Технологическая карта урока окружающего мира по теме Кто такие птицы?


Технологическая карта урока.
ФИО учителя: Филиппова Татьяна Николаевна
Класс: 1
Предмет: Окружающий мир.
УМК: «Школа России»
Тема раздела: «Кто и что?»
Тема урока: «Кто такие птицы?»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.
Задачи:
1.Научить отличать птиц от других животных.
2.Исследовать строение пера птицы.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
4.Развивать кругозор и любознательность.
5.Создать условия для развития умения работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о птицах как части животного мира; называть главные признаки птиц; приводить примеры птиц; иметь представление о строении пера птицы.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться добывать информацию из иллюстраций, текста; развивать умение извлекать фактическую информацию; учиться выстраивать проблемный диалог, коллективное решение проблемных вопросов; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, слушать и понимать речь других; формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.Личностные: включаться в учебную деятельность; создать эмоциональный настрой; воспитывать бережное отношение к природе, уметь сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции; формировать уверенность в себе; оценивать свою работу и работу пары.
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, исследовательский метод в обучении, технология оценивания учебных успехов.
Учебник и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2014. Ч.1.
Оборудование урока: карточки с изображением Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи; индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб, птиц; картинки с изображением птиц; плакат «Строение тела голубя»; конверты с перьями птиц; лупа; ножницы; цветные карандаши; стакан с водой; аудиозапись диалога Муравья и Черепахи; сигнальные карточки для самооценки.
Продолжительность урока: 35 минут.
Конспект урока
Содержание педагогического взаимодействия
Этапы урока, цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный этап. Мотивация.
Цель: проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта, мотивация к учебной деятельности. Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
- Я рада приветствовать вас на уроке, надеюсь на вашу помощь и поддержку.
- Проверьте готовность к уроку.
-Сегодня урок очень интересный и на нём вы почувствуете себя маленькими исследователями. Учащиеся оценивают свою готовность к уроку, настраиваются на работу. Личностные: включение в учебную деятельность, установление эмоционального контакта.
Регулятивные: оценивание организации готовности к уроку.
2.Этап повторения изученного. Актуализация знаний.
Цель: повторить материал по изученным ранее темам и создать условия для активизации опорных знаний. - Давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках.
- Мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На столах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, а если рыбу – красным (самостоятельная работа)
- Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте работу друг друга. Если всё верно, вы согласны с одноклассником, поднимите руку (учитель просматривает работы учащихся во время самостоятельной работы). Если вы обнаружили ошибки, то помогите однокласснику в них разобраться. Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по узнаванию рыб и насекомых (работа с карточками)
Работа в паре по взаимоконтролю и взаимопроверке работы.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками; оценивание работы.
Коммуникативные: формировать устную речь в режиме высказывания; умение слушать собеседника.
Регулятивные: умение планировать свою деятельность.
3.Этап подготовки учащихся к активному сознательному восприятию нового материала, постановке учебных задач.
Цель: активизация мыслительной деятельности, постановка учебных задач. - Ребята, вы замечательно справились с заданием. А все ли кружочки оказались закрашенными? Почему?
- Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (голубь- птица)
- Почему вы голубя не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам?
- Кто уже догадался, кому будет посвящена наша тема урока? (птицам)
-На какие вопросы мы должны будем сегодня ответить? Чему научиться? Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока.
Формулируют цели урока. Коммуникативные: умение слушать учителя; оформление своих мыслей в устной форме.
Познавательные: умение делать выводы; овладение логическими действиями (сравнение, анализ); ориентирование в своей системе знаний.
Регулятивные: умение определять цель деятельности.
4.Физминутка.
Цель: сохранение здоровья учащихся (двигательная активность) Ролевая игра «Насекомые, рыбы, птицы» (Учитель показывает иллюстрации животных. Если насекомое – учащиеся имитируют его: повороты на месте с жужжанием; если рыба – «плывут», если птица – «летят»)Учащиеся выполняют движения. Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья.
Познавательные: умение классифицировать животных по отличительным признакам.
5.Этап открытия новых знаний.
Цель: развитие умения добывать информацию из иллюстраций, аудиозаписи; развитие умения вести учебный диалог, умение выражать свои мысли; использовать жизненный опыт.
Проблемный вопрос. - Ребята, давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику (на обратной стороне доски иллюстрация «Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха сидят за столом)
- Оказывается, он не один, у него в гостях Мудрая Черепаха. Послушаем, о чём рассказывает Мудрой Черепахе Муравей.
(аудиозапись: рассказ Муравья Вопросика)
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные, - подумал я, - и все они умеют летать… Наверное, все они птицы»
- А вы как думаете, ребята?
- Где мы можем найти подтверждение своим высказываниям? (учебник)
- Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, необходимо открыть учебник на стр. 36.
- Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы?
- Чтобы правильно ответить на вопрос, надо знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.
- Рассмотрите птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак. (Это перья.)
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?
- Давайте прочитаем в учебнике на стр. 37 подсказку Мудрой Черепахи.
- Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на стр. 37 и познакомиться со строением птицы на примере голубя. (Работа в парах: один читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями. На доске плакат «Строение тела голубя». После парной работы учитель показывает части птицы на плакате, а учащиеся называют их.)Рассматривают иллюстрацию.
Слушают учителя.
Прослушивают аудиозапись.
Отвечают на вопрос учителя, приводят доказательства своей правоты.
Открывают учебник, рассматривают животных.
Отвечают на вопрос учителя.
Рассматривают иллюстрации.
Выявляют общий признак птиц.
Читают вывод в учебнике.
Знакомятся со строением птиц, работая в паре.
Проверяют качество парной работы. Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций в учебнике и на доске; Овладение логическими действиями: анализ, сравнение, классификация.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме; умение слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, взаимопроверку.
6.Физминутка.
Цель: сохранение здоровья учащихся (зарядка для глаз) - Вы много наблюдали, читали. Пришло время отдохнуть нашим глазкам. ( учащиеся на экране следят за полётом воробья, не поворачивая головы) Выполняют зарядку для глаз. Личностные: осознание важности сохранения зрения.
7.Этап изучения новых знаний. Практическая работа.
Цель: развитие умения работать в паре при исследовании, вести учебный диалог. - Мы выяснили, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы сейчас превратимся в учёных.
А чем занимаются учёные? (наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы)
- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья.
- Как вы думаете, какое перо сохраняет тепло? (маленькое, мягкое)
- Это пуховое перо. Это тот самый пух, которым набивают подушки.
- А какое перо помогает летать? (большое, жёсткое)
- Это полётное или маховое перо.
- Какое перо осталось? (среднее)
Для чего оно служит? (покрывает тело птицы)
- Это контурное перо.
-Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены друг с другом. Аккуратно разъедините их.
- Ребята, если подует сейчас ветер, что произойдет с пером. (Оно полетит)
- Дуньте на перо, создайте ветерок. Почему оно полетело? (лёгкое)
- Почему перья лёгкие, что у них внутри?
- Аккуратно разрежьте перо. Что вы видите внутри? (внутри перо полое, пустое)
- Внутри перо пустое, поэтому оно и лёгкое.
- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (не намокло, вода капельками скатилась)
- О чём это говорит? (перо защищает птиц от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
- Сделаем вывод по результатам наших исследований.
- Мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нём играют перья. Отвечают на вопрос.
Открывают конверт.
Исследуют перья в парах.
Высказывают свои мысли.
Рассматривают перо.
Дуют на перо.
Разрезают перо.
Высказывают своё мнение.
Опускают перо в стакан с водой. Достают.
Отвечают на вопрос.
Слушают учителя.
Делают выводы по практической работе.
Слушают учителя. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать собеседника, вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих, проявление активности во взаимодействии.
Познавательные: умение извлекать информацию из образцов раздаточного материала;
Умение делать выводы на основе анализа объектов; овладение логическими действиями: анализ, сравнение.
8.Этап открытия новых знаний.
Цель: расширение кругозора учащихся через постановку проблемных вопросов. - Ребята, знаете ли вы птиц, изображённых в учебнике на стр. 37? Назовите их. Что общего у всех этих птиц? (перья)
- Кто знает самую крупную птицу в мире? (страус)
- Что вы о нём можете рассказать? (Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов)- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (пингвин)
- Знаете ли вы, как называется самая маленькая птица? (колибри, её длина всего 3 см)
- Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую в учебнике на стр. 36. Она украшена перьями. А чьи это перья?
Распушила хвост жар-птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс….. (павлин)
- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение? (для маскировки)
- Ребята, скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Вместе с родителями сделайте кормушки и подкармливайте птиц. Рассматривают иллюстрации.
Отвечают на проблемные вопросы.
Слушают учителя.
Рассматривают иллюстрацию.
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопрос.
Слушают учителя. Личностные: формирование экологической грамотности, ценностное отношение к природному миру.Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать собеседника, вести диалог.
Познавательные: выделять существенную информацию из беседы; ориентироваться в системе знаний.Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
9.Этап рефлексии.
Цель: осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов своей деятельности. - Муравей Вопросик просит ещё раз сказать ему, кто такие птицы. Приведите примеры птиц.
- С каким настроением вы работали?
- Что понравилось на уроке?
- Что оказалось сложным?
- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек:
зелёный кружок – активно работал, всё понял;
жёлтый – испытывал трудности, но преодолел их;
красный – было трудно, не смог ответить на большинство вопросов. Отвечают на вопрос.
Высказывают своё мнение.
Оценивают свою деятельность на уроке. Познавательные: осуществлять обобщение, делать выводы.
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий.
Коммуникативные: учитывать мнение других; формулировать своё мнение.
10.Этап подведения итога.
Цель: подведение итога урока. - Я благодарю вас за работу на уроке, за ваши мысли, чувства и эмоции. Вы – молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. Скажите себе: «Я- молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!» Слушают учителя.
Производят внутреннюю речь. Личностные: осознание качества и уровня усвоения материала.
Приложения.
Индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб, птиц.
2.Рассказ Муравьишки (в аудиозаписи)
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
Самоанализ урока.
Класс: 1 «Б»
Тема урока: «Кто такие птицы?»
Тип урока: изучение нового материала.
Место данного урока: первый урок по теме в разделе: «Кто и что?»
Краткая характеристика класса.
В классе 26 учащихся, из них 9 мальчиков и 17 девочек. В классном коллективе есть хорошо подготовленные дети, дети со средним уровнем подготовки и 2 ученика с низким уровнем подготовки. Учащиеся рассажены так, что во время урока учащимся, которым необходима направляющая и обучающая помощь, сверстники могли помочь или дополнительная работа осуществлялась со стороны учителя. В целом класс на уроке был активен, учащиеся легко включались в работу, с интересом работали в паре и при проведении исследования.
Какие УУД формировались в процессе урока?
В процессе выстраивания работы с детьми по теме урока я планировала сформировать следующие УУД:
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о птицах как части животного мира; называть главные признаки птиц; приводить примеры птиц; иметь представление о строении пера птицы.
Метапредметные:
Личностные:
- включение в учебную деятельность;
- создание эмоционального настроя;
- воспитание бережного отношения к природе, умение сопереживать братьям нашим меньшим;
- развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь), творческого потенциала учащихся, коммуникативных функций;
- формирование уверенности в себе;
- оценивание своей работы и работы в паре.
Познавательные:
- умение делать выводы;
- овладение логическими действиями (сравнение, анализ);
- ориентирование в своей системе знаний;
- умение извлекать информацию из иллюстраций в учебнике, на доске и из раздаточного материала;
- выделять существенную информацию из беседы;
Регулятивные:
- оценивание организации своей учебной деятельности;
- принятие и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действий в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществление самоконтроля, взаимопроверки;
- оценивание собственного поведения и поведения окружающих, проявление активности во взаимодействии;
Коммуникативные:
- формирование речи в режиме высказывания;
- умение слушать учителя, собеседника и вести диалог;
- оформление своих мыслей в устной форме;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- учитывать мнение других;
- формулирование своего мнения;
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности:
Для обеспечения мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности на уроке использовала приёмы усиления непроизвольного мотива удивления, любознательности (аудиозапись «Рассказ Муравьишки», перья птиц)
Формы работы: фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративная.
Методы и приёмы: речь учителя, высказывания одноклассников, текст учебника, наглядность, аудиозапись.
Оборудование урока: карточки с изображением Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи; индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб, птиц; картинки с изображением птиц; плакат «Строение тела голубя»; конверты с перьями птиц; лупа; ножницы; цветные карандаши; стакан с водой; аудиозапись диалога Муравья и Черепахи; сигнальные карточки («Светофор») для самооценки.Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, исследовательский метод в обучении, технология оценивания учебных успехов.
На уроке на все этапы было рационально распределено время, однако, работа на этапе практической работы (исследование пера) немного заняла больше времени, чем было запланировано. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими действиями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
В уроке были запланированы две физкультминутки. Физкультминутки были проведены в игровой форме, подобраны с учетом физиологических особенностей детей, соответствовали теме урока, оказывали эмоциональный настрой, развивали внимание учащихся, способствовали проверке знаний. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
Наглядность и дидактический материал были выбраны в соответствии с целью и задачами урока.
Контроль усвоения знаний был организован при помощи заданий на карточках (закрашивание кружочков под изученными группами животных) на этапе повторения изученного, во время проведения физкультминутки (ролевая игра «Насекомые, рыбы, птицы»). Далее осуществлялась проверка по эталону. Во время урока учащимися осуществлялись самоконтроль, взаимопроверка, самооценка. В конце урока дети сами анализировали свою работу, выявляли трудности и недочёты, отмечали своё настроение на уроке, используя сигнальные карточки «Светофор».
Урок носил воспитательный характер. На уроке царила доброжелательная атмосфера. Все дети активно работали. Прослеживалась смена видов деятельности. Были созданы условия для проявления индивидуальных способностей учащихся. Тема урока была раскрыта, поставленные цель и задачи удалось решить. Урок старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Считаю, что урок прошёл успешно.