Лабораторная работа по физике Определение показателя преломления стекла(11 класс)


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №16
Тема лабораторной работы: «Определение показателя преломления стекла».
Цель: 1. Наблюдать преломление света в реальных условиях.
2.Научиться использовать законы преломления для расчета показателя преломления.
Оборудование 1. Стеклянная пластинка. 2. Три иглы. 3.Транспортир. 4. Картон. 5. Таблица синусов.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в формулировку законов преломления света:
Отношение угла падения к синусу угла есть величина для двух данных сред.
Падающий луч, луч и нормаль к границе двух сред в точке падения лежат в плоскости.
Задание 2. Приведите примеры явления преломления в технике и обычной жизни.
Задание 3. Из предложенных вариантов выберите какой буквой обозначается показатель преломления:
2) n 3) N 4)
Задание 4. Ответьте на вопрос: в чем физический смысл преломления света?
Задание 5. Вспомните основные правила техники безопасности и обратите особое внимание, что необходимо:
1. Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.
2.После окончания работы следует привести в порядок рабочее место, сдать все приборы и принадлежности.
Задание 6. Опытным и расчетным путем определите показатель преломления стекла.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА
4556760179070ШАГ 1. Положить развернутую тетрадь на картон. На лист тетради плашмя положить стеклянную пластинку и обвести карандашом ее контуры.
ШАГ 2. С одной стороны стеклянной пластинки вколоть две иглы так, чтобы одна из них расположилась на верхней грани пластинки, а вторая произвольно, но так, чтобы прямая, проходящая через эти иглы не совпадала с перпендикуляром к верхней грани.
ШАГ 3. Поднять картон на уровень глаз и, глядя через стекло, вколоть третью иглу в нижнюю грань контура стеклянной пластинки так, чтобы она закрыла собой изображение двух первых игл (смотри рисунок).
ШАГ 4. Стекло и иглы снять с листа, места проколов обозначить точками 1, 2 и 3. Через точки 1,2 и 3 провести прямые линии до пересечения с контурами стекла. Через точку 2 провести перпендикуляр к границе раздела двух сред: воздух – стекло.
ШАГ 5. Измерить угол падения i и угол преломления β. Значения синусов этих углов определить по таблице, округлив до сотых.
ШАГ 6. Опыт повторить еще два раз, меняя каждый раз угол падения луча i.
ШАГ 7. Для каждого опыта вычислить показатель преломления по формуле:
n=sinisinβ; n1=
n2= n3=
ШАГ 8. Определить погрешность измерений методом средней арифметической.
nср=n1+n2+n33=
ШАГ 9.Определите абсолютную погрешность:
∆n1=nср-n1=

∆n2=nср-n2=
∆n3=nср-n3=
∆nср=∆n1+∆n2+∆n33 =
ШАГ 10.Определите относительную погрешность:
δρ=∆nсрnср100% =
Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.
№ Угол падения Угол преломления Показатель преломления Среднее значение показателя преломления Абсолютная погрешность Средняя абсолютная погрешность Относительная погрешность
iβnnср∆n∆nсрδρГрад. Град. - - - - %1 2 3 ШАГ 11. Сделайте вывод. Удалось ли вам определить показатель преломления стекла. Объясните почему.
ОЦЕНИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
При выполнении заданий 1-4
Задание № 1 1 балл
Задание № 2 1 балл
Задание № 3 1 балл
Задание № 4 1 балл
При выполнении задания № 6 - относительная погрешность
25% - 5 баллов
45% - 4 балла
70% - 3 балла
более 70% - 2 балла
Подведение итогов проводится путем суммирования деятельности студента
Оценка «5» – 9 баллов
«4» – 8 баллов
«3» – 7 баллов
«2» - 5 балла
Задание 7. Вспомните основные моменты занятия и определите по 5-балльной шкале следующие параметры:
Насколько вам было сложно выполнять данную лабораторную работу.
Насколько вам было интересно выполнять данную работу.
На какую оценку вы выполнили данную работу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА «ОТЛИЧНО»:
1.Определить показатель преломления стекла, если при отражении от него света отраженный луч полностью поляризован при угле преломления φ=35°. 
2. Угол падания равен 30 , угол между падающим лучом и преломленным 140 . В какой среде луч распространялся вначале: в оптически более плотной или менее плотной? Докажите.