Конспект урока по математике Знакомство учащихся с ломаной линией и её элементами.


Математика. 1 класс. УМК «Гармония» (Н.Б. Истомина)
Дата________________
Тема: «Знакомство учащихся с ломаной линией и её элементами» (с. 66-67).
Цель:
познакомить учащихся с ломаной линией и её элементами (вершины, звенья);
научить соотносить информацию о ломаной с её изображением, выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий, описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных.
Ход урока
Организационный момент.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь –
Надо многое знать,
Надо много уметь,
И при этом, вы заметьте-ка,
Человеку помогает арифметика.
Работа на уроке.
Устный счёт.
На доске записаны числа: 9 6 5 4 3 1
Дети, рассмотрите запись на доске. Что вы заметили? (Здесь записаны числа в порядке уменьшения).
Назовите эти числа (Дети называют числа).
Назовите числа, в написании которых есть одинаковые элементы? (3 и 5, 1 и 4, 6 и 9).
Назовите соседей числа 4. Какое число следует за числом 5?
Что вы можете сказать о числе 5? (Число 5 стоит на третьем месте по счету, слева от него два числа, справа от него три числа. Число 5 на один больше, чем 4, на один меньше, чем 6).
Работа по тетради.
Запишите число, которое стоит последним.
Запишите число, которое стоит пятым по счету.
Запишите число, которое стоит между 5 и 3.
Запишите в тетради число, которое стоит перед числом 4.
Запишите число, которое стоит между числами 9 и 5.
Запишите число, которое стоит первым.
В тетрадях появляется запись: 1 3 4 5 6 9.
Ребята, что вы заметили? (Числа расположили в порядке возрастания).
Физкультминутка.
Актуализация знаний.
На доске помещены рисунки прямых и кривых линий. Какие виды линий на доске? Покажите прямые, кривые незамкнутые, кривые замкнутые. А что это за линия? (ломаная).
А как называется данная фигура? Есть ли какое сходство у неё с отрезками? Как бы вы её назвали? А что бы вы хотели узнать про эту линию? Кто скажет чему надо научиться сегодня на уроке?
Сообщение темы и цели урока.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Знакомство учащихся с ломаной линией и её элементами». Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (ответы детей)
Изучение нового материала.
Работа по учебнику и в тетради (с. 66).
После чтения задания 176 учитель предлагает учащимся отметить галочкой тот номер, которым обозначена ломаная линия (дети ставят галочку около номера 4.).
Узнали ли вы другие фигуры на рисунке? – обращается учитель к классу (1 – отрезок, 3 – луч, 2 – кривая линия.)
Нужна ли линейка, чтобы провести ломаную линию? (Да. Ломаная линия состоит из отрезков.)Эти отрезки называют звеньями ломаной, а концы отрезков – вершинами ломаной, – сообщает педагог.
Сколько вершин у ломаной в учебнике? (Пять.)
Сколько звеньев? (Четыре.)
Назовите эти звенья. (АМ, МЕ, ЕК, КО.)
Ломаную линию принято называть так: АМЕКО, – сообщает учитель.
Заранее заготовив на доске несколько ломаных линий, он предлагает учащимся обозначить буквами их вершины, назвать звенья и прочитать названия ломаных.

Рекомендуем рассмотреть с первоклассниками и такой рисунок:

Учитель сообщает, что эту фигуру тоже называют ломаной, но у этой ломаной звенья пересекаются. Мы будем рассматривать только такие ломаные, у которых звенья не пересекаются.
Можно выяснить, какие звенья ломаной на рисунке пересекаются (АК и МД; КЕ и МД и т. д.).
Далее учитель ставит на доске 4 точки и предлагает соединить их так, чтобы получилась ломаная линия.
– Будьте внимательны! Нужно построить ломаную, у которой звенья не пересекаются! – напоминает педагог. Задание выполняется на доске и на индивидуальных листочках, где поставлены точки.

Рекомендуем вынести на доску разные варианты и обсудить их.

Задание 177 обсуждается коллективно. «Лишняя» фигура – 2. Если её убрать, то все оставшиеся фигуры – кривые линии.
Физкультминутка.
Работа по учебнику и в тетради (с. 64-65).
Задание 178 обсуждается фронтально.
Так же, фронтально, ученики обсуждают действия Маши в задании 179, и учитель предлагает детям выполнить задание в тетрадях, откладывая отрезки на луче в другой последовательности.
Работа по ТПО №2.
В урок можно включить задания № 124, 125, 128, 129, 130.
Подведение итогов урока и рефлексия.
Ребята, какую цель мы сегодня ставили? (Ответы учащихся.)
Как вы считаете, достигли мы поставленной цели? (Ответы учащихся.)
Дети, если вам было легко на уроке, поднимите руки вверх.
Молодцы, спасибо Вам за прекрасный урок!