«Масленица» Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы
«Масленица»
Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы.
Л.Б. Панова
музыкальный руководитель
негосударственного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №106 ОАО «РЖД» г. Мичуринска
Задачи:- создание атмосферы праздника, радостного настроения;
-приобщение детей к русским традициям и обычаям;
-развитие у детей творческих способностей в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Участники:- дети подготовительной к школе группы, одетые в русские народные костюмы;
Емеля, поводырь, медведь, Масленица - дети подготовительной к школе группы, одетые в костюмы сказочных героев;
взрослые: ведущая в русском сарафане, кокошнике; 2 скомороха, одетые в костюмы сказочных героев - заранее подготовленные воспитатели.
Материалы: шумовой оркестр, санки, чучело Масленицы, гармошка, косынка, костюм Масленицы, русский платок, русский сарафан с кокошником для ведущей, костюм Емели, 2 костюма скоморохов, костюм поводыря, медведя, аудиозаписи музыкальных произведений, используемых на празднике.Место проведения: музыкальный зал.
На центральной стене праздничное оформление: в центре – гирлянда со словом «Масленица», весёлые скоморохи, солнышко.
Поодаль стоят столы, накрытые яркими скатертями, самовары. Здесь будет проходить чаепитие с блинами.
В зал заходят два скомороха.
1 скоморох. Эй, честной народ,
У ворот не стой!
Ты не спи на пути,
Просим в гости зайти
2 скоморох. Спешите, проходите,
Времени осталось в обрез,
Ждут нас прибаутки,
Чудеса из чудес!
Дети под русскую народную мелодию «Ах ты, берёза» заходят в зал и строятся полукругом.
1 скоморох. Народ собирается,
Праздник начинается!
2 скоморох. Ты постой, мой друг проказник,
А какой сегодня праздник?
1 скоморох. Про то публика знает,
Пусть она и отвечает!
Дети. Масленица!
1 скоморох. Верно, Масленица!
Не английский, не французский,
Масленица – праздник русский!
Будем петь мы и плясать
В игры русские играть!
2 скоморох. Внимание, внимание
Слушайте все!
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!
Дети читают заклички о Масленице
1 ребёнок. Ой, Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И румяным пирогом!
2 ребёнок. А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору поливали,
На широкий двор зазывали,
Да блинами заедали.
3 ребёнок. Широкая Масленица!
Мы тобой не нахвалимся,
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть,
На горках покататься.
Дети исполняют русскую народную песню «Широкая Масленица»
Ведущий. Русскую зиму проводить нужно
Задорно, весело и дружно!
Дети исполняют хоровод «Вот уж зимушка проходит», обр. П. Чайковского,
сл. Т. Мираджи Дети садятся на стулья.
1 скоморох. Вот и проводили мы Зиму!
Пришла пора с Масленицей веселиться!
Под музыку песни «Масленица» муз. и сл. Т.Гвайта скоморохи завозят на санках
чучело Масленицы.
В зал входит девочка – Масленица.
2 скоморох. Раздайся, народ,
Пропустите нас вперёд!
1 скоморох. Вот и Масленица пришла и веселье принесла!
2 скоморох. Её мы встретим песнями,
Стихами интересными.
Ну - ка, дети не зевайте,
Масленицу восхваляйте!
Дети читают стихи.
1 ребёнок. Душа ль ты моя, Масленица,
Приезжай к нам на широкий двор
В горках покататься,
В блинах поваляться!
2 ребёнок. А мы Масленицу ожидали,
Киселя с молоком не хлебали.
Вот и Масленица во двор въезжает,
Широкая во двор въезжает,
Всё в кониках вороных.
Всё на саночках расписных!
3 ребёнок. Наша Масленица дорогая,
Ненадолго к нам пришла.
Думали на семь недель,
Оказалось на семь дней!
Дети исполняют русскую народную песню «Маслёна, маслёна»
Игра с платочком.
Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется
им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
А я Масленица,
Я не падчерица.
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний),
возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы
быстрее.
Дети садятся на стулья.
Ведущий. Ребята, а что вы знаете о Масленице?
Дети (по очереди)
1. Масленица начинается в понедельник, который называется встреча.
2. Вторник – заигрыши ( время игрищ и развлечений).
3. Среда – лакомка (едят сладости).
4. Четверг - разгул (самый весёлый день).
5. Пятница - тёщины вечера (зятья – папы идут в гости на блины к бабушкам - маминым мамам).
6. Суббота – посиделки (родственники собираются на обед, ужин, долго сидят, общаются).
7. Воскресенье – проводы Масленицы.
Ведущий. Воскресенье называют прощённым днём. В этот день прощают все обиды,
мирятся. А вы, ребята, вспомните: никого не обидели, ни с кем не поссорились?
Обнимитесь – ка покрепче, помиритесь (дети обнимают друг друга). Ну, вот и хорошо!
После Масленицы наступает Великий пост, целых долгих семь недель до Светлого
праздника Пасхи – Христова Воскресения.
