Конспект урока русского языка на тему «Рисуем словесные картины». 3 класс УМК Гармония

Конспект урока русского языка.
на тему «Рисуем словесные картины».
Класс 3 б
УМК «Гармония»
Учебник: Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык 3 класс «К тайнам нашего языка». – М. : «Ассоциация XXI век», 2013


Рисуем словесные картины. 3-й класс. УМК "Гармония"
Цель: Учить умению передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках.
Задачи:
Формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому слову»;
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся через работу с несколькими источниками информации.
Развить логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учить понимать красоту и богатство родной природы;
Формировать навык грамотного письма;
Развивать фантазию и детское воображение.
Метопредметные:
Личностные:
Оценивать правильность выполнения действий;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Уметь слушать и понимать речь других детей;
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Добывать новые знания;
Произвольно и осознанно владеть общими способами решения задач.
Оборудование: Учебник: Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык 3 класс «К тайнам нашего языка». – М. : «Ассоциация XXI век», 2013; тетрадь – задачник к учебнику, ЭОР.
Подготовка к уроку: Выполняют упражнение 458
Ход урока
I. Организационный момент.
Дежурные проверяют готовность класса к работе на уроке.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Отгадав кроссворд, который на экране, вы узнаете, какому времени года мы посвятим наш урок. (Слайд 1 – см. приложение)












По горизонтали:
1. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.(иней)

2. Порой за себя мне бывает неловко,
Торчит у меня вместо носа морковка.(снеговик)

3. Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (снег)

4. Зимой и летом одним цветом. ( елка)

5. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. (декабрь)

6. Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой. (сугроб)

7. Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он- ( февраль)

8. Скатерть бела
Весь мир одела. (зима)
По вертикали:
1. С неба - звездой, в ладошке - водой. ( снежинка)

2. Морковка белая из воды сделана.
Растёт зимой, вниз головой. ( сосулька)

3. Шуба нова, а в подоле дыра. ( прорубь)

4. Бежит по снегу, а следов не видно. (поземка)

5. Подышал он на окно – вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берёз инеем укрыл ( мороз)

6. Начинает календарь месяц с именем ( январь)

7. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост как минее стекло, скользко, весело, светло! ( лед)

2. Учитель: На какую тему слова- отгадки?







Учащиеся: Зима.

2. Работа по теме урока.
Учитель: Дома вы размышляли над темой «Сказочно красиво!».
Чем вам нравится зима? Почему зимнюю природу считают красивой?
Учащиеся: Если попадешь в лес зимой, то окажешься в сказке. Земля одета в кружевную накидку. Кусты покрыты снегом так, что похожи на пуховые подушки. Сосульки на ветвях деревьев сверкают словно серебряные.
Учитель: А теперь я предлагаю вам посмотреть как рисуют зимнюю природу великие художники. (слайды 2-5 – см. приложение)
Выполнение упр. 459 в тетради на печатной основе.
Учитель: Помогите ребятам выбрать группы слов, которые, по-твоему, подходят к тексту с главной мыслью «Сказочно красиво!»
Учащиеся: как в сказочном царстве +
выбрала белый цвет -
кружевные накидки +
лепили снеговика –
будто в белых колпачках +
как белые медвежата +
словно пуховые подушки +
нос из морковки –
сверкает, как +
словно украшены +
Учитель: Какие сравнения вы использовали при выполнении домашнего задания?
Учащиеся: Елочка стоит будто в шубке; дороги посыпаны будто серебром; вьюга воет как волк и т. д.
Учитель: Прежде чем мы с вами нарисуем словами одну общую картину, послушайте, как рисовали словесные картины зимы известные писатели.

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из - под порошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста похож на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана. Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет свое лицо, - прямо в глазах строят немые смешные рожи. (В. Тендряков.)
Зима.
В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они убирают в алмазный наряд тонкие ветки деревьев и превращают в бриллиантовое ожерелье паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое. (Д.Кайгородов.)

- Какие сравнения вы услышали?


Физкультминутка.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

Планирование творческой работы.
Учитель: Попробуйте теперь стать писателями и поэтами и нарисовать словесные картины зимних пейзажей. Обратимся к учебнику (упражнение 460 стр. 52). Спишите начало вашей будущей словесной зарисовки и подумайте, что изобразите дальше. (Зима. Зима- настоящая волшебница! Она умеет делать все вокруг нас сказочно красивым! Посмотрите!) Можете создавать свою картину или одну из тех, что нарисована. Название можно дать свое.
- Давайте посмотрим на рисунки. Что изображено на первом рисунке?
Учащиеся: Зимний лес.
Учитель: Что изображено на втором рисунке?
Учащиеся: Кусты и поваленное дерево окутаны снегом, а над ними свисают будто в белых колпачках грозди рябины.
Учитель: Что изображено на последнем рисунке?
Учащиеся: Зимнее крыльцо дома с нависшими на нем сосульками.
Учитель: Вглядитесь, как изображены лес, грозди рябины, сосульки? На что они похожи?
Учащиеся: Они сказочно красивые. На первом рисунке кусты словно пуховые подушки. А грозди рябины на втором рисунке будто в белых колпачках. Сосульки на крыльце на третьем рисунке сверкают как серебряные палочки.
Учитель: О чем будете рассказывать?
Учащиеся: О своих зимних наблюдениях за природой.
Учитель: Еще раз вообразите картину и пишите. Постарайтесь не испортить свой текст ошибками. Потом не забудьте проверить.

Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Дополните свои работы рисунками. Изобразите природу, основываясь на её литературной характеристике.
Анализ работ
Учитель: Сумел (а) ли показать в рисунке то, что написал (а) в зарисовке?
Учащиеся: Да, все получилось.

3. Итог урока
Учитель: Помогают ли в работе над словесными зарисовками ваши наблюдения?
Учащиеся: Да, помогают.
Учитель: Оцените свою работу на уроке (на полях рисуют красный, синий или зелёный кружок. Слайд 6 – см. приложение)
Домашняя задание: упр. 461- Напишите словесную картину «Лепим снеговика».

Приложение.
Слайд 1




Слайд 2

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





Слайд 3

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Слайд 4.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







Слайд 5.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Слайд 6.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Заполненный кроссворд Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315