Урок по теме Химические свойства оснований с точки зрения ТЭД
Тема урока: Химические свойства оснований с точки зрения ТЭД.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: Проблемно – исследовательский.
Цель урока: Познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами оснований с точки зрения ТЭД.
Задачи урока:
Образовательная: изучить химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации, отработать умения составлять химические формулы, уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде,
Развивающие : развивать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям,
развивать навыки работы с веществами.
Воспитательные: воспитывать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Метод обучения: частично-поисковый.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) классификацию оснований;б) химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;б) уравнения реакций ионного обмена;в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства оснований, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;г) пользоваться таблицей растворимости.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование и реактивы: презентация , интерактивная схема, анимированные задания.
на столах учащихся: растворы NaOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, LiOH, НCl, CuSO4, индикаторы: лакмус, пробирки, стеклянная трубочка
Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. «Состав и классификация оснований» Опорный конспект Интерактивная схема http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html2. Тесты по теме «Основания в свете теории электролитической диссоциации» Практический модуль Анимированные задания http://fcior.edu.ru/card/8364/testy-po-teme-osnovaniya-v-svete-teorii-elektroliticheskoy-dissociacii.htmlХод урока:
Этапы Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг.момент 2 мин Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят три облака: ярко-голубое, бледно-голубое, серо-голубое). Какое облачко вам больше нравится? Я рада,что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. 2. Проверка домашнего задания. 5 мин
Выборочная проверка домашнего задание ( 1 ученик от каждой группы- академик , профессор, кандидат наук). Учащиеся составляют критерии по которым будут оценивать выступающих. Демонстрация постеров, выступление учеников, оценка класса по критериям( максимально 5 баллов)
3.Изучение нового материала. 10 мин СТАДИЯ «ВЫЗОВА»
С веществами мы сталкиваемся ежедневно в повседневной жизни (иллюстрации).Веществ очень много: неорганических – более 500 тысяч, органических 1,5 миллиона и ежедневно синтезируются сотни новых веществ. Все вещества изучить невозможно. Поэтому вы уже научились их классифицировать. Давайте вспомним основные классы неорганических веществ. Один класс сложных веществ вы уже изучили. Какой?Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним классом неорганических веществ. С каким? Попробуйте догадаться сами. Перед вами – названия некоторых веществ, с которыми вы уже встречались либо в быту, либо в тексте вашего учебника. Все они связаны с темой нашего урока. Кто догадался, какой класс мы будем изучать сегодня?Действительно, основания, щелочи – едкие вещества, что отражено в названиях некоторых из них. А вот при чем здесь мыло? Разве оно едкое? Ведь мы ежедневно им пользуемся. Попробуем разобраться сегодня и с этим вопросом.
Тема урока: Химические свойства оснований с точки зрения ТЭД.
Давайте вспомним, что нам уже известно об основаниях. Что такое основания? Запишите пропущенные слова в определении оснований.Прочитайте определение. Если у вас оно записано правильно, поставьте себе 1 балл.
Работа с интерактивной схемой. Классификация оснований.
Задание. Дайте характеристику гидроксидам бария и алюминия по всем признакам классификации. – 3 балла.
Игра «Третий – лишний» – 3 балла.А) КОН, H2CO3, Ba(OH) 2Б) КОН, NaOH, Ba(OH) 2В) КОН, Сu(OH) 2, Ba(OH) 2
Обсуждение( фронтальная работа), ответы учащихся
Оксиды, основания, кислоты, соли.
Кислоты.
Основания
Запись в тетрадь
Работа в парах с опорными конспектами .Работа в парах .Работа в парах .20 мин СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Деление на группы.
Химические свойства:
Действие на индикаторы.
Групповая работа. Лабораторный опыт 1. Испытайте раствор выданной вам щелочи лакмусом. Запишите наблюдения в таблицу. Почему разные щелочи одинаково действуют на лакмус? Какой ион обусловил окраску индикатора?Запишите уравнение реакции диссоциации выданного вам вещества. (1 балл)
Какие еще индикаторы вы знаете? Вспомните, как они изменяют окраску в растворах кислот и щелочей и заполните остальные колонки таблицы.(1 балл)
Демонстрационный опыт . Действие раствора мыла на индикатор.
УЧИТЕЛЬ: Итак, мыло содержит в своем составе щелочь. Откуда она берется и что такое мыло с точки зрения химика вы узнаете в 11 классе на уроках органической химии.
2. Взаимодействие с кислотами
Изучая свойства кислот, вы рассматривали и реакции их взаимодействия с основаниями.Найдите в домашнем задании уравнение реакции кислоты с основанием.Задание дописать фразы в своем опорном конспекте. (1 балл)
Групповая работа. Лабораторный опыт 2. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.Составление уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. ( 2 балла)
3. Взаимодействие с солями.
Групповая работа. Лабораторный опыт 3. Взаимодействие гидроксида натрия с раствором сульфата меди.Составление уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.( 3 балла)
Групповая работа, индивидуальная работа , работа в парах с опорным конспектом.
Обсуждение.
Обсуждение.
Обсуждение условий протекания реакции обмена.Записи в опорном конспекте.
4. Подведение итогов. 3 мин Награждение лучших химиков. 5. Инф. О дом задании2 мин Опорный конспект
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида лития.
http://fcior.edu.ru/card/8364/testy-po-teme-osnovaniya-v-svete-teorii-elektroliticheskoy-dissociacii.html( анимированное задание) 6.Рефлексия 3 мин Полученные оценки с пожеланием на стикерах развешивается на облаках соответствующих настроению в конце урока. Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Речь
Эмоциональность
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Речь
Эмоциональность
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Речь
Эмоциональность
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Речь
Эмоциональность
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Речь
Эмоциональность