Урок математики на тему: «Ломаная. Знакомство с ломаной линией и ее элементами»
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: математика, урок изучение нового материала
Тема: « Ломаная. Знакомство с ломаной линией и ее элементами»
Продолжительность: 40 минут
Класс: 2 класс
Технологии: презентация, ЦОР, интерактивная доска
Аннотация: Данный конспект и презентация по теме : «Ломаная. Знакомство с ломаной линией и ее элементами.» предназначены для урока математики во 2 классе
( учебно - методический комплект «Гармония»).
Цель: -создать условия, способствующие максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ;
-познакомить с понятиями: «ломаная», «звено ломаной линии», способом сравнения ломаных линий по длине с помощью циркуля.
Содержание соответствует утвержденному минимуму знаний по предмету и стандартам обучения. При использовании принципа наглядности и дозированности достигается индивидуально – личностный подход к обучению учащихся, удается конкретизировать материал, значительно повысить интерес учащихся, а следовательно и темы их обучения.
При построении урока использовалась технология деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.
Использование ИКТ на уроке
повышает мотивацию к учению,
продвигает ребенка в общем развитии ,
помогает преодолевать трудности.
создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном и воспитательном процессе.
Конспект урока
Цель: (слайд 3)
- создать условия, способствующие максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ,
- познакомить с понятиями: «ломаная», «звено ломаной линии», способом сравнения ломаных линий по длине с помощью циркуля.
Планируемые результаты по ФГОС:
Знать:
-отличие ломаной линии;
-элементы ломаной линии (вершины, звенья);
Уметь :
-распознавать, чертить и сравнивать ломаные линии и их длины
Личностные:
- желание приобретать новые знания;
-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материал (построение ломаной линии).
Регулятивные:
-применять умение складывать отрезки для решения новой задачи ( сравнивать длины ломаных линий).
Познавательные:
1.Общеучебные:
-определение проблемы с помощью учителя при построении ломаной линии.
2.Логические:
-подведение под понятие «ломаная» через анализ чертежей , рисунков;
-сравнивать длины ломаных линий.
Коммуникативные:
-уметь достаточно точно , последовательно и полно передавать необходимую информацию при работе с партнером и в малых группах;
-отвечать на поставленные задания и вопросы;
-комментировать свои действия при фронтальном обсуждении.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал: прямоугольники, квадраты , круги разного цвета, творческое задание, учебник , шнурок, проволока, счетные палочки, тест .
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправимся в замечательную сказочную страну под названием «Геометрия» (слайд 4)
Самоопределение к учебной деятельности.
– В этой стране живут геометрические фигуры, там все имеет геометрическую форму, даже деревья.
– Какие учебные принадлежности нам сегодня понадобятся на уроке математики?
-И поэтому наши друзья Карандаш ,Линейка и маленькая смешная Резинка отправятся туда вместе с нами. (слайд 5)
- А какими вы сегодня хотите быть на уроке?
(Какие качества нам потребуются?)
-Тогда будьте внимательными и сосчитайте, сколько кругов на этой картинке?
- Из каких фигур состоит елочка? Сколько в ней отрезков?
Молодцы, теперь нам пора в путь, ведь в волшебной стране вы встретитесь и с любимыми героями из сказок , которые вы читали.
-Но, чтобы отправиться в путь, каждой паре нужно сложить свой вагончик для нашего волшебного поезда из геометрических фигур.
(Дети работают в в паре с раздаточным материалом)
II. Повторение. Постановка учебной задачи.
(слайд 6)
1.Задание с геометрическими фигурами
Учитель: Какие геометрические фигуры вы узнали?
2.Постановка проблемы
- Как вы думаете, ребята, на сегодняшний день вы знаете все геометрические фигуры, которые есть в математике?
- Правильно. Мы еще только начинаем учиться, поэтому нам предстоит узнать еще много фигур.
-Какой у нас девиз ? (Пока не знаем,но скоро узнаем) (слайд 7)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой – ломаной.
3.Формулировка темы и цели урока
- Повторите название темы нашего сегодняшнего урока?(«Ломаная»)
- Чему будем учиться на уроке?
-А вот нас уже и встречают первые герои из сказки..? (Три поросенка)
-Куда они спешат по тропинке?
-На что похожа тропинка? (Кривая) (слайд 8)
-А это следующий герой.
-Что за линию вы видите?(Прямая) (слайд 9)
-Что вы знаете о прямой? (Прямая не имеет ни начала, ни конца)
(слайд 10)
-Чем отрезок отличается от прямой?(Отрезок имеет начало и конец)
Физминутка
Светит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки.
