Особенности психологического развития детей с нарушением интеллекта.


ГОУ Никольская специальная (коррекционная) школа – интернатОсобенности психологического развития детей с нарушением интеллекта.Подготовила руководитель МО учителей, учитель нач. классов высшей категорииДьякова С.В. Понятие« умственная отсталость» Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга. Классификация Умственнаяотсталость Олигофрения Деменция Дебильность Идиотия Имбецильность Физическое развитие. Низкий рост, вес, объем грудной клетки.Нарушение осанки.Развитие высоких уровней деятельности сочетается с резким недоразвитием более простых форм действий.Быстрая утомляемость.Низкая работоспособность. Внимание. Трудность привлечения внимания.Невозможность длительной активной концентрации.Быстрая и легкая отвлекаемость.Неустойчивость , рассеянность, низкий объем.«Псевдовнимание». Восприятие. Скорость восприятия снижена.Объем восприятия снижен.Недифференцированность восприятия.Нарушение пространственного восприятия и ориентировки в пространстве.Непонимание причинно – следственных связей. Память. Страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание.Дети не владеют приемами осмысленного запоминания.Интенсивно забывают знания, полученные в словесной форме.Испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий. Речевое развитие. Нарушение лексики, грамматического строя, звукопроизношения.Скудный словарный запас; пассивный словарь значительно превышает активный.Неумение согласовывать различные части речи.Неумение самостоятельно связно высказываться ( требуется помощь педагога в виде вопросов) Мышление. Основной недостаток – слабость обобщений.Несформированность операции абстрагирования.При сравнении предметов характерно «соскальзывание»Мышление характеризуется костностью, тугоподвижностью. Невозможен перенос своих знаний в новые условия. Мотивация деятельности. Нарушение соотношения цели и действия.Подмена или упрощение цели.Выполнение задания без правильной ориентировки в нем.Дети не в состоянии составить план своей деятельности. Эмоциональная сфера. Незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы.Эмоциональные проявления детьми не контролируются.Сложные эмоции остаются недоступны.Дети затрудняются в понимании эмоций людей.Бурная реакция, вызываемая малосущественными поводами. Познавательные интересы. Почти полное отсутствие интересов или же они неглубоки и неустойчивы.Преобладание личных интересов над всеми остальными.Познавательные интересы выявляются, как правило,к средним классам( любимые уроки труд, физкультура). Самооценка. У школьников наблюдается неадекватная самооценка (завышенная или заниженная).Неспособность критически оценить свои поступки. Волевые процессы. Дети безынициативны.Импульсивные реакции на внешние впечатления.Неумение противостоять воле другого человека.Повышенная внушаемость.При неблагоприятных условиях возникают трудности с поведением. Особенности учебного плана в ОУ VIII вида. Больше внимания уделяется трудовому обучению;Отсутствуют такие предметы, как химия, физика, черчение, ин.язык, информатика;С 5 класса увеличено количество часов физической культуры;Факультативы: ОБЖ, основы компьютерной грамотности, путь в профессию;Индивидуальные и групповые занятия: ЛФК, развитие психомоторики и сенсорных процессов; Общеобразовательные курсы со 2 по 9 класс: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика. Рекомендации. Смена видов деятельности на уроке.Применение здоровьесберегающих технологий.Больше внимания уделять занятиям детей спортом.Рациональное применение наглядности на уроках.Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.Применение на уроках инструкций, алгоритмов действий, памяток.Создание в обучении и воспитании ситуации успеха.Большое внимание уделять развитию речи.Развивать познавательные интересы.Помочь ребенку в формировании правильной самооценки.Развитие и установление нравственно приемлемых отношений.Профессиональное определение.