 0-3 балла.
Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы
Вариант 2
Каждое задание оценивается в 1 балл.
1. Уравнением Менделеева-Клапейрона является выражение:
А) p1V1 =p2V2; Б) 13 EMBED Equation.3 1415; В) 13 EMBED Equation.3 1415; Г) 13 EMBED Equation.3 1415.
2. При изобарном процессе в газе не изменяется (при т = сonst) его:
А) давление. Б) объем. В) температура.
3. Изохорный процесс в идеальном газе представлен графиком
4. Выражение 13 EMBED Equation.3 1415 при V = сonst, т == сonst является
А) законом Бойля-Мариотта, Б) законом Гей-Люссака,
В) законом Шарля, Г) уравнением Менделеева-Клапейрона.
5. Изобарный процесс при m = сonst описывается уравнением:
А) p1V1 =p2V2 ; Б) 13 EMBED Equation.3 1415; В) 13 EMBED Equation.3 1415; Г) 13 EMBED Equation.3 1415.
6. Медленное сжатие воздуха в сосуде поршнем следует отнести к процессу
А) изотермическому Б) изобарному В) изохорному.
7. Давление идеального газа при Т = сonst с увеличением объема
А) увеличивается. Б) уменьшается. В) не изменяется.
8. Какое утверждение верное? В уравнении 13 EMBED Equation.3 1415
А) R – радиус молекулы газа.
Б) 13 EMBED Equation.3 1415;
В) 13 EMBED Equation.3 1415
Г) R=1,38·10-23Дж/К.
Критерии оценивания: «5» - 8 баллов; «4» - 6-7 баллов; «3» - 4-5 баллов» «2» - 0-3 балла.
Ключи к тесту «Уравнение Менделеева-Клапейрона.
Газовые законы»
1
2
3
4
5
6
7
8
Вариант 1
В
Б
Б
Б
А
Б
А
В
Вариант 2
В
А
А
В
Г
А
Б
В
Приложение 3
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Предлагается заполнить небольшую анкету:
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. Материал урока мне был
5. Свою работу на уроке я оцениваю (оцените работу по 10-балльной шкале).
6. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
легким / трудным
интересным / неинтересным
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeNEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeРисунок 4Рисунок 11Equation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeРисунок 8Equation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeРисунок 8Рисунок 13Equation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativepEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeРисунок 6Equation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native