Рабочая программа элективного куса в 9 классе Анализ текста

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа№6 села Каменка Красноармейского района Саратовской области»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по ВР Директор школы
_______Бухбалина Г.Т. _______ Бондаренко С.В.. ________ В.К.Гордеев
Протокол № «____» _____2013г Приказ №____от «___»____2013г
от «____» _____2013г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Анализ текста».




Учитель русского языка и литературы:
Клочкова Татьяна Ивановна.

I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса составлена на основе
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку,2004 г.
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку Программы по русскому (родному) языку, 59 классы, авторы программы: Ладыженская, Баранов, («Рабочие программы.
- Учебного плана МБОУ ООШ №6 с.Каменка
- Учебника для общеобразовательных учреждений под ред. Ладыженской, Баранова. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

     Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, в ходе которой учащиеся демонстрируют результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Задача курса – формирование компетенций лингвистического образования в процессе закрепления знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Построена программа на углубленном изучении структуры текста и его языковых особенностей.
Программа включает в себя:
Теоретический материал.
Вопросы и задания практического характера.
Вопросы и задания занимательного характера.
Цель программы - способствовать углубленному изучению структуры текста на основе роста речевой культуры школьника, активизировать работу при подготовке и написании сочинения по прочитанному тексту на ОГЭ.    

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями ми заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
1.Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить учащихся к составлению связных текстов.
2.Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять.
3.Выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выявлять причины использования того или итого типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки.
4.Усиливать выразительность высказываний эмоционально- экспрессивного характера.
5. Использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков.
6.Учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стелем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
Обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи.
Развитие интонационно выразительной речи.
Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.
Проведение стилистических экспериментов.
Развитие логического и абстрактного мышления.
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.




































По завершении курса ученик должен
знать:
а) особенности построения текста,
б) функциональные стили русского языка,
в) изобразительно-выразительные средства русского языка и особенности их употребления;
уметь:
а) проводить многоаспектный анализ текста: определять тему, основную мысль; объяснять смысл названия; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте различные языковые средства, производить лексический разбор текста; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль,
б) создавать собственный текст (в устной или письменной форме),
в) писать рецензию, отзыв на прочитанный текст

IY.Календарно-тематическое планирование.


п/п
Кол-во часов
Тема
Дата проведения

1
1
Введение. Текст и его признаки



2
1
Тема, идея, проблематика текста



3

1
План, тезисы




4
1
Конспекты



5
1
Средства связи предложений в тексте.



6
1
Речь, формы речи.



7
1
Диалог, монолог.



8

1
Типы речи



9
1
Типы речи



10
1
Сочетание типов речи в одном тексте



11

1
Описание общего вида местности.



12
1
Описание общего вида местности



13
1
Описание действий.



14
1
Функциональные стили речи.



15

1
Уроки устной речи.



16

Уроки устной речи.



17
1
Сфера использования стиля



18

1
Научный стиль



19
1
Сфера использования научного стиля.



20

1
Публицистический стиль,



21
1
Основные признаки публицистического стиля.



22

1
Газетная публицистика.



23
1
Жанры публицистики.



24

1
Официально- деловой стиль.



25
1
Художественный стиль.



26

1
Художественный стиль.



27
1
Средства художественной выразительности.



28

Тропы



29

1
Стилистические фигуры.



30
1
Прозаический и поэтический тексты.



31

1
Анализ текста



32
1
Комплексный анализ текста.



33
1
Лингвистический карнавал.



34

1
Обобщающий урок-повторение





Y.Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы.

Божко Н.М. Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы орфографии: конспекты занятий, практический материал.- Волгоград: Учитель, 2011
Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 9-11 кл., шк., гимназий и лицеев гуманит. направленности.- М.: Просвещение, 1995
Матвеева Т.В. От звука до текста. Все виды разбора на экзамене по русскому языку: Учебное пособие.- Екатеринбург: У-фактория, 2003
Никишова С.А., Сорокина Л.В., Соколова И.А. Программа «Многоаспектный анализ текста»
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 16 изд.- М.,: Русский язык, 1984.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.     
ОГЭ 2015. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.- 110, (2)с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»)
ОГЭ -2015. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2015. – 112с. – (ОГЭ – 2015. ФИПИ – школе).
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2015: учебно – методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015.

Интернет-ресурсы:
Материалы сайта ФИПИ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материалы с сайта «Капканы ЕГЭ и ОГЭ» учителя русского языка и литературы Бенделеевой Любови Михайловны.
Материалы сайта «Грамота.ру».








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15