Внеурочное мероприятие по математике Математическое кафе Студенческое
-9848851263650
Методическая разработка
внеурочного мероприятия по математике:
игра
«Математическое кафе «Студенческое»
для студентов 1-2 курсов
Разработала:
преподаватель математики первой категории
Снопкова Ирина Владимировна
Тайшет 2016
Снопкова И.В., преподаватель математики первой категории ГБПОУ ИО ТПТТ, «Игра «Математическое кафе «Студенческое»: Методическая разработка внеурочного мероприятия по математике для студентов 1-2 курсов
Тайшет 2016г. – 24 с.
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей математики, мастеров п/о, воспитателей и др. Содержит математические вопросы, примеры, конкурсы, направленные на развитие познавательного интереса.
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ИО ТПТТ (протокол № __ от _____ 2016 года)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………… 4
Сценарий игры……………………………………………………….. 5
Литература …………………………………………………………… 14
Приложения …………………………………………………………. 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Математическое кафе «Студенческое» разработана для проведения внеурочного мероприятия по математике в рамках конкурса педагогического мастерства. Игра предназначена для студентов 1-2 курсов.
Цель: создание условий для развития интереса студентов к математике. Развитие познавательной активности, совершенствование способов умственной деятельности с помощью занимательных заданий, поддержка и развитие интереса к математике, любознательности, развитие лидерских качеств во время соревнований.
Задачи:
-Активизация деятельности студентов.
- Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
-Воспитание культуры коллективного общения.
Участники: студенты 1-2 курсов
Форма проведения: дидактическая игра
Место проведения: студенческая столовая
Правила проведения игры:
В игре участвуют четыре команды по 4 человека. Остальные студенты являются зрителями и болельщиками. Участники игры участвуют в конкурсах, выполняют предлагаемые задания. Жюри оценивает ответы студентов, подводит итоги игры. Команда, набравшая большее количество баллов, объявляется победителем игры и награждается грамотой.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ «СТУДЕНЧЕСКОЕ»
Цель: создание условий для развития интереса студентов к математике. Развитие познавательной активности, совершенствование способов умственной деятельности с помощью занимательных заданий, поддержка и развитие интереса к математике, любознательности, развитие лидерских качеств во время соревнований.
Задачи:
-Активизация деятельности студентов.
-Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
-Воспитание культуры коллективного общения.
Участники: студенты 1-2 курсов (составляются 8 пар -юноша и девушка)
Форма проведения: дидактическая игра
Место проведения: студенческая столовая
Оборудование:
Столы для игроков -4
Столы для жюри -2
Стулья для зрителей
Ручки, карандаши
Скатерти на столах, конфеты, печенье.
Листы с заданиями
Меню на каждом столике для игроков и для жюри
Таблички на столах игроков: ПРИЯТНОГО АППЕТИТА
Таблички: СТОЛ ЗАКАЗАН
При входе в кафе вывеска:
“Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом”. А.Франс
Ход мероприятия
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего кафе. Я рада видеть всех собравшихся.
Добрый день всем, кто собрался в нашем уютном кафе!
Девиз нашего кафе:
“Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом”
Сегодня шеф-поваром в кафе работаю я - Ирина Владимировна Снопкова.
Я приготовила для вас, уважаемые участники-посетители, эксклюзивные блюда, незабываемые напитки и десерты.
Вы будете в восторге от моего меню!
Обещаю вам приятное проведение времени!
Помогать вам пробовать мои блюда будут мои помощники - уважаемые члены жюри (представление жюри).
Сегодня в меню:
№ п/п Меню Цена
1. Салаты «Разминка» из математических вопросов с майонезом из определений За
счет заведения
«Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок 2. Первые блюда Суп из треугольников «Сосчитай-ка» Суп гороховый «Музыкальный» 3. Вторые блюда Рагу из задачек с добавкой смекалки Гуляш «Интуиция» с гарниром из знаний Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». 4. Напитки Чай «Анаграмма» Компот «Математические термины» 5. Десерты Мороженное «Фантазия» в глазури «Мир без математики» 6. Десерты для зрителей. Приятного всем аппетита! (Официанты на стол ставят таблички «Приятного аппетита!»)
Салат «Разминка» из математических вопросов с майонезом из определений.
Участники отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ -1балл команде.
