Разработка внеклассного мероприятия «Огонь- друг, огонь- враг»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Зюинская средняя общеобразовательная школа
Районный конкурс разработок сценариев и внеклассных мероприятий по ОБЖ
Тема: Огонь – друг, огонь – враг.
Форма проведения: устный журнал
Класс: 2
Учитель: Воробьева Е. Г.
Зюино 2010год
Цели и задачи:
- показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
- познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;
- проверить знания детей по правилам пожарной безопасности
План урока:
Вступление – 5 мин.
1 страница «Легенда о Прометее» - 5 мин.
2 страница «Два огня» - 10 мин.
3 страница «История пожарного дела» - 5 мин.
4 страница «Профессия – пожарный» - 10 мин.
5 страница «Запомните, дети, правила эти…» - 5 мин.
Итог – 5 мин.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, плакаты по противопожарной безопасности, выставка детских книг, памятки-правила на каждого ученика, полоска бумаги.
Ход мероприятия:
- Добрый день! Сегодня мы поговорим об одном очень важном деле. Попробуйте угадать, о чём пойдет речь.

На привале нам помог: суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош, да с собой не понесёшь…
(огонь, костёр)
- О каком огне идёт речь в этой загадке? (1 слайд)
- А каким ещё может быть огонь?(2 слайд)
- Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».

Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом…
- Что явилось причиной пожара в кошкином доме?
- И так, попробуем сформулировать тему нашей беседы.
- «Огонь – друг, огонь – враг» - устный журнал.(3 слайд)
1 страница «Легенда о Прометее» (4 слайд)
Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на Земле были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни принимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на Землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на Земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей этому радовался. Он научил людей укрощать огнь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
2 страница «Два огня» (5 слайд)
Огонь – помощник человека. Трудно представить себе такую отрасль деятельности, где бы ни использовался огонь. Помогите мне: назовите, где применяется огонь.
Действительно, огонь помогает нам в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.
Послушайте старинную русскую легенду «Два огня»:
Зажглись на одном дворе два огня и стали между собой разговаривать.
- Ох, брат, и погуляю я на той неделе, - говорит один огонь. – Весь дом пожгу, и двор пожгу, ничего не оставлю.
- Чего это ты надумал своих хозяев обижать? – удивляется второй.
- Того и надумал, что они сами меня обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затапливают, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я такого не люблю. Я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, никогда «спасибо» не скажет, в печь не спрячет, до утра не укроет.
- Ну, гуляй, коли надумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – и зажгут меня с молитвой, и погасят с добрым словом.
Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское деревянное колесо – лежало оно целым-целёхонько.
- Почему огонь рассердился на своих хозяев?
- А как относились хозяева ко второму огню?
- Почему не сгорело колесо?
Ученики:
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой. Е. Ильин
3 страница «История пожарного дела» (6 слайд)
Ученики:
- В «Судебнике» Ивана III, введённом в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».
- С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
- В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
- Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек.
- 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны.
4 страница «Профессия – пожарный» (7 слайд)
От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта служба одна из самых мобильных.
Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом.
Посмотрите на выставку книг, где поэты и писатели прославляют профессию пожарного.
О своей работе нам расскажет пожарный пожарного поста МО «Зюинское». (выступление пожарного)
5 страница «Запомните, дети,
Правила эти…» (8 слайд)
Учащимся раздаются правила в стихах, которые они читают цепочкой:
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур.
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
2.Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
3. Не суши бельё над газом –
Всё сгорит единым разом!
4.Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголёк целый дом может сжечь.
5.Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
6.Костёр вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.
7.Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
8.Пусть помнит каждый гражданин –
Пожарный номер – 01!
- А теперь проверим, как вы знаете правила пожарной безопасности. Если вы согласны с высказыванием, то на полоске бумаги ставите «+», если не согласны, то ставите « - ».
1. Чтобы бельё быстрее высохло, суши его над плитой.(-)
2. Включай и выключай электрические приборы сухими руками.(+)
3. Зажигай бенгальские огни только у новогодней ёлки.(-)
4. Уходя из комнаты, выключай электроприборы.(+)
5. Спичками можно пользоваться только под присмотром своих друзей и одноклассников.(-)
6. Детям зажигать фейерверки надо обязательно на улице, но можно и без взрослых.(-)
7. Топить печку детям запрещается.(+)
8. Если почувствовал запах газа, зажигай спичку и проверяй, не у тебя ли это.(-)
9. Почувствовал запах дыма, горелой бумаги, резины – сразу сообщи взрослым.(+)
10. Не жди папу, ремонтируй свои электрические машинки сам.(-)
Проверка и анализ работ детей.
Литература:
Газета «ПедСовет» №12, 2004 г.
Журнал «Начальная школа»
Журнал «Трамвай»
Журнал «Читаем, учимся, играем» №4, 2008 г.
Маршак С. «Кошкин дом»
Поторочина Е. А. «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности» Москва «ВАКО» 2008
«1000 загадок» составители Елкина Н. В., Тарабарина Т. И.
Самоанализ:
В связи с тем, что в нашей школе нет уроков ОБЖ, мы проводим классные часы, часть которых посвящена безопасности детей в разных ситуациях. Так как в классе 7 человек, данное мероприятие проводилось в кабинете информатики.
На классный час пригласили работника с пожарного поста МО «Зюинское», который кратко познакомил с профессией пожарного, рассказал о том, как нужно вести себя во время пожара. Мероприятие прошло живо, интересно, ребята принимали активное участие в обсуждении разных ситуаций, отвечали на вопросы, вспоминали произведения, в которых говорится о пожарах и о профессии пожарного. С графическим диктантом, проведенным в конце мероприятия, справились все. Но отведенного времени нам не хватило, так как ребятам хотелось высказаться, рассказать о том, что они знают.