Как ускорить процесс понимания сказки.


Как ускорить процесс понимания сказки.
Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравится, что взрослый что- то читает, говорит? Почитаем вслух учебник по высшей математике. Оказывается, если читать выразительно, обращаясь к ребенку , улыбаясь ему, то он внимательно слушает ; на личике у него -- явный интерес.
К сожалению, с детскими сказками иногда получается так же: интересно, но непонятно. Если ребенку читают часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли ускорить этот процесс? Давайте попробуем.
Начнем с самого простого : с разбора того, о ком рассказывается в сказке, с выяснения того, что делает герой. Здесь нам поможет рассматривание иллюстраций и разыгрывание описываемых в произведении действий.
Мама читает дочке стихотворение Агнии Барто:
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
-- Про кого этот стишок?
---Про бычка.
-- Правильно, про бычка. Давайте посмотрим, какой он. Видишь -- вот он нарисован.
Если у вас нет иллюстраций, то можно найти бычка в другой книжке или нарисовать самостоятельно. «Вот посмотри, пожалуйста, у него ушки, вот маленькие рожки. А когда он станет взрослым быком, рожки станут большими рогами. Ну - ка давай походим так, как ходит бычок : И-дет бы – чок , ка- ча- ет-ся… »
Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Это моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных -- условными. )
Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок, люди, звери, гномы, волшебники. Иногда придется замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине.
Первая задача -- научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на каком --либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце - желтым,) по величине (слон - большой кружок, мышка -- маленький).
Набор заместителей (разных кружков) изготавливается и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется так выбрать кружки, чтобы «сразу было понятно, какой кружок -- крокодил, а какой солнышко». Если на первых порах он затрудняется выбирать заместителя самостоятельно, придется ему в этом помочь. «Видишь, этот кружок зеленый, как крокодил. Он и будет крокодилом . А этот будет солнышком -- он такой же желтый, как солнышко.»
На первых занятиях число кружков (не более двух -- трех) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Для начала это могут быть чисто бытовые сюжеты, знакомые ребенку по его собственному опыту. «Давайте сыграем в то, как мама с дочкой пошли в магазин. Вот тут у нас будет их дом, а тут -- магазин.»(В разных концах листа бумаги рисуются два прямоугольника.) Вот тебе кружки, найди , какой из них будет мамой, а какой - дочкой.
После того как ребенок выбрал подходящие кружки (большой - мама, маленький --дочка), ему предлагают повести «маму с дочкой » в магазин, а потом привести обратно домой.
-- А теперь мама ушла на работу, а дочка осталась дома.
-- Мама вернулась , и вместе с ней пришел папа.
Тут нужен второй большой кружок. Если ребенок сам этого не сообразил, задайте вопрос:
-- Где у нас папа? Найди, какой кружок подойдет.
Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок.»(Колобок -- желтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый. ) «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята,» «Лиса и рак», (волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята -- маленькие белые), «Заяц , лиса и петух», «Маша и медведь» и многие другие.
К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета. В начале достаточно, чтобы ребенок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором ему в данный момент читает взрослый. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадывается, как изобразить действие, ему показывают или подсказывают.
Очень удобна для полного разыгрывания сказка Л.Н.Толстого «Три медведя.» Медведи -- бумажные полоски разной длины, Маша -- полоска, примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета («У Машеньки красное платьице» - подсказывает мама.) В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики разной величины), тарелки (различающиеся по размеру кружки ), кровати (прямоугольники из бумаги.) Сам дом -- это нарисованный на листе большой прямоугольник. С одной стороны дверь, в которую все входят, а с другой -- окно, через которое в конце выпрыгивает Маша.
Взрослый читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает её. Вот Маша пришла в пустой дом. Поела из самой большой тарелки, потом из средней, потом из маленькой. По очереди посидела на трех стульях (красная полоска - Маша - переходит от одного квадратика к другому.) Съела Мишуткин суп и, сломав его стульчик, отправляется спать (по очереди ложится на каждую постель.)