Вопросы для первого столика
№ п/п Вопросы Ответы
1 Как называется результат сложения? Сумма
2 Сколько минут в одном часе? 60
3 Как называется прибор для измерения углов? Транспортир
4 Назовите наименьшее трехзначное число? 100
5 Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? Неправильная
6 Чему равна сумма смежных углов? 180
7 Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. 0
8 Одна сотая часть числа. 1%
9 Наименьшее четное натуральное число 2
10 Сколько козлят было у «многодетной» козы? 7
Вопросы для второго столика:
№ п/п Вопросы Ответы
1 Как называется результат умножения? Произведение
2 Сколько секунд в одной минуте? 60
3 Назовите наибольшее трёхзначное число? 999
4 Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? Неправильная
5 Чему равен развернутый угол? 180
6 Назовите наибольшее двухзначное число. 99
7 Сколько сторон у квадрата? 4
8 Назовите число, противоположное -7 7
9 Какие прямые пересекаются под прямым углом? Перпендикулярные
10 Как называется треугольник, у которого две стороны равны? Равнобедренный
Вопросы для третьего столика:
№ п/п Вопросы Ответы
1 Как называется прибор для измерения длины отрезков? Линейка
2 Назовите наибольшее однозначное число. 9
3 Число, на которое нельзя делить 0
4 Назовите модуль числа -2 2
5 Треугольник, у которого все стороны равны. Равносторонний
6 Как называется четырехугольник, у которого все углы прямые? Прямоугольник
7 Операция, обратная умножению Деление
8 Сумма длин всех сторон прямоугольника? Периметр
9 Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом? Четное
10 1/60 часть минуты. Секунда
Вопросы для четвертого столика:
№ п/п Вопросы Ответы
1 Как называется результат вычитания? Разность
2 Сколько лет в одном веке? 100
3 Как называется прибор для построения окружности? Циркуль
4 Сколько нулей в миллиарде? 9
5 Линия, не имеющая ни начала, ни конца. Прямая
6 Сколько килограммов в 1 тонне? 1000
7 Угол, равный 180 градусов Развернутый
8 1/60 часть часа. Минута
9 Какова длина удава из мультфильма? 38 попугаев
10 Как называют вторую степень числа Квадрат
Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Официанты выносят на подносах листы с заданиями для команд.
Ведущий объявляет задание
Задание: закончите предложение:
За каждый правильный ответ – 1 балл команде.
Время выполнения задания -2-3 минуты
Мели, Емеля, … твоя неделя
Не имей сто рублей, ….. а имей сто друзей
Семь раз отмерь, …. один раз отрежь
Делу время - …. потехе час
Семь бед - …. один ответ
Один с сошкой, …. семеро с ложкой
У семи нянек - … дитя без глазу
Два сапога пара и …. оба на левую ногу
Двое дерутся -…. третий не суйся
Конь о четырёх ногах, да …. и то спотыкается
До седьмого….. колена
За двумя зайцами погонишься, …. ни одного не поймаешь
Суп из треугольников «Сосчитай-ка»
Задание: Сколько на этом чертеже различных треугольников? За правильный ответ или за ответ, наиболее близкий к правильному,-5 баллов. . Остальным командам соответственно меньшее количество баллов.
Время выполнения задания-5 минут
Суп гороховый «Музыкальный»
За 3 минуты напишите строчки из песен, в которых встречаются числа.
Рагу из задачек с добавкой смекалки
Командам по очереди задаются вопросы, если команда не отвечает, то ответить может другая команда - за правильный ответ 2 балла
№ п/п Вопрос Ответ
1 Двое друзей собрались поехать на электричке за город. Они договорились встретиться в пятом вагоне. Однако они не согласовали, в пятом вагоне от начала или от конца поезда. И один сел в пятый вагон от начала, а другой – в пятый вагон от конца. И они все-таки встретились. Сколько вагонов было в поезде? 9 вагонов
2 У родителей была путевка в дом отдыха со 2-го по 17-ое марта. Сколько дней отдыхали родители? 16
3 Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на 5 частей? За 4 минуты
4 Лимон дороже яблока в три раза. Что дороже: 15 яблок или 3 лимона? цена одинаковая
5 При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему?При Петре 1
6 По легенде, в честь открытия этой теоремы, ученый принес в жертву 100 быков, а теорему назвали его именем. Но позже выяснилось, что эта теорема была известна еще древним шумерам. На сегодняшний день существует более двухсот доказательств этой теоремы. Чье имя носит теорема? Пифагор
7 На угол в 30 градусов смотрят в увеличительное стекло с пятикратным увеличением. Внимание, вопрос: чему равен угол в увеличительном стекле? 30 градусов
8 Летели три страуса. Одного убил охотник. Сколько страусов осталось? Страусы не летают
Музыкальная пауза: номер художественной самодеятельности.
