Анализ поэтического текста (на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»)
Гавриш Н. В.
Анализ поэтического текста
(на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»)
Тип урока: лабораторно-практическое занятие
Класс: 6
I.Образовательно-развивающие цели:
Применение опорных понятий: словесные образы, метафора, олицетворение, эпитет, сравнение, антитеза, тема, идея.Развитие общеучебных умений: определять понятия, выявлять в тексте противоположности, формулировать противоречия, сравнивать образы.
Развитие специальных умений: находить изобразительные средства языка (тропы), определять их вид и роль в идейном замысле поэта.
II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе всеобщего принципа противоречия и философских категорий: содержание-форма, причина-следствие, общее-особенное-единичное.
Заявка на оценку:
«5» – 22 балла и выше
«4» – 18-21 балла
«3» – 13-17 баллов
Оборудование: портрет Ф.И. Тютчева.
Раздаточный материал: текст стихотворения, комплект карточек.
План-конспект
Ход урока
Действия учителя Действия учащихся Баллы
I.Оргмомент.
II.Сообщение о теме урока, цели, задачах.
1.2.Сообщение о количестве баллов. Заявка на оценку:
«5» – 22 балла и выше
«4» – 18-21 балла
«3» – 13-17 баллов II.Актуализация знаний.
1.22 августа 1857 года Ф. И. Тютчев вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора …
Так проникновенно и по-философски мудро сказал поэт о замечательном времени года – осени.
– А сегодня мы продолжаем знакомиться с поэзией Ф. И. Тютчева. И название очередного шедевра поэта – «Листья».
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья». III.Работа по теме урока (фронтальный опрос).
3.1.Сформулировать вопросы-понятия к непонятным словам, используя карточку № 1, обращаясь к словарю
Что понимается под словом ввек?
Что представляет собой слово племя?
Что такое Зефиры?
В чем заключается сущность слова докучные? 4б (по 1 баллу за ответ)
IV. Работа с текстом(фронтальная работа).
4.1.Выделить главную мысль в каждой строфе в форме суждения. 1 строфа –
Иглы сосен и елей не желтеют в течение веков, но не являются свежими.
2 строфа –
Листья цветут и блестят на протяжении лета, но их жизнь коротка.
3 строфа –
Листья хотят улететь вслед за птицами и Зефирами.
4 строфа –
Листья хотят улететь с буйными ветрами быстрее с докучных ветвей. 2 балла за ответ
Повторение. Каковы свойства и виды словесных образов в художественных произведениях?
4.2.Установите соответствие между словесными образами и их признаками:
1) Эпитет а)перенос свойств одного предмета на другой по принципу их сходства, аналогии или контраста
2) Метафора б) образное определение, указывающее на качество предмета
3) Олицетворение в) образное сходство или отличие предметов с указанием объекта сравнения, предмета, с которым сравнивается объект и средства сравнения
4) Сравнение г) наделение неодушевленных предметов или абстрактных понятий качествами человека
Устные ответы (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
Самопроверка по образцу на доске:
– б– а
– д– в
Самооценка. Кто правильно установил соответствие между словесными образами, поставьте 4 балла, кто сделал ошибки – в зависимости от ответов. 4 б (по 1 баллу за ответ)
4.3. Выпишите противоположные понятия в этом стихотворении. Сосны, ели – листья
Уныние – веселье
Лето – осень
Бездействие –вечное стремление (улететь) 2 балла
4.4. Мы сегодня на уроке будем работать с ключевыми понятиями Сосны-ели – Листья. Составьте сборник словесных образов к понятиямЛИСТЬЯ – СОСНЫ-ЕЛИ
Индивидуальный труд Самооценка. Отмечают баллы за верные ответы, за образ и вид образа – по баллу 1-2 балла за образ и определение вида образа
4.5.Простая кооперация. Обсуждение в группах (1-2 группы – понятие ЛИСТЬЯ, 3-4 группы – СОСНЫ-ЕЛИ.Сложная кооперация – выступление от группы. Приложение 1.
К понятию Листья мы нашли следующие словесные образы: легкое племя, цветем и блестим, на сучьях гостим, были в красе, играли с лучами, купались в росе, даром висеть и желтеть, ждать не хотим.
К понятию СОСНЫ-ЕЛИ – тощая, как иглы ежа, ввек не желтеют, но ввек не свежа. Устные ответы учащихся на вопросы. Пользуясь карточкой №6, ответить на вопросы.
Сколько словесных образов встретилось в тексте?
Какие образы преобладают в тексте?
Чемобъяснить, что автор использует в качестве основных приемов метафору и олицетворение?
2.Как доказать, что выражение «легкое племя» является метафорой?
3.Каким образом метафора «легкое племя» характеризует листья? Олицетворения – 3
Метафора – 5
Эпитеты – 2
Сравнения – 1
Антитеза – 1
(Потому что за образами листьев, и сосен, и елей подразумевается человек.)
Поскольку метафора и олицетворение наделяют неодушевленные предметы качествами человека, перенос по сходству, а листья и сосны-ели представлены как живые существа,которые чувствуют,и мыслят, следовательно, эти образы помогают предать автору основную идею
1.Поскольку выражение «легкое племя» означает свойство предмета по принципу сходства, а метафора – это перенос свойств одного предмета по принципу сходства, следовательно, выражение «лёгкое племя» является метафорой. 1-2 балла за ответ
Фронтальная работа.
– Образы какого человека описывает Тютчев? Подобрать синонимы, характеризующие человека, к каждой строфе
1 группа – 1 строфа;
2 группа – 2 строфа;
3 группа – 3 строфа;
4 группа – 4 строфа; 1 строфа – человек пассивный, безынициативный, бездеятельностный, инертный, сонный, равнодушный, спокойный.
2 строфа – яркий, деятельный, активный, оптимист, энергичный, бодрый, жизнерадостный.
3 строфа – ищущий, мыслящий, размышляющий, анализирующий.
4 строфа – активный, действующий, энергичный, инициативный, 1 балл за образ
В статье учебника о стихотворении «Листья»на стр.204-205 говорится о всеобщем законе природы – единстве и гармонии, о котором пишет Тютчев.
Почему свои сокровенные мысли о ценности жизни, ее быстротечности, красоте и печали Тютчев выразил в форме стихотворения через образы листьев.
Жизнь — она как бусы, дни — большие бусины, минуты — маленькие. От того насколько мы ценим каждый миг нашей жизни, зависит какую бусину мы выберем в сей час. Иногда минуты превращаются в бесцветный или серый бисер, а бывает так, что каждая минута становится драгоценной и яркой, как бриллиант, сапфир, изумруд, рубин, янтарь или жемчуг. Перед нами всегда огромный выбор, он как россыпь драгоценных камней и не очень, и лишь от нас самих зависит каким будет наш следующий миг, чем насыщен, какого цвета и яркости, а может он уподобится лунному камню и станет удивительно радужным.
… И даже когда нить жизни обрывается и бусинки рассыпаются, драгоценные камни никогда не остаются не замеченными, они всегда ценны, потому поднимаются и сохраняются.
Так делайте вашу жизнь яркими драгоценными бусами. Пусть каждый ваш миг, будет удивительным и незабываемым, ярким и ослепительным, таким какой никогда не станет серым и бесцветным бисером на вашей нити жизни! Этому учат нас великие поэты. Эту тайну открыл нам поэт-философ Ф. И. Тютчев. Поэзия – емкое слово. То, что можно сказать прозой, 10 предложениями, в поэзии …