Не спешите , читайте медленно, ведь ребенку нужно разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать как она качается на стуле. Если ребенок недостаточно активен, сами примите участие в разыгрывании. Чтобы оживить игру , можно предложить ребенку перевернуть тарелочку, из которой все съедено, сломанный стул (хорошо, если их оборотная сторона отличается по цвету от лицевой. )
Разыгрывание сказки «Три медведя» только позволит ребенку лучше усвоить её содержание, но и будет способствовать развитию умения соотносить предметы по величине.
А вот сказка, разыгрывание которой познакомит ребенка с моделированием взаимного расположения объектов.
Рассказывание сказки посредством квадратиков, прямоугольников, кружка.
Про трех котят.
Жила была кошка—не белая, не серая, не черная. А какая же? А вот какая: и белая, и серая, и черная -- полосатая. Было у неё три котенка: белый, серый и черный. Однажды белый котенок пошел гулять и заблудился.
Он шел прямо вперед и уходил все дальше от дома. Мама -кошка ждала - ждала котенка, а он не возвращался. Пошла она его искать, а двум другим котятам сказала: «Никуда не уходите. Я вашего брата найду, и мы сразу же домой вернемся. »
Когда кошка ушла, серый котенок спрашивает : «А вдруг мама не найдет белого братца? Давай и мы его поищем»
-- Правильно - отвечает черный котенок. – Мама пошла прямо, а мы пойдем в другие стороны: ты направо, а я налево.
Так они и сделали.
Мама -- кошка быстро нашла белого котенка, и они вдвоем вернулись домой. Смотрят : других котят нет. Пошли мама с белым котенком искать серого и черного. Куда идти? Можно направо, можно налево. Пошли они направо . Идут –идут, видят сидит серый котенок.
-- Вот ты где? -- говорит мама. –А черный братец куда делся?
--Он в другую сторону пошел, - отвечает котенок.
Вернулась мама с двумя котятами домой и спрашивает:
--Теперь уж никуда не уйдете? Дождетесь меня? Я черного братца искать пойду.
--Мы с тобой пойдем! –отвечают котята. Пошли они налево. Котята впереди бегут, а мама за ними идет. Да только белый котенок , который раньше всех из дома ушел, устал и стал отставать. Сначала от серого братца отстал, а потом и от мамы. Пришлось ей его подождать. Идет белый котенок с мамой, еле ноги передвигает, а серый впереди бежит.
Первым черного догнал и вместе с ним к маме и белому братцу вернулся. Но вот беда: теперь уж все три котенка так устали, что сами идти не могут.
--Придется вас на руках отнести, -- говорит мама.
Отнесла она домой белого котенка, потом за серым вернулась, а потом -- за черным. И пошла готовить ужин. Ужин приготовила, заходит в комнату, видит : котята свернулись клубочками и спят. Даже ужина не дождались –вот как устали.
Когда ребенок уже овладел разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к «конспектированию.» Делается это так. Вот папа читает сказку «Про трех котят» Он прочел про то, как белый котенок ушел гулять. Ребенок вывел белый кружок из домика.
--Давай нарисуем , что у нас получилось, -- предлагает папа зарисовывает расположение кружков.
Затем зарисовывается ситуация, возникшая после ухода из дома кошки и двух оставшихся котят. В конечном итоге получается серия рисунков. Каждая схема делается взрослым после того, как ребенок с помощью кружков изобразил соответствующую ситуацию. Потом ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку. Если он путает последовательность рисунков, то можно лишние прикрывать лист бумаги, оставляя открытым только тот рисунок, по которому он должен рассказывать в данный момент.
Ни в коем случае не настаивайте на дословном пересказе. Это задание направлено на то, чтобы научить ребенка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной ему сказки, выделять основные происходящие в ней события.
Основной чертой для пересказа может служить и серия иллюстраций к сказке. Но на иллюстрациях, которые обычно бывают в книгах, много второстепенных деталей. Они отвлекают внимание ребенка от основной сюжетной линии. Описание нами схематической конспект создает более благоприятные условия для выделения основного содержания сказки.
До сих пор мы говорили о приемах, помогающих ребенку понять сказку, запомнить её, пересказать. А не могут ли трехлетние дети сами придумывать сказки? На многих примерах мы убедились в том, что это им вполне по силам. Так давайте поможем нашим детям и в этом.
Папа рисует сыну вот такого человечка.