Ведущий. Ребята, а в какие русские игры вы играете?
Выходят дети.
1 ребёнок. Много разных игр есть,
Все их трудно перечесть.
Нам играть, друзья, не лень,
Мы б играли целый день!
2 ребёнок. Мороз, мороз,
Через тын перерос,
Не велит мороз стоять,
Велит детям поиграть!
1 скоморох. Так давайте в «Горелки» играть!
Весёлой игрой весну зазывать!
Игра «Горелки»
Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и
поднимают их вверх, образуя « ворота». Последняя пара проходит « под воротами» и
становится впереди, за ней идёт следующая пара. «Горящий» становится впереди,
шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин - дон, дин- дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные
стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки,
прежде чем одного поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий»,
опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встаёт
с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Под русскую народную песню «Ах вы, сени» в зал входит Емеля и поёт:
Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые, решётчатые.
Ведущий. Кто же это к нам идёт?
Кто же так смешно поёт?
Может к нам идёт Емеля?
Ой, Емеля, в самом деле!
Как же ты нас здесь нашёл?
Емеля. За водою я пошёл,
Да немножко заблудился.
Это где ж я очутился?
Сколько много здесь ребят,
Все весёлые сидят,
А гостей – то сколько, ой
Лучше я пойду домой.
Ведущий. Ты, Емеля, подожди,
Уходить ты не спеши.
Может в пляс сейчас пойдёшь?
Емеля. Не – е, плясать мне неохота,
У меня большая лень,
Ох, уж лучше я на печке
Пролежал бы целый день.
(Садится на стул, падает).
Ведущий. Что ты, что ты, встань Емеля,
Разве можно спать сейчас?
Музыку нам веселее,
Дети хлопайте сильнее,
Что б не выдержал Емеля
И со мной пустился в пляс.
Пляска Емели под русскую народную мелодию « Светит месяц».
Ведущий. Сегодня Масленица!
Емеля. Масленица! Вот это да!
Остаюсь у вас тогда.
Шумовой оркестр исполняет русские народные песни.
Игра «Ворон» (исполняется под русскую народную мелодию)
Дети встают в круг, держась за руки. Один ребёнок назначается первым «вороном».
Дети поют песню, водят хоровод и выполняют движения в соответствии текста песни:
Ой, ребята, та – ра - ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная.
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни дети закрывают глаза. «Ворон» выбегает круга и бежит за
спинами детей; незаметно он пятнает кого – будь из детей. Затем встаёт на своё
место в круге. Игра начинается сначала; дети не знают, кто будет « вороном», пока
запятнанный не останется в середине.
Емеля. Сегодня самое время встречать ряженых.
Ну – ка вспомню я, как щука учила:
По – щучьему веленью,
По – моему хотенью,
Гости ряженые, явитесь,
Нам сегодня покажитесь.
Под русскую народную песню «Как у наших у ворот» в зал входит Поводырь с медведём, они исполняют шуточную сценку.
Поводырь. Расступись, народ честной,
Идёт медведюшка со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
Медведюшка, ты петь умеешь?
(Медведь кланяется).
Поводырь. Ну – ка, спой, да погромче!
(Даёт медведю гармошку, медведь молча открывает рот).
Поводырь. Больно тихо ты поёшь,
Ничего не разберёшь!
Никому не слышно.
Спой, чтоб громко вышло!
(Медведь громко ревёт, поводырь хватается за голову, затыкает уши).
Поводырь. Ну, довольно, дай гармошку,
Я уже оглох немножко.
Хватит без толку реветь,
Покажи ты нам, медведь,
Как с утра идёт Емеля
На работу еле – еле?
(Медведь идёт медленно, впервалочку).
- А потом бежит с работы он весёлый без заботы.
(Медведь быстро бежит обратно).
- А теперь, покажи – ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце
смотрятся, да прихорашиваются.
(Медведь садится на пол, «смотрится в ладошку», румянится).
- А как они потом лихо пляшут?
(Медведь повязывает косынку, пляшет под русскую народную песню «Ах вы, сени».
Поводырь. Уж, Мишутка утомился,
И народу поклонился.
(Медведь кланяется).
Ведущий. Оставайтесь у нас гости дорогие.
Будем праздник продолжать.
Емеля. А когда же будем есть блины?
2 скоморох. Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Ведущий. Сударыня наша Масленица!
Протянись до Велика дня!
От Велика дня до Петрова дня! Раньше с такими словами обращались к Масленице, чтобы она подольше продлилась.
Ребёнок. Масленицу провожаем –
Весну встречаем!
Гостья нагостилася,
С зимушкой простилася,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
Дети исполняют хоровод «Масленица» муз. и сл. Т. Гвайта.
В зал заходит девочка – Масленица с подносом блинов.
Масленица. По обычаю нашему русскому миром и теплом встречаю.
Я вас, гости дорогие, на празднике блинами с пыла, с жара потчеваю.
Дети исполняют русскую народную песню «Блины».
Дети садятся за столы, проходит чаепитие с блинами.