Гуляш «Интуиция» с гарниром из знаний
Ответьте на вопросы. За правильный ответ – 1 балл
Время выполнения задания-5 минут
№ п/п Вопрос Ответ
1 Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? Эврика
2 Это слова Гаусса или Пушкина: «Математика – царица всех наук»? Гаусса
3 Это слова Ломоносова или Лермонтова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит?» Ломоносова
4 Верно ли, что Гаусс, Пифагор, Герцен – математики? Нет, Герцен не математик
5 Это математические термины: дискант, точка, отрезок? Нет, дискант – высокий детский голос
6 В какой стране впервые появились отрицательные числа: в Индии или в Китае? в Древнем Китае
7 В каком городе состоялась первая математическая олимпиада: в Москве или Тбилиси? в Тбилиси
8 Немецкий ученый , которого называли королем математики? Гаусс
9 Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости Планиметрия
10 Первой женщиной математиком является Ковалевская или Гипатия? Гипатия
11 Кто сказал, что «математика является самой древней из наук, вместе с тем всегда остается молодой»: Келдыш или Жуковский? Келдыш
12 Кто сказал, Гассенди или Калинин: «Если мы действительно что-то знаем, то только благодаря изучению математики»? Гассенди
13 Какой русский писатель окончил математический факультет Московского университета: Грибоедов или Тургенев? Грибоедов
14 Кто из великих русских писателей занимался составлением математических задач: Толстой или Тургенев? Толстой
Плов из чисел «Кто успел, тот и съел».
За правильный ответ -4 балла + 1 балл за скорость команде, выполнившей задание первой.
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
3 6 9 12 15
Ответ: Третий, т.к. в нем каждое число получается прибавлением к предыдущему числа 2, а в остальных –числа 3.
Напиток - Чай «Анаграмма»
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин. За правильное слово – 1 балл + 1 балл за скорость.
Время выполнения задания -3 минуты
НЕСТЬПЕ - (степень)
АВИНУРИНЕ - ( уравнение)
ЛИДНИРЦ - (цилиндр)
ВАРТАДК - (квадрат)
9. Компот «Математические термины»
Задание: напишите как можно больше математических слов, начинающиеся на буквы слова «МАТЕМАТИКА»
1 слово-1 балл.
Время выполнения задания -3 минуты
10. Десерт - Мороженое «Фантазия» в глазури «Мир без математики»
Задание: представьте, что нет математики, нет чисел, цифр и всего того, что связано с математикой. Опишите свой день без математики.
Высшая оценка - 5 баллов
Время выполнения задания -5-7 минут
Пока команды готовятся –проводится игра со зрителями.
11. Десерт для зрителей « Разминка на внимание»
Задание –продолжить строчки стихотворения:
Варит отлично твоя голова:
пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва:
шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире,
что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр,
всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри:
лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть,
у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори,
что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится:
внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать,
за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве.
Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре:
три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
Дополнительные задания для зрителей (пока жюри подводит итоги)
Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (Номер поезда).
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).
Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).
Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? (Курская дуга).
Как было названо военно-историческое кольцо? (Блокада).
Многогранник из Египта. (Пирамида).
Чему равен угол в квадрате? (90*)
Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (квадрат)
Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки? (круг)
Как иначе называют юбилейную дату? (круглая дата)
Назовите самую известную картину Казимира Малевича. («Чёрный квадрат».)
Какой знак нужно поставить между числами 4 и 5, чтобы результат получился больше четырех, но меньше пяти? (запятую)
Как правильно сказать: "9 и 7 будет 15" или "9 плюс 7 равно 15"? (9+7=16)
12. Команды зачитывают свои сочинения .
13. Жюри подводит итоги.
14. Ведущий благодарит участников за посещение математического кафе и предлагает им написать на меню свои отзывы
Литература:
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике М.: «Просвещение», 1979г.
http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1http://www.liveinternet.ru/users/4033731/post281619846/
Столик № 1
Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Задание: закончите предложения:
1 Мели, Емеля, …
2 Не имей сто рублей, …..
3 Семь раз отмерь, ….
4 Делу время - ….
5 Семь бед - ….
6 Один с сошкой, ….
7 У семи нянек - …
8 Два сапога пара и ….
9 Двое дерутся -….
10 Конь о четырёх ногах, да ….
11 До седьмого…..
12 За двумя зайцами погонишься, ….
______________________________________________________
Столик № 2
2.Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Задание: закончите предложения:
1 Мели, Емеля, …
2 Не имей сто рублей, …..
3 Семь раз отмерь, ….
4 Делу время - ….
5 Семь бед - ….
6 Один с сошкой, ….
7 У семи нянек - …
8 Два сапога пара и ….
9 Двое дерутся -….
10 Конь о четырёх ногах, да ….
11 До седьмого…..
12 За двумя зайцами погонишься, ….
Столик № 3
Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Задание: закончите предложения:
1 Мели, Емеля, …
2 Не имей сто рублей, …..
3 Семь раз отмерь, ….
4 Делу время - ….
5 Семь бед - ….
6 Один с сошкой, ….
7 У семи нянек - …
8 Два сапога пара и ….
9 Двое дерутся -….
10 Конь о четырёх ногах, да ….
