Отрезок. Построение отрезков. Конспект урока математики в 1 классе. Система Л. В. Занкова
Тема урока: «Отрезок. Построение отрезка»
Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки
- организовать деятельность по построению отрезков с помощью линейки
УУД: -использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; (познавательные)
- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа (коммуникативные)
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами (личностные)
-использовать простые речевые средства; (коммуникативные)
– выражать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником
– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя
-контролировать свои действия
-следить за действиями других участников учебной деятельности; (регулятивные)ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
У меня есть любимый литературный персонаж – весёлый друг и добрый проказник Карлсон, который очень любит совершать головокружительные путешествия к своим друзьям. Однажды он прилетел к своему другу Малышу и предложил:
- Малыш, давай полетаем?
- Нет, - отвечает Малыш, - не могу. Нам Ольга Викторовна велела учиться цифры и числа писать. А ты не знаешь, чем они отличаются?
- Не знаю, - огорчился Карлсон. Но он не мог долго огорчаться и тут же придумал: - А давай у ребят спросим!
Дети отвечают на вопросы.
Выполняют задание по чистописанию в тетрадях.
Подчёрчивают самые красивые числа зелёной пастой по линейке.(Самооценка)
II. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Справились? Продолжаем.
- А куда мы полетим? – спросил Малыш.
- Давай сначала проложим маршрут
Графический диктант.
- Погладьте себя по головке те ребята, кто ни разу не ошибся.
Сегодня мы с вами вновь отправляемся в страну геометрических фигур.
- Проверим ваш багаж знаний об этой стране. Проведем небольшую разминку. Загадки о геометрических фигурах.
Пуст сегодня дворик наш,
За окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш,
Решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается … (ТОЧКА).
Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся,
Дорожка эта, как зовётся? (ЛИНИЕЙ)
Мне посоветовала мама,
Вести свою дорогу прямо.
Как сделать линию прямой –
Никак не получается.
Фломастер у меня хромой,
Или рука сбивается?
А вот с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Смотрите, ровная какая,
Это линия … (ПРЯМАЯ).
– Сколько линий можно провести через одну точку? (много)
– А через две точки? (только одну)
– Какие линии не назвали? (кривая замкнутая и кривая незамкнутая)
Отгадайте какую геометрическую фигуру я загадала:
Это часть прямой линии, которая расположена по одну сторону от какой-либо точки. У неё есть начало, но нет конца. (Это луч)
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение нового материала.
Прилетели Малыш и Карлсон к Буратино. Смотрят, а он сидит и с какой-то верёвочкой играет.
- Ты чего это, дружище, решил вязать научиться? – спросил Карлсон.
- Нет, вы послушайте, какую сказку нам сегодня Мальвина рассказала.
– Готовы слушать сказку? (Сказка c участием первоклассников)
– Жила-была Точка. Она была очень любопытная и хотела все знать. Особенно она интересовалась линиями. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: "А как эта линия называется? Она длинная или короткая?" Подумала однажды Точка: "Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!" Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой линии. (Два ученика натягивают длинную нитку, изображая прямую. На нитку прикрепляется точка. Третий ученик ее перемещает.)– Как вы думаете, долго шла Точка по прямой?(Очень долго, т.к. прямая бесконечна.)
– Устала Точка, повернула в другую сторону. Долго ли она шла?(Очень долго, но до конца не дошла.)
– Опечалилась Точка: "Что же это за прогулка? Хожу-хожу по линии туда-сюда, а ни разу до конца не дошла". Могла Точка дойти до концов прямой? (Нет. У прямой концов нет.) – Вдруг, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую. (Учитель разрезает нитку.) "Ура! – закричала Точка. – Вот и конец получился! Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны". "Можно и с другой", – послушно щелкнули Ножницы. (Учитель второй раз разрезает нитку.) "Что же это такое вы от прямой отрезали? Что это за фигура такая? С одной стороны конец, с другой – конец?" "Это (Учитель дает возможность детям назвать новую фигуру.) отрезок, – ответили Ножницы. – Теперь ты, Точка, на отрезке прямой". "Отрезок прямой, отрезок прямой", – с удовольствием повторяла Точка, прогуливаясь от одного конца отрезка до другого.
2. Первичное закрепление.
– Понравилась вам сказка?
– Запомнили новую фигуру?
– На какой фигуре Точка не могла найти конца? (на прямой)– Какая фигура имеет два конца? (отрезок)
IV. ФИЗМИНУТКА. «Буратино потянулся...»
3) Упражнение в построении отрезков.
– Кто хочет сам построить в тетради новую фигуру? Какие инструменты нам будут нужны? Как будем действовать? (Разбираются разные способы построения отрезка. Дети выполняют 3 упражнения: 1) построить прямую, отметить две точки, показать отрезок, выделить его цветным карандашом;
2) отметить две точки, соединить их линией, показать отрезок, обозначить его концы заглавными буквами;
3) построить отрезок с помощью цветного карандаша, приложить линейку к отрезку и достроить прямую, частью которой отрезок является.) – Кто может себя похвалить за построение отрезков, поднимите руку. Поднимите руку, кто еще будет учиться строить отрезки.
- Ребята, а как на чертеже не перепутать прямую и отрезок?
- Кто заметил маленькую хитрость? (Точки, являющиеся концами отрезка, надо выделить.)
- Молодцы. Тогда попробуйте построить два отрезка: красный и зеленый, причем зеленый длиннее красного. (Строят отрезки. Проверяют в парах.) – Поднимите руку, у кого получилось.
Оцените свою работу в тетради с помощью волшебного фонарика на полях. Зажгите фонарик повыше те ребята, чья работа в тетради аккуратная, без ошибок. Ребята, допустившие ошибки, зажигают фонарик чуть ниже.
4) Работа по учебнику стр. 62 – 63 №№ 142 – 146
Только Карлсон решил как всегда похулиганить, тут как тут сама Мальвина с учебником математики в руках.
- А ну-ка, дружочек, давай закрепим то, что мы только что узнали.
Дети работают по учебнику стр. 62 – 63 №№ 142 – 146
V. Рефлексия.Вот и закончилось наше путешествие с Карлсоном.
В какую страну мы летали?
Чему мы научились на уроке?
Что такое отрезок?
Что вам понравилось?
Поставьте смайлик на полях тетради, с каким настроением вы уходите с урока.