Очень рады солнышку. (слайд 11)
-Как называется эта геометрическая фигура?(луч)
-Что вы знаете о луче?(Луч имеет начало, но не имеет конца)
-Знакома ли вам эта линия? (слайд 12)
III. Новый материал.
(слайд 13)
1.Работа с интерактивной доской
-Запишите сначала номера кривых линий.
-Какую из них можно назвать лишней? (замкнутая кривая)
-Запишите номера прямых линий
-Какая фигура лишняя?
- А как вы понимаете слово ломаная?
- Почему же эта геометрическая фигура получила такое название?
2.Открытие нового знания.
1) Л о м а н а я линия.
Учитель: Сейчас я расскажу историю, а вы должны догадаться, почему она так называется .?
(слайд 14)
Жила была прямая линия .
Но однажды злой Бармалей поломал ее на куски – отрезки.
А добрый Карандаш их скрепил, вот так:
Учитель: Догадались, как назвали такую линию?
Дети: Ломаная линия.
2) З в е н ь я. (слайд 15)
Учитель: Из каких «частей» состоит ломаная?
Дети: Из отрезков.
Учитель: Отрезки – это звенья ломаной линии. Сколько звеньев, посчитаем?
Дети: 1, 2, 3, 4, 5, 6. 6 звеньев.
Первичное закрепление (слайд 16)
Перед вами герои одной известной сказки (на парте задание) (Приложение 1)
Вам необходимо вспомнить последовательность появления героев и соединить точки по порядку. Проведите отрезки между героями сказки и получите ломаную линию.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. Работа по учебнику.
№176 (слайды 17-26)
Помоги Дюймовочке (слайд 27)
4. Работа в группах (творческое задание) (слайд 28)
-Давайте повторим правила работы в группе.(Работаем дружно, распределяем обязанности, уважаем мнение товарищей. По завершении задания поднимаем «Знак дружной работы»)
-Каждая группа должна пофантазировать и показать , какие линии или фигуры можно изготовить из этих материалов ( шнурок, проволока, счетные палочки)
Защита своих творческих идей
3) В и д ы л о м а н ы х.
На интерактивной доске:
Учитель: Что можно сказать об этих ломаных?
- Ребята, у ломаной есть секрет, о котором всегда надо помнить.
- Хотите его разгадать?
- Соедините начало и конец ломаной.
- Что получилось?
- Как можно назвать эту геометрическую фигуру?
- Многоугольник – это тоже ломаная.
- А каким способом мы ее получили?
- А как по-другому сказать?
- А если мы ее получили способом замыкания, то как же она может называться?
- А до этого ломаные линии у нас замыкались?
- А как тогда назвать ломаную, которая не замыкается?
- Какие виды ломаных бывают?(замкнутая и незамкнутая)
1-я и 2-я – незамкнутые, 3 – замкнутая.
У 1-й – 3 звена, у 2-й – 4 звена, у 3-й –5 звеньев.
-Как вы думаете , одинаковая ли длина звеньев этих ломаных?
-Как и с помощью чего это можно проверить? (с помощью циркуля и линейки)
Демонстрация на доске
(слайд 29)
-Гномы соединили свои домики проводами и хотят, чтобы Белоснежка догадалась, какая это линия.
IV.Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель:
проверить на основе сопоставления с эталоном умение применять знания о ломаной в типовых условиях.
Дети работают индивидуально, затем сверяют свою работу с образцом-эталоном.
1.Какая фигура «лишняя»?
2. Из предложенных фигур выбрать замкнутые ломаные и обвести номер фигуры .
3.Посчитай и запиши количество звеньев и вершин ломаной
вершин звеньев
Проверка(слайд 30)
2
3
4,3
- Кто справился без ошибок?
- Кто допустил ошибки? Какие?
- Понял ли ты, где был не прав?
V. Итог урока.
Учитель: С какими новыми понятиями познакомились?
Дети: Мы узнали о ломаной линии. Она состоит из звеньев – отрезков. Ломаные бывают замкнутые и незамкнутые.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
-Да, ребята , мы с вами так увлеклись , что не заметили , как подошел наш вагончик Он уже ждет нас.
-Пора занимать места
На доске и у детей на партах рисунки трёх человечков.
-Выберите человечка, представив ,что это вы .
- руки вверх – я усвоил новое знание, мне все понятно
- руки в стороны – я сегодня не совсем усвоил новое знание, мне еще нужна помощь,
- руки вниз – я расстроился, тема для меня сегодня совершенно непонятна.
А теперь сажайте своих человечков в вагончик , пора в путь!
Закрываем снова глазки.
Уезжаем мы из сказки.
Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 1Рисунок 315