11 До седьмого…..
12 За двумя зайцами погонишься, ….
______________________________________________________
Столик № 4
2.Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Задание: закончите предложения:
1 Мели, Емеля, …
2 Не имей сто рублей, …..
3 Семь раз отмерь, ….
4 Делу время - ….
5 Семь бед - ….
6 Один с сошкой, ….
7 У семи нянек - …
8 Два сапога пара и ….
9 Двое дерутся -….
10 Конь о четырёх ногах, да ….
11 До седьмого…..
12 За двумя зайцами погонишься, ….
Столик № 4
3.Суп из треугольников «Сосчитай-ка»
Сколько на этом чертеже различных треугольников?
Ответ:
__________________________________________________________________________
Столик № 4
3.Суп из треугольников «Сосчитай-ка»
Сколько на этом чертеже различных треугольников?
Ответ:
4.Суп гороховый «Музыкальный» Столик № 1
Запишите строчки из песен, в которых встречаются числа (1 песня-1 балл)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4.Суп гороховый «Музыкальный» Столик № 2
Запишите строчки из песен, в которых встречаются числа (1 песня-1 балл)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Гуляш «Интуиция» с гарниром из знаний Столик № 4
Ответьте на вопросы. За правильный ответ – 1 балл
№ п/п Вопрос Ответ
1 Что произнес Архимед, выскакивая из ванны?
2 Это слова Гаусса или Пушкина: «Математика – царица всех наук»? 3 Это слова Ломоносова или Лермонтова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит?» 4 Верно ли, что Гаусс, Пифагор, Герцен – математики? 5 Это математические термины: дискант, точка, отрезок? 6 В какой стране впервые появились отрицательные числа: в Индии или в Китае? 7 В каком городе состоялась первая математическая олимпиада: в Москве или Тбилиси? 8 Первой женщиной математиком является Ковалевская или Гипатия? 9 Кто сказал, что «математика является самой древней из наук, вместе с тем всегда остается молодой»: Келдыш или Жуковский? 10 Кто сказал, Гассенди или Калинин: «Если мы действительно что-то знаем, то только благодаря изучению математики»? 11 Какой русский писатель окончил математический факультет Московского университета: Грибоедов или Тургенев? 12 Кто из великих русских писателей занимался составлением математических задач: Толстой или Тургенев? 7.Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». Столик № 4
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
3 6 9 12 15
7.Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». Столик № 4
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
3 6 9 12 15
7.Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». Столик № 4
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
3 6 9 12 15
7.Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». Столик № 4
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
6 9 12 15
8.- Чай «Анаграмма» Столик № 1
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Н Е С Т Ь П Е
А В Е Н У Р И Н Е
Л И Д Н И Р Ц
В А Р Т А Д К
8.- Чай «Анаграмма» Столик № 1
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Н Е С Т Ь П Е
А В Е Н У Р И Н Е
Л И Д Н И Р Ц
В А Р Т А Д К
8.- Чай «Анаграмма» Столик № 2
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Н Е С Т Ь П Е
А В Е Н У Р И Н Е
Л И Д Н И Р Ц
В А Р Т А Д К
8.- Чай «Анаграмма» Столик № 2
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Н Е С Т Ь П Е
А В Е Н У Р И Н Е
Л И Д Н И Р Ц
В А Р Т А Д К
Столик № 1
9. Компот «Математические термины»
Задание: напишите как можно больше математических слов, начинающиеся на буквы слова «МАТЕМАТИКА»
М А Т Е И К Столик № 2
9. Компот «Математические термины»
Задание: напишите как можно больше математических слов, начинающиеся на буквы слова «МАТЕМАТИКА»
М А Т Е И К Столик № 1
Десерт - Мороженое «Фантазия» в глазури «Мир без математики»
Задание: представьте, что нет математики, нет чисел, цифр и всего того, что связано с математикой. Опишите свой день без математики.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Справка-счёт за обед
№ п/п Меню Баллы 1 столик 2 столик 3 столик 4 столик
1. Салаты «Разминка» из математических вопросов с майонезом из определений 1 балл за правильный ответ «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок 1 балл за правильный ответ 2. Первые блюда Суп из треугольников «Сосчитай-ка» 5 баллов за более точный ответ,
остальным меньше баллов Суп гороховый «Музыкальный» 1 балл за песню 3. Вторые блюда Рагу из задачек с добавкой смекалки 2 балла за правильный ответ Гуляш «Интуиция» с гарниром из знаний 1 балл за правильный ответ Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». 4 балла за прав.ответ + 1 балл за скорость 4. Напитки Чай «Анаграмма» 1 балл за правильный ответ Компот «Математические термины» 1 балл за слово 5. Десерты Мороженное «Фантазия» в глазури «Мир без математики» 0-5 баллов Итого