-- Кто это будет – мальчик или девочка?
-- Девочка, - говорит ребенок.
Значит, человечку надо нарисовать платье (этот тоже делает папа.)
--А какие у неё будут волосики?
--Черные.
Папа рисует черные волосы.
--А как её зовут?
--Оля.
-- Где она живет?
-- В доме.
Рядом рисуется дом.
-- Кто еще с ней живет?
--Мама и собачка.
-- А что Оля делает?
-- Играет.
Не страшно, если собачка получилось похожей на бегемота -- не все папы умеют рисовать. Не это главное. Главное -- пробудить фантазию ребенка, дать ей толчок, а потом воплотить в реальном результате. Результат -- это рисунок, на котором девочка Оля играет со своей собачкой Шариком в прятки, а мама готовит котлеты. Все это придумал ребенок, а нарисовал папа.
В следующий раз можно начать рисунок не с человека, а , например с дерева. Тогда получится какая – нибудь история про лес и лесных жителей. А может быть, окажется, что в лесу гуляет все та же Оля. Чем подробнее и конкретнее будет разработан сюжет, тем лучше. И ещё раз напомним: вовсе необязательно, чтобы люди, звери и дома на рисунке были похожи на настоящие.
Рисуйте, как умеете.
А вот более сложное задание, для которого тоже нужны рисунки, сделанные взрослым.
Сначала указываем ребенку на первый рисунок:
--Ну - ка скажи, что тут нарисовано?
-- Дерево и мальчик.
--А что висит на дереве?
--Яблоко. Мальчик хочет достать яблоко.
--Правильно. А что дальше? –Ребенку указывают на второй рисунок.
--Дальше мальчик залез на дерево и сорвал яблоко. Потом он слез с дерева.
--А потом что было, как ты думаешь?
--Он его скушал.
--Молодец! Видишь, какой хороший получился рассказ : «На дереве висело яблоко. Мальчик хотел его сорвать, но не достал, потому что оно висело слишком высоко. Тогда он залез на дерево, сорвал яблоко и съел его. »
Такие задания можно давать только после того, как ребенок уже немного научился пересказывать прочитанные ему рассказы и сказки. Рисунки надо постепенно усложнять, вводя двух или трех героев, делая более длинные серии --не из трех рисунков, а из четырех, пяти, и более. Нужно показывать, какой рисунок за каким следует. Нужно показывать , какой рисунок за каким следует. В три года дети еще не владеют привычным для нас способом чтения последовательности изображений: слева направо и сверху вниз. Впрочем если ребенок и поменяет рисунки местами, это тоже не беда. Сюжет тогда получится не таким, как задумал взрослый, но очень может быть, что он станет даже интереснее.
Можно делать рисунки не заранее, а прямо по ходу рассказа. Но тогда рисовать придется быстро: иначе ребенок будет забывать начало придуманной им истории. После того как рассказ сочинен, его стоит повторить еще раз. Наверное, теперь он будет рассказан более гладко, а возможно, частично изменится, обогатится новыми деталями.
Чтобы повысить ценность достигнутого результата в глазах ребенка, взрослый может и сам повторить рассказ. И даже если он не очень хорош, его обязательно нужно похвалить.
Как и в прошлых заданиях, не нужно беспокоиться о качестве рисунков. Пусть взрослый хотел нарисовать собаку, а ребенок решил, что нарисована кошка, -- разве это важно? Так пусть сказка будет не про собаку, а про кошку. Вообще, чем схематичнее, условнее рисунок, тем лучше. Потому что условное изображение можно истолковать по - разному, следовательно, повышается степень самостоятельности ребенка, предоставляется широкое для его фантазии, задание становится более творческим.
И еще одно задание, пробуждающее детскую фантазию. Это игра под названием «Чепуха.»
Ну- ка, Ирочка , давать придумывать всякая чепуху. То, чего никогда—никогда не бывает. Вот так, как у Корнея Ивановича Чуковского:
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
--Я буду начинать, а ты заканчивать. Птичка летает, потому что ….
---У неё детки, --неуверенно говорит Ира.
--Нет, это не чепуха. У птички и правда есть детки. Попробуем еще раз. Птичка летает, потому что….
--У неё нету крылышек.
-- О! Вот это самая настоящая чепуха!
Такая игра не только развивает фантазию, но и помогает ребенку лучше усвоить реальные зависимости между явлениями. Как в математике истина часто доказывает «от противного», так и при игре «в чепуху» абсурдное рассуждение позволяет лучше понять, каким должно быть правильное.
Для игры можно предложить такие фразы:
На улице стало сухо, потому что….
Мальчик надел ботинки для того, чтобы…..
Мама пожарила котлеты и …..
Кошка убегала от…..
Коровы очень хорошо умеют……
Используя эти фразы в качестве образца, вы сможете легко придумать и другие.
Есть в детской литературе замечательный жанр, как будто специально созданный для развития детского мышления, внимания, наблюдательности. Это загадки. Мы уже говорили о них в предыдущей лекции, но там речь шла по преимуществу о цвете и форме, а ведь у предметов есть и другие свойства.
К сожалению, большинство «классических» загадок рассчитано на школьников и старших дошкольников. Для трехлетних детей они слишком сложны. Трехлетки еще не понимают переносного смысла, сравнений, метафор.
Для них нужны загадки, в которых бы прямо назывались свойства загаданного объекта.
Вот несколько таких загадок:
Мною можно умываться
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я --…………. (вода.)
Из меня куличик печь удобно,
Только есть его нельзя, дружок.
Я сыпучий, желтый, несъедобный .
Догадался, кто Я? Я --………….(песок.)
Мама мышку поджидала.
Притаившись под окном.
Дети прыгали, играли
И мяукали вдвоем.
Кто мяукал и играл?
Ты , наверно, угадал?
Отгадка.
На рассвете кошка—мама
С малышами шла домой.
Мама трех мышей поймала,
А котята -- ни одной.
Не читайте ребенку много загадок подряд. Не торопитесь сообщить ему отгадку, если он сам сразу не угадал. Сначала попробуйте подсказать. Предложим , не разгадана загадка про песок. Спросите ребенка: «Из чего ты делаешь куличики во дворе?» Если он ответит : «Из песка», то снова прочтите загадку можно читать несколько раз: каждый раз ребенок будет с удовольствием заново её «отгадывать».
В загадке про кошку и котят нужно сделать паузу после первой строфы, давая ребенку подумать. Может быть, он уже сможет ответить , что в подвал шли котята. С тем большим удовольствием он повторит ответ после второй строфы. В загадке про собаку надо делать такую же паузу, давая ребенку возможность угадывать, после каждой строки.
Загадки позволяют легко и непринужденно перейти к обсуждению свойств окружающих нас вещей. Отгадана загадка про воду -- и тут же можно спросить: «А для чего еще нужна вода? Что с ней делают? А где она бывает?.» Хорошо вспомнить лето, когда ребенок купался в реке или море. Ну и, конечно, воду пьют, из неё делают суп.
Разумеется, все те специальные виды работы, которые описаны выше, не должны вытеснять обычного, привычного чтения вслух сказок и стишков, выучивания их детьми наизусть. Если здесь практически ничего об этом не сказано, то только потому, что это и без специальных советов делается почти во всех семьях. Ограничимся тем, что чуть –чуть расширим ваш репертуар.
Рисунок.
Я три кляксы посадил,
Всех знакомых известил:
«Это –мама, это флаг,
Эта клякса --просто так»
Упрямый олененок.
Что за странный олененок?
Он решил , что он осленок,
Повторял он целый день:
«Я осел, а не олень.»
И тогда сказала мама:
«До чего же ты упрямый!
Чуть с ума меня не свел,
Может, правда, ты осел?»
Cтихи про крокодила, который съел корову и от этого ужасно растолстел :
Это- сытый крокодил.
Он корову проглотил.
И поэтому теперь
Он ужасно толстый зверь.
Больная корова
Все утро сегодня чихала корова-
Она простудилась, она нездорова
Давайте корову уложим в кровать.
Давайте скорее дадим ей микстуру,
Измерим термометром температуру-
И будет корова здорова опять.
Как я ловил рыбу
Я по берегу бродил-
Карасей в приду удил,
А поймал одну лягушку.
«Не беда, сказал Андрюшка,-
В желтый цвет ее покрась-
И получится карась».