Определение и различие именительного и винительного падежей имён существительных.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волчанская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района Воронежской области
Технологическая карта фрагмента урока в соответствии с ФГОС
Ф.И.О. педагога Бурляева Наталья Ивановна
Предмет Русский язык
Класс 4
Тип урока Урок открытия новых знаний
Тема урока Определение и различие именительного и винительного падежей имён существительных.
Цель урока Формирование умения различать И. п. и В.п. существительных, совершенствование навыков правописания безударных окончаний существительных через парную работу в процессе активного взаимодействия друг с другом.
Задачи урока Обучающая: создать ситуацию, подводящую учащихся к выведению определения и различия И.п. и В.п.
Развивающая: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся, умение анализировать и делать выводы.
Воспитывающая: воспитывать культуру общения учащихся при работе в парах, самостоятельность через самоконтроль и чувство взаимопомощи.
Планируемый результат Формирование умения различать И.п. и В.п. имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания существительных, обсуждать вопросы, поставленные учителем, размышлять и применять полученные знания на практике.
Формы организации
образовательного
пространства на уроке Парная, индивидуальная и фронтальная работа.
Средства обучения,
в том числе ЭОР Компьютер для учителя, проектор, экран, мультимедийная презентация, ЭОР (индивидуальные задания для работы в парах, карточки с заданиями разного уровня).
План урока
Этапы урока/ время
Деятельность Форма организации учебной деятельности УУД
Учителя Учащихся 1. Мотивирование к учебной деятельности/1минута
Слайд №1
Слайд №2
«Удачи в работе, хорошего настроения и положительных эмоций!»
Психологический настрой.
- Доброе утро, ребята! У нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем – улыбнёмся им, себе и друг другу.
-Я желаю вам удачи на уроке и надеюсь, что всё у нас получится!
Настрой на позитивное начало урока.
Слушают приветствие учителя, приветствуют друг друга.
Фронтальная работа Регулятивные:
- нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2. Актуализация знаний
/2 минуты/
Проблема!!!
3 .Минутка чистописания/
3 минуты
Слайд №3

Слайд №4
4.Постановка учебной проблемы/1 минута
5.Словарная работа/
2 минуты
Слайд №5,6
6.Определение темы и цели урока/2 минуты
- А сейчас я предлагаю вам разделиться на пары. Для этого обратите внимание на листок, который приклеен на спинку вашего стула, прочитайте слово, которое там написано, определите количество гласных букв в этом слове. Это и будет номер вашей пары.
-А сейчас вспомните нашу шутку, которая родилась на прошлой неделе: «Влад! Говори в лад!»
- А в конце урока мы вернёмся к этому и определим здесь то, чему научимся сегодня на уроке.
- Начинаем работу в тетради с минутки чистописания. Для неё предлагаю вам взять суффикс из слова работаем… (а),
Безударную гласную из корня слова пятерка… (я)
Приставку из слова узнаю… (у)
Окончание из слова узнаю… (ю)
Какие буквы мы выделили?
Задание 1:
- Составьте цепочку из строчных букв а я у ю так, чтобы в каждой группе буквы менялись между собой местами.
- Запишите составленную цепочку букв. Стараемся писать красиво и аккуратно!
- Какие группы получились?

-Молодцы! Хорошо!
-Как вы думаете: «Почему в задании встретились именно эти слова Работаем, Пятерка, Узнаю?
- Кто уже догадался, какая тема урока?
- Хорошо, вы правы, но для того, чтобы более точно сформулировать тему урока, предлагаю выполнить следующее задание:
Задание 2:
- Запишите слова в столбик:
Б..бл….тека
Ябл..ня
Уч..ница
Лес..ница
- Поставьте ударение, выделите орфограммы, обозначьте окончания в словах.
- Что можете сказать об этих словах?
- Хорошо, а что вы можете сказать об этих словарных словах?
-А в каком падеже стоят эти существительные?
- А как вы определили?

- В минутке чистописания мы прописывали 4 гласные буквы, какие буквы встретились в окончаниях этих слов?
- Какой можете сделать вывод?
- А ещё какие окончания мы прописывали?
- В каком падеже встречается у сущ 1 склонения окончание –у,-ю?
- Молодцы! А теперь мы можем более точно сформулировать тему и цель урока?
- Поскольку наша цель такая, то, что нужно делать для её осуществления? Дети читают слова, считают количество гласных букв и рассаживаются по местам:
1. Мир.
2. Любовь.
3. Доброта.

Отвечают: а я у ю
Дети прописывают в тетрадях буквосочетания
Отвечают: аяую яуюа уюая юуяа
Отвечают: мы узнаем что-то новое и работать будем на 5.
Отвечают: имена существительные с окончаниями
–а –я –у –ю
Записывают слова, ставят знак ударения, выделяют орфограммы.
Отвечают: это словарные слова.
Отвечают: это
существительные ж. р. 1 склонения с окончаниями -а –я.
Отвечают:
в именительном.
- По падежным вопросам!
Отвечают: -а, -я
Отвечают:это окончания сущ-ных 1 скл. в И.п.
Отвечают: - у, - ю.
Отвечают:
в винительном.
Отвечают: можем.
Формулируют тему (И. и В. падежи) и цель урока (научиться различать И. и В. п. имён существительных).
- Нам нужно научиться различать И. и В. падежи имён существительных! Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Познавательные:
- выполнение логических операций.
Познавательные:
- выделять существенную информацию на слайде,
- видеть проблему урока и определять задачи.
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные:
-умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные:
- дополнять, уточнять ответы одноклассников;
- проявлять познавательную инициативу
Регулятивные:
- дополнять, уточнять высказанные мнения.
Познавательные:
- выполнение логических операций.
Коммуникативные:
- речевая деятельность.
7. Работа по теме урока/
7 минут

8. Работа с учебником/
2 минуты
9. Работа по листам оценивания/2 минуты
Веера!
Физминутка /1,5 минуты
Слайд №7-музыка+листья! - Итак, давайте начнём осуществлять цель нашего урока.
-Сейчас каждая пара будет выполнять своё задание. В конце работы вам необходимо будет сделать вывод, который поможет отличить И.п. от В.п.
Задание 3:
1пара: а) Поставьте данные существительные в винительный падеж.
Кукла –
Вишня –
Вилка –
Книга –
Работа –
Игра –
Победа –
Выделите окончание. Сравните окончания в именах существительных 1скл. в винительном падеже и в именительном падеже. Сделайте вывод.
б) Определите падеж существительных. Сравните слова в столбиках. Сделайте вывод.
ушёл на работу                   любимая работа
взялся за ручку                        лежит ручка
упал в трубу                           стояла труба
заглянул под книгу               закрылась книга
сказка про лису                      хитрая лиса
2 пара: Найдите подлежащее в каждом предложении и определите часть речи, которой оно выражено. Укажите падеж выделенных существительных. Сделайте вывод.
Денис сдал тетрадь на проверку. 
Проверка помогла найти ошибки.
Дима верил в победу. 
Победа досталась трудно.
Дорожка вывела нас к дому. Отыскать дорожку мне помог Дружок.
3пара: Найдите существительные, подчеркните, поставьте к ним вопрос и определите падеж.
Сделайте вывод.
Учитель рассказал нам много интересного про снег.
Рано утром туристы шли через лес.
Сегодня все одноклассники собираются в парк.
Завтра родители едут за город.
- Молодцы, все справились с заданием, а теперь я приглашаю сюда по одному из представителей каждой пары для защиты своей работы.
Сначала прочитайте своё задание.
- А теперь я предлагаю обратиться к таблице из 185-го упражнения на 105 странице нашего учебника.
- Что вы можете сказать, глядя на неё?
-Дома перепишите эту таблицу в рабочую тетрадь и добавьте в каждую строку по пять своих примеров!
- А сейчас возьмите оценочные листы жёлтого цвета и оцените свою работу в парах по следующим критериям:
1.Внимательно слушал(а) других, не перебивал(а).
2.Выполнял(а) задания не отвлекаясь.
3.Помогал (а) другим в группе.
4.Вёл(а) обсуждение, вежливо возражал(а).
5.Предлагал(а) свои идеи.
- Оцените себя по баллам:
5 баллов -отлично,4 балла – хорошо
3 балла – не очень хорошо.
- Поднимите веера и покажите нам, пожалуйста, результаты своей работы в парах и мы увидим – на сколько сплочённо вы действовали.
- А сейчас я предлагаю вам активно отдохнуть.
- А теперь садитесь, успокаивайтесь и посмотрите на экран – пусть ваши глазки тоже отдохнут.
Выполняют задание, делают вывод.
Вывод:Мы узнали, что в В.п. окончания –у,-ю, а в И.п. –а,-я.
Выполняют задание, делают вывод.
Вывод:Мы открыли,что в В.п. есть предлоги,а в И.п.их нет.
Выполняют задание, делают вывод.
Вывод:Мы поняли, что если сущ. является подлежащим, то это И.п. а если второстепенным членом, то это В.п.
Выполняют задание, делают вывод.
Вывод: Мы теперь знаем, что - сущ. И.п. отвечают на вопросы кто? что?
- сущ. В.п. отвечают на вопросы кого? что?
Представители каждой пары выходят по очереди и защищают выполненное задание.
- В этой таблице мы нашли подтверждение тех сведений об И. и В. падежах имён существительных, которые самостоятельно открыли на этом уроке.
Парная работа
Фронтальная работа Познавательные:
- выполнение логических операций.
Коммуникативные:
- речевая деятельность;
- сотрудничество в парах.
Регулятивные:
- определение последовательности изучения материала;
- управление своей деятельностью.
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:- умение объективно оценивать свою деятельность.
10.Проверка усвоения знаний
4 минуты
Слайд №8
Возвращение к поговорке!
Слайд №9
«Влад! Говори в лад!»
Слайд №10 «Клад» и «лад».
Серые папки-3 штуки! Оранжевые листы.
Слайд №11 Подойдите, пожалуйста, к столу заданий – на нём лежат разноцветные карточки с заданиями разного уровня:
Красная – высокий уровень А
Зелёная – средний уровень В
Синяя – низкий уровень С
Если вы выполняете без ошибок:
Красную карточку – «5»
Зелёную карточку – «4»
Синюю карточку – «3»
Задание 4:
Ученик А: Составьте 2 предложения на тему осень, чтобы в каждом предложении было 1 сущ. в И.п. и 1 сущ. в В.п.
Ученик Б: Определи падеж и склонение существительных.
Солнце освещало лесную полянку.
Зима принесла стужу.
Жёлтые листья легли на землю.
Ученик С: Подчеркни главные члены предложения. У подлежащего определи падеж.
Строители построили новый дом.
Машина переехала через овраг.
Под берёзой ёж устроил нору.
-Ребята, сдайте ваши карточки мне, чтобы я оценила ваши работы.
- В начале урока мы вспоминали каламбур.
- Давайте вернёмся к нему и определим падежи имён существительных.
- Давайте придумаем новые поговорки со словами «клад» и «лад», которые отражали бы полезность нашей сегодняшней работы.
- Я приготовила вам заготовки, посмотрите, подумайте и составьте из них поговорки. А кто – то может быть придумает свою индивидуальную поговорку!
- Давайте определим падежи имён существительных!
-А я придумала вот какую поговорку: « Используй правила русского языка в лад и получишь в жизни клад!»
- Правила, друзья, надо знать и уважительно к ним относиться! Отвечают:Влад-кто?И.п.
Говори (во что?) в лад-В.п.
Собирают из отдельных слов поговорки:
1.Не нужен и клад (И.п.), если в семье лад (И.п.).
2. Говори в лад (В.п.) и получишь в жизни клад(В.п.).
3. Мир (И.п.) да лад(И.п.) – большой клад(И.п.). Индивидуальная
работа
Регулятивные:
- самоконтроль и коррекция, самооценка.
Личностные:
- нравственно – эстетическая ориентация.
11. Итог урока/
0,5 минуты
- Вы хорошо поработали. Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?
Отвечают:
- Я считаю, что мы достигли поставленной цели.
- Мы научились различать И. и В. падежи имён существительных. 12. Рефлексия/
2 минуты
Слайд №12
- Ребята, за время нашего урока выросло вот такое чудесное дерево и сейчас я предлагаю вам оценить - насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке. Для этого вы должны прикрепить на это дерево яблоко:
Красное яблоко – мне было всё понятно.
Жёлтое яблоко – было понятно, но ещё имеются вопросы по теме.
Зелёное яблоко – ничего не понятно.
-Ах! Какое замечательное дерево получилось со зрелыми ароматными яблочками. Но хорошо и то, что есть у нас и жёлтые и зелёные яблоки. Это говорит о том, что нам есть к чему стремиться и над чем работать на следующих уроках. Удачи всем!
- Спасибо за урок! Урок окончен. Оценивают своё состояние и прикрепляют яблоки на дерево.
Индивидуальная
и
фронтальная работа Личностные:
-адекватно оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Регулятивные:
- осознание качества и уровня освоения учебными действиями;
- оценивание работы.
Познавательные:
- работа